УДК 37

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТОСТИ ГИБКОСТИ У ПЛОВЦОВ И РЕБЯТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ ВОЗРАСТОМ 10-12 ЛЕТ

№16,

Педагогические науки

Ахметшина Альбина Булатовна
Бекмансуров Раиль Хадиярович


Ключевые слова: ПЛАВАНИЕ; ГИБКОСТЬ; СПОРТ; АНАЛИЗ; SWIMMING; FLEXIBILITY; SPORTS; ANALYSIS.


Аннотация: Статья знакомит нас с исследованием анализа сравнительного уровня развития гибкости у пловцов и ребят, не занимающихся спортом в возрасте 10-12 лет. Особое внимание акцентируется на гибкость детей, которые занимаются спортом, а именно плаванием. Без гибкости не будет значительных результатов, будет много отрицательных воздействий на здоровье в целом.

В наше время не каждый тренер считает, что развитие гибкости является важным фактором при занятиях плаванием. Однако гибкость голеностопа позволяет улучшить скорость при плавании вольным стилем, на спине и баттерфляем, а гибкость коленного сустава позволяет улучшить толчок ногами в плавании брассом. Гибкость плечевого сустава улучшает пронос рук над водой, следовательно — увеличивает скорость прохождения дистанции. Гибкость поясничного отдела благоприятно влияет на работу всего тела. Поэтому важно владеть информацией о том, как правильно развивать гибкость и умение её использовать как во время тренировочного процесса, так и в соревновательный период.

Если исключить из тренировочного процесса упражнения на развитие гибкости, то результаты будут расти незначительно (по мере роста ребенка), возрастут травмы, будет оказано отрицательное воздействие на суставы, позвоночник и связки.

В плавании гибкость важна для улучшения результата и развития пластичности. Таким образом, данное исследование является актуальным в наше время.

Спортивные результаты в настоящее время во всех видах спорта неуклонно растут. Рекорды, недавно казавшиеся феноменальными, становятся доступными для сотен спортсменов. Это наглядно говорит о громадных возможностях человеческого организма, которые пока еще используются далеко не полностью.

Для достижения высоких спортивных результатов человек должен обладать не только большой волей и совершенной техникой, но и такими физическими качествами, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

Изучению факторов, влияющих на уровень развития этих качеств посвящено огромное количество работ. Широкий поток новых научных данных помогает совершенствовать методику развития физических способностей спортсмена.

Известно, что выполнение любого движения связано с проявлением гибкости, позволяющей совершать двигательное действие с необходимой амплитудой. Хорошая гибкость является одним из наиболее важных факторов, помогающих добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, обладающий достаточной гибкостью (при прочих равных условиях), рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, быстрее овладевает более совершенной техникой изучаемых движений. И напротив, при плохой гибкости искажается техника выполнения физических упражнений, увеличивается расход силы и других физических качеств, а также и голевых усилий. Вот почему вопрос о развитии гибкости является немаловажной проблемой.

Различные исследования уровня развитости гибкости и методики её улучшения отражаются во многих публикациях отечественных авторов: Панова Е. В., Алисов Н.Я., Зайцева Т. В., Шутьева Е. Ю., Трещева О.Л., Белов Р.А., Батурина В.Г., Третьяков Н.Д., Платонов В.Н.

Цель: на основе результатов исследования сравнить уровень развитости гибкости у пловцов и ребят, не занимающихся спортом в возрасте 10-12 лет.

Задачи: 1) Проанализировать и изучить научно-методическую литературу по развитию гибкости у пловцов;
2) Оценить уровень развитости гибкости у пловцов и ребят не занимающихся спортом 10-12 лет;
3) На основе полученных данных исследования сравнить результаты двух групп.

Методология

Для проведения исследования используются нижеперечисленные упражнения:

1 упражнение: «Складка», выполняется стоя в наклоне, измеряется в см ниже стопы

2 упражнение: Руки за головой, в замок, соединять локти сзади головы, измеряется в см

3 упражнение: Прокручивание назад – вперед с гимнастической палкой, измеряется в см расстояние между руками

4 упражнение: Ноги на ширине плеч, руки сзади в замок, выполняется наклон, руки тянуть к горизонтальной поверхности, измеряется в см от рук до горизонтальной поверхности

Организация исследования

Исследование проводилось в г. Елабуга, ДЮСШ «Олимп» — отделение плавания, общеобразовательной школы № 10 г. Елабуги с участием 30 испытуемых: пловцов 10-12 лет и школьников, не занимающихся спортом этого же возраста.

