УДК 796.011.1

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

№16,

Педагогические науки

Лодыгина Анастасия Сергеевна
Мифтахов Алмаз Фаридович


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


Аннотация: В статье описывается влияние физической культуры на улучшение самочувствия, формирование физических способностей, всестороннее развитие личности. Физическая культура рассматривается как сфера культуры, которая позволяет с помощью своих собственных средств и методов раскрывать способности человека. В статье дается определение роли физической культуры в воспитании и самовоспитании человека, которое достигнуто лишь при правильном физическом образовании и занятии спортом.

Степень культуры общества в большей мере определяется уровнем становления, раскрытия и применения персональных человеческих возможностей. В системе общечеловеческих культурных ценностей одним из ключевых элементов считается степень здоровья и физиологической подготовленности. Человек как личность формируется в процессе социальной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт оказывают конкретное воздействие на формирование человека как личности, на становление социальных отношений.

Физическая культура — это доля общечеловеческой культуры, итог человеческой работы, средство и метод физического улучшения личности. Она влияет на актуально — значимые стороны личности, на возможности, которые передаются на генном уровне и развиваются в процессе жизни под воздействием воспитания, работы и находящейся вокруг среды. Физическая культура удовлетворяет общественные потребности в общении, игре, отдыхе, в некоторых формах самовыражения личности сквозь социально нужную работу. Являясь частью общей культуры общества, она ориентирована на закрепление и увеличение самочувствия, на все стороннее образование и гармонично развитой личности.

Физическая культура и спорт играют весомую роль в формировании личности. Почти все социальные ситуации проигрываются в спортивной работе, что разрешает нарабатывать житейский навык, выстраивать особенную систему ценностей и установок.

Итогом работы в физической культуре считается телесная подготовленность и уровень совершенства двигательных умений и способностей, высокая степень становления жизненных сил, спортивные заслуги, моральное, эстетическое, умственное развитие.

Физ. культуру нужно рассматривать как долю культуры общества, одну из сфер общественной работы, направленной на улучшение самочувствия, становление физ. возможностей человека и внедрение их в согласовании с потребностями социальной практики. Она представляет собой ту долю общей культуры человека, которая считается внутренней мерой степени становления физических сил и двигательных способностей. Это особенная и независимая область культуры, которая позволяет открывать невероятные способности человека[1].

Физическая культура выполняет функции общего становления и укрепления организма, подготовки к труду и обороне, удовлетворения потребностей в интенсивном отдыхе и оптимальном применении внерабочего времени, раскрытия волевых, физических свойств и двигательных способностей человека на максимальных уровнях.

Физическая культура и спорт считаются не только действенным средством физического становления человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления общественной активности людей, осмысленной формой организации и проведения их досуга, но безусловно воздействуют и на эти стороны человеческой жизни, как авторитет и состояние в обществе, трудовая работа, структура нравственно-умственных характеристик, эстетические эталоны и ценностные ориентации.

В обществе физическая культура считается важным средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое здоровье. Она способствует увеличению общественной и трудовой активности людей. Физкультурное движение опирается на многостороннюю работа государственной и социальной организации в области физ. культуры и спорта. На современном этапе принимается решение задачи перевоплощения глобального физкультурного движения во всенародное, которое основывается на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества[3].

Ведущими задачами физического воспитания юного поколения считаются: укрепление здоровья и закаливание организма, верное физическое развитие, