УДК 347.4

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В РСФСР

№16,

Юридические науки

Иванов Илья Сергеевич


Ключевые слова: КОНЦЕССИЯ; ИСТОРИЯ; КОНЦЕССИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РСФСР; CONCESSION; HISTORY; CONCESSION LEGISLATION OF THE RSFSR.


Аннотация: Статья посвящена особенностям развития правового регулирования концессионных соглашений в РСФСР, которые применялись государством совместно с иностранными предприятиями в целях стимулирования экономического роста в стране, а именно развития производства и улучшения кадрового потенциала. По мнению автора статьи, за данный исторический период накопился значительный правоприменительный опыт, изучение которого очень важно для реализации проектов государственно-частного партнерства в современный условиях.

В современных условиях, стабильный рост уровня благосостояния населения больше не может быть обеспечен экспортно-ориентированной и сырьевой экономикой [4].

В связи с кризисными явлениями государство вынуждено сокращать финансирование инфраструктуры.

Данная ситуация приводит к тому, что государство должно искать новые внебюджетные источники финансирования для развития значимых для общества проектов, в лице которых, разумеется, выступают бизнес-организации. Для этого государство должно иметь четкое представление того, как функционируют частные структуры, уметь взаимодействовать с ними. Одним из главных тезисов послания Президента РФ Федеральному Собранию была необходимость в привлечении «длинных заёмных средств и частных инвестиций в масштабные инфраструктурные проекты» [7].

Партнерство государства и бизнеса можно назвать одним из основных условий реализации стратегии экономического развития, а также усиления конкурентоспособности страны в мировой экономике [2].

Взаимодействие государства с частным сектором является крайне важным аспектом развития экономики в стране, так как при взаимовыгодном сотрудничестве бизнес-структуры могут обеспечить государство дополнительными финансовыми ресурсами, новыми технологиями, возможностями и инструментами при реализации инфраструктурных проектов.

Однако процесс взаимодействия частного сектора с государственным сектором требует его грамотного правового регулирования со стороны государственных органов. В период РСФСР накопился значительный опыт реализации концессионных соглашений, которые являются основной формой государственно-частного партнерства, и их правового регулирования. Выявление его особенностей и закономерностей имеет очень важное значение для понимания сущности концессионных соглашений, а также для формирования современного законодательства в этой области.

Формирование законодательства в сфере взаимодействия государственного и частного сектора, а именно в сфере концессионных соглашений начался еще в дореволюционный период. В 1836 году при Николае I была организована первая железнодорожная концессия для сооружения железной дороги Петербург — Царское Село – Павловск [6]. Несмотря на то, что условия данной концессии были очень льготными по отношению к концессионеру в силу стремления государства к развитию транспортной сети, это дало старт развитию данного механизма реализации инфраструктурных проектов, а следовательно, формированию правового регулирования концессий. К примеру, компания имела такие условия:
— период концессионного соглашения был бессрочным;
— земли, находившиеся на территории железной дороги, переходили в собственность компании на бесплатной основе;
— железная дорога находилась в собственности компании бессрочно.

В конце 50-х-начале 60-х в стране начался «концессионный бум», когда в 1859 г. крупномасштабная концессия на сооружение железной дороги от Москвы до Саратова была выдана предпринимателю фон Дервизу [11]. В 1865 г. правительство выдало ему же концессию на строительство Рязанско-Козловской железной дороги. Данная концессия была профинансирована с помощью создания российско-германо-английского акционерного общества. В результате, дорога была построена за 1,5 года, и доходы превзошли все ожидания.

Однако в начале 80-х годов участились случаи казнокрадства и коррупции концессионеров и чиновников. В итоге, правительство перешло к финансированию объектов инфраструктуры за счет казны. Это свидетельствует о том, что процесс реализации концессионных соглашений не сопровождался установлением правового режима их контроля и предоставления, что являлось предпосылкой к созданию адекватной правовой базы в этой области.

В советском государстве после Первой Мировой войны существовала колоссальная потребность в привлечении капитала для восстановления производства в стране и экономической ситуации в целом. Страна не обладала достаточным количеством средств, технологий и знаний для использования национального богатства в стране, что могли предоставить иностранные государства. Развитие экономических связей с советским государством также представляло интерес для иностранных государств, поскольку наша страна была богата сырьем и различными продуктами продовольствия (хлеб, нефть, текстиль, лес).

Первым шагом к началу формирования государственно-правовых основ концессионной политики стало оглашений на I съезде СНХ в 1918 г. «Тезисов об условиях привлечения иностранного капитала в товарной форме в Россию», основными положениями которого являлись:
— распределение концессий по территории страны не должно создавать сфер влияния иностранных государств [13];
— для иностранного капитала обязательны все действующие в Советской России общие и специальные законы;
— правительство вправе выкупить концессию до срока;
— гарантированная выплата процента иностранному капиталу на затраченные средства [12].

Но вышеприведенные условия не содержали основной гарантии – гарантии того, что капитал иностранного государства не будет национализирован, что было осуществлено в царской России при национализации иностранных предприятий.

В связи с этим СНК 23 ноября 1920 г. принимает Декрет «О концессиях», в котором был соблюден баланс интересов сторон, и который также свидетельствовал о желании государства развеять страх потенциальных инвесторов вкладывать капитал в развитие страны с «переходной экономикой». Основными положениями данного декрета были следующие:
— концессионер вознаграждался долей продукта с правом вывоза за границу;
— концессионеру предоставлялись торговые преимущества в случае применения особых технических усовершенствований;
— для обеспечения полного возмещения концессионера за риск и вложенные технические средства предоставлялись продолжительные сроки концессий;
— правительство гарантировало, что вложенное имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции;
— правительство гарантировало недопустимость одностороннего изменения условий концессионного договора [3].