Результаты исследования

Главной целью нашего исследования было изучение и анализ существующего уровня развития гибкости у пловцов в возрасте 10-12 лет (см. в табл. №1) и школьников, не занимающихся в спортивных школах, той же возрастной группы. (см. в табл. №2)

Таблица №1

Результаты исследования пловцов

1 упражнение 2 упражнение 3 упражнение 4 упражнение
1. 3 см 9 см 35 см 35 см
2. 15 см 14 см 23 см 43 см
3. 17 см 10 см 18 см 38 см
4. 12 см 16 см 15 см 35 см
5. 18 см 8 см 10 см 41 см
6. 5 см 13 см 30 см 39 см
7. 20 см 12 см 15 см 43 см
8. 19 см 13 см 17 см 51 см
9. 15 см 22 см 12 см 46 см
10. 10 см 11 см 27 см 58 см
11. 16 см 9 см 10 см 44 см
12. 8 см 5 см 29 см 51 см
13. 13 см 16 см 12 см 38 см
14. 12 см 13 см 15 см 56 см
15. 13 см 18 см 17 см 45 см
Среднее 13 12,6 19 44,2

 

Таблица №2

Результаты исследования школьников

1 упражнение 2 упражнение 3 упражнение 4 упражнение
1. 10 см 19 см 36 см 47 см
2. 15 см 14 см 23 см 43 см
3. 19 см 16 см 18 см 38 см
4. 12 см 16 см 15 см 39 см
5. 20 см 18 см 12 см 41 см
6. 5 см 13 см 38 см 39 см
7. 22 см 17 см 18 см 45 см
8. 19 см 15 см 17 см 56 см
9. 23 см 25 см 12 см 46 см
10. 12 см 18 см 27 см 58 см
11. 16 см 19 см 17 см 47 см
12. 18 см 15 см 29 м 51 см
13. 16 см 16 см 12 см 42 см
14. 12 см 17 см 15 см 58 см
15. 13 см 18 см 17 см 52 см
Среднее 16 19,5 20,4 46,8

Результаты развитости гибкости пловцов лучше, чем у школьников, это видно по результатам в таблице, существенные различия результатов присутствуют только во втором упражнении потому, что оно используется тренерами по плаванию, для подвижности плечевого сустава так, как это упражнение способствует улучшению техники плавания баттерфляем. Остальные результаты показывают, что отсутствуют значимые различия в показателях гибкости между исследуемыми группами.

В процессе исследования выявлено, что у детей 10-12 лет, как пловцов, так и школьников, не занимающихся спортом, отсутствуют значимые различия в показателях гибкости между мальчиками и девочками. А ведь именно в детстве гибкость выражена лучше, чем у взрослых людей, и очень важно помнить, что со временем подвижность суставов ухудшается.

Сейчас есть много литературы и источников для изучения новых упражнений на гибкость, методик, исследований, но многие тренера придерживаются старых методов, а иногда и не уделяют должного внимания развитию гибкости, которая очень важна для достижения наилучших результатов. Везде присутствуют стандарты, и, если добавить новые упражнения, они не будут восприниматься, от нас также будут требовать стандартизированных средств и методов, и эти ограничения очень сильно сужают деятельность. Благодаря тому, что в наше время все зависит от заработной платы, многие тренера работают без энтузиазма, желания привнести что-то новое, их ограничивают во времени, в помещениях, в том, что они не могут продолжать свою деятельность с выпускниками 11х классов, т.е. поднять своих воспитанников на высшую ступень пьедестала мировых соревнований. Для развития плавания, нужно что-то менять, находить молодых увлеченных тренеров, открывать плавательные центры, куда смогут ходить не только школьники, приглашать тренеров высокого уровня для поиска чего-то нового, мотивации к занятиям. Надеюсь и мы когда-нибудь станем значимой частью этой спортивной системы.


Список литературы

  1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития, дисс. 1971.
  2. Алисова О.П. К вопросу о влиянии физических упражнений на объем движений локтевого и коленного суставов. «Теория и практика физической культуры, 1938.
  3. Байченко И.П., Грачева Р.П. Физиологический показатель тренированности нервно-мышечного аппарата. «Теория и практика физической культуры», т.ХIII, вып. 10, 1950.
  4. Барышников К.И. Прибор для динамического измерения подвижности позвоночника. «Теория и практика физической культуры» № 2, 1939.
  5. Батурина В.Г., Третьяков Н.Д. Влияние тренировки на гибкость в суставах. Физиологические обоснования тренировки, под ред. Зимкина Н.В., Коробкова А.В., Фарфеля B.C., 1969.