УДК 34

НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ЭКСПЕРИМЕНТ В РОССИИ

№16,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: «МОЙ НАЛОГ»; НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД; НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ; САМОЗАНЯТЫЕ; «MY TAX»; INCOME TAX; TAX DEDUCTION; SELF-EMPLOYED.


Аннотация: В статье проводится анализ действующего законодательства, посвященного вопросам самозанятости, как нового режима налогообложения в Российской Федерации. Автор дает характеристику категории «самозанятые граждане». В статье определяются основные направления совершенствования законодательства, необходимые для устранения имеющихся противоречий и привлечения максимального количества субъектов малого бизнеса.

До недавнего времени вопрос, связанный с темой самозанятости населения, почти не поднимался. Однако в настоящее время этот вопрос для законодателя стал актуальным ввиду того, что весь мир развивается, появляются различные возможности заработать и реализовать себя во всевозможных видах деятельности.

До последнего времени самозанятые граждане не представляли большого интереса для государства, потому что их было не так много. Однако с каждым годом число самозанятых стремительно растёт. В результате это приводит к тому, что по оценкам специалистов и так внушительный пласт «серой» экономики, к которому эти люди относятся, начал увеличиваться в разы быстрее, чем раньше.

Еще в конце 2016 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что в России насчитывается почти 15 млн. самозанятых граждан, которые не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но самостоятельно и на свой риск ведут предпринимательскую деятельность с личным участием. «За них не уплачиваются страховые взносы, не учитываются пенсионные права, все это ведет к выпадающим из бюджета доходам» [цит. по: 1].

По этой причине власти поняли, что нужно как можно скорее вывести самозанятых «из тени» и сделать их в плане налогообложения равными остальным гражданам.
В конце 2018 года Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [2].

Закон о самозанятом населении вступил в силу с 1 января 2019 года и будет применяться только в четырёх регионах: Татарстане, Москве, Калужской области, Московской области.

Положения законопроекта для самозанятых имеют экспериментальный характер и вводятся на 10 лет. После окончательного внедрения эксперимента в этих регионах планируется распространить его по всей стране.

С 1 января 2017 года до 31 декабря 2018 года для самозанятых граждан после постановки на учет в налоговых органах были предусмотрены двухлетние налоговые каникулы (освобождение от уплаты НДФЛ и страховых взносов на 2017 и 2018 годы).

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного выше Закона «налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим». При этом доход самозанятых не должен превышать 2,4 млн. рублей в год.

В указанной же выше статье, помимо того, что законодатель раскрывает понятие налогоплательщиков в рамках данного проекта, он также перечисляет виды предпринимательства, которым не подойдёт «специальный налоговый режим». К таковым он относит: продажу товаров, к которым существуют акцизы; перепродажу товаров и имущества, кроме используемого для личных целей; добычу и продажу полезных ископаемых; любую деятельность, где привлечен штат сотрудников; предпринимательство в качестве посредника или агента.

В Налоговом кодексе РФ [3] закреплен краткий перечень видов деятельности, которыми могут заниматься лица, отнесенные к категории самозанятых. В нем всего три пункта: репетиторство, уборка, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми (п. 70 ст. 217 НК РФ).

Указанный перечень видов деятельности не является закрытым, власти регионов управомочены расширять его так, как считают нужным.

На наш взгляд, перечень видов деятельности, закрепленный в законе, неоправданно краток, не охватывает наиболее многочисленные категории самозанятых. Так, например, возможно оказание самозанятыми следующих услуг: по текущему ремонту жилых помещений; по организации и проведению экскурсий гидами-экскурсоводами. Последнее направление представляется довольно актуальным, поскольку развитие туризма является одним из приоритетных направлений развития государства.

Кроме того, не вполне очевидна мотивация региональных властей расширять данный перечень.

Частично озвученные недостатки действующего законодательного регулирования могли быть решены за счет принятия предложений, обсуждение которых шло в Общественной палате в 2016 году, а именно введения патентной системы налогообложения для самозанятых.

Подобная законодательная инициатива, бесспорно, выглядит значительно более эффективной. Создание устойчивого режима налогообложения самозанятых, упрощенные процедуры регистрации в сочетании с налоговыми каникулами, а также невысокой стоимостью патента позволили бы создать достаточно привлекательные условия для деятельности самозанятых.

Согласно новому закону налогоплательщики, применяющие налогообложение на профессиональный доход, не будут платить НДФЛ по итогам года. Для них предусмотрен единый налог по итогам месяца. При работе с физическими лицами налог составит 4 %, а при работе с юридическими лицами – 6 %.

В эти проценты отчисления уже входят взносы на медицинское страхование в размере 37% от уплаченной суммы налога. А пенсионные взносы самозанятый сможет платить добровольно и в таком размере, как ему хочется. Про социальное страхование указано, что самозанятый не признается плательщиком таких взносов.

Предоставление самозанятыми налоговой декларации по данному налогу не предусмотрено.

Кроме того, исходя из содержания ст. 3 Закона № 422-ФЗ, предлагается полностью автоматизировать процесс взаимодействия ФНС и гражданина с помощью мобильного приложения «Мой налог». Сумму налога ФНС рассчитает на основе сведений, переданных гражданином через приложение.

Однако, на наш взгляд, законодатель не учел тот момент, что не все граждане смогут воспользоваться указанной функцией. Не стоит забывать, что в роли самозанятых выступает и такая категория налогоплательщиков, как люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые не обладают соответствующими навыками работы с мобильными приложениями в полной мере.

Согласно ст. 12 Закона № 422-ФЗ для всех налогоплательщиков предусмотрен вычет по налогу в размере 10 тысяч рублей накопительным итогом. Налог уменьшается налогоплательщиком самостоятельно на следующих основаниях: для операций с физическими лицами не более — 1% от ставки налога; для операций с юридическими лицами не более — 2% от ставки налога.

Срок использования налогового вычета законом не ограничен. В случае, если самозанятый по каким-то причинам снимался с учета и вновь стал налогоплательщиком, то вычет не теряется. Налоговым вычетом можно воспользоваться в любое время.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что перевод самозанятых в формальное качество должен использоваться государством в первую очередь как мера стимулирования малого бизнеса, но не как источник пополнения казны. В той сложной экономической ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день, именно социальный эффект от создания комфортных условий для самозанятых следует признать важнейшим последствием реформ, и именно на его достижение должны быть устремлены силы государства.


Список литературы

  1. Зыкова Т. Минтруд нашел в России 15 миллионов нелегальных работников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/29/mintrud-nashel-v-rossii-15-m.. — свободный. — (дата обращения: 10.12.2018).
  2. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан): Федер. закон от 27 нояб. 2018 г. № 422-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 нояб. 2018 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 нояб. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 49 (часть I), ст. 7494.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 05 авг. 2000 г. № 118-ФЗ : в ред. Федер. закона от 25 дек. 2018 г. № 493-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32, ст. 3340; Рос. Газета. – 2018. – №294.