В марте 1921 г. вовремя X съезда РКП(б) был официально введен НЭП и был одобрен вышеприведенный Декрет «О концессиях», а также принят важнейший правовой документ «Основные принципы концессионных договоров», который конкретизировал и регламентировал положения концессионных договоров.

В связи с возникшей активностью и все более нарастающим желанием иностранных предпринимателей вложить капитал в развитие экономических отношений с нашей страной возникла потребность в создании регулировавшего деятельность концессионеров единого органа. Так, в 1923 году был опубликован Декрет об учреждении Главного концессионного комитета при СНК [8].

Согласно Декрету, ГКК наделялся очень широкими полномочиями, а именно:
— руководство допуском иностранного капитала в промышленность, торговлей и иной хозяйственно деятельностью на территории РСФСР;
— ведение переговоров о заключении концессионных договоров и контроль за переговорами;
— рассмотрение проектов договоров, а также представление проектов договоров на утверждение СНК.

Таким образом, в РСФСР был создан правовой механизм регулирования концессионной деятельности.

Тем не менее, стоит выделить ряд особенностей правового регулирования концессий в РСФСР.

Одной из самых важных является преемственность и учет исторического опыта дореволюционной России при формировании законодательства, о чем свидетельствует первый пункт «Тезисов об условиях привлечения иностранного капитала…» о недопущении создания сфер влияния на территории страны [14]. Под историческим опытом понимается влияние иностранного капитала в царской России, что привело к возникновению различных промышленных областей под влиянием иностранных компаний.

Следующая особенность заключается в том, что концессия являлась специальным законом. СНК обладал законотворческой компетенцией, а рассмотрение и утверждение концессий было в его ведении, поскольку ГКК учреждался при СНК.

Стоит отметить, что ГКК образовывался не по принципу представительства от ведомств, а по персональному назначению СНК.

Для полной централизации и расширения деятельности ГКК в 1925 г. были учреждены Концессионные комиссии при наркоматах СССР, Концессионные комиссии при торгпредставительствах СССР за границей, Концессионные комитеты союзных республик.

Правительство в подавляющем большинстве случаев действовало от имени союзных республик при заключении концессионных договоров, при этом являясь одним из субъектов договора.

Существовало два типа имущества концессии: переданное государством на определенный срок и имущество концессионера. Имущество концессионера не подлежало ни отчуждению, ни залогу, ни взысканиям кредитора концессионера [5]. При этом условием всех концессий был безвозмездный переход основного имущества концессионного предприятия в собственность государства.

Собственностью концессионера были сырье, материалы, продукция предприятия, но государство было вправе приобретать продукцию предприятия по заранее согласованным ценам.

Во все концессионные договора включалось условие о досрочном выкупе предприятия, но с возмещением затрат и прибыли концессионеру, а также допускалось досрочное прекращение договора односторонним актом правительства или решением суда.

Концессионер должен был уплачивать три вида платежа: долевые отчисления в денежной или натуральной форме, плата за пользование имуществом, налоги.

Одним из обязательств концессионера была подготовка квалифицированных рабочих и административно-технический персонал из советских граждан.

Таким образом, можно судить об успешности проводимой государством концессионной политики, если обратится к данным о доходах государства от концессий. Так, в 1923-1924 гг. доходы составляли 14 млн рублей, 1924-1925 гг. – 14 млн рублей, 1925-1926 гг. – 26 млн рублей [1].

С 1922 по 1927 гг. от таких иностранных государств как Германия, Англия, США, Франция, поступило 2211 предложений о концессиях. В итоге, было заключено 163 концессионных соглашений.

Итак, в Советской России во многом благодаря Конституции РСФСР была создана институциональная правовая среда, которая способствовала росту производства, улучшению кадрового потенциала страны и в целом значительному улучшению экономической ситуации. Данный правоприменительной опыт может быть использован и в современных условиях рыночной экономики для привлечения внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов.


Список литературы

  1. Бутковский В. П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. М., Л.: Госиздат. — 1928. — 123 с.
  2. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.
  3. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий» // Собрание узаконений РСФСР. — 1920. — №91. — Ст. 481.
  4. Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1998.
  5. Камолов С.Г. Ипотечное жилищное кредитование в России в условиях экономического кризиса // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 184-195.
  6. Ландау Б.А. Концессионное право Союза ССР: С прил. действующих законов о порядке предоставления концессий // Право и жизнь, 1925. – 74 с.
  7. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию // Парламентская газета. 2018. 1 марта.
  8. Постановление Совета Труда и Обороны от 21 августа 1923 г. «Об учреждении при Совете Труда и Обороны Главного комитета по делам о концессиях и акционерных обществах» // Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 22. — Ст. 320.
  9. Раднаев Б. В. История правового регулирования концессионных соглашений // Вестник СПбГУ. – 2015. — №1. – С. 31-44.
  10. Сосна С. А. Концессионные соглашения. Теория и практика. — М.: «ООО Нестор Академик Паблишерс».- 2002. — 251 с.
  11. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 87 с.
  12. Юмашев Ю. М. Иностранные концессии в России и СССР (20-30-е годы) // Государство и право. – 1993. — №10. — С. 100-111.
  13. Kolesnikov Y.A., Pavlyuk A.V., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
  14. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Pavlyuk A.V., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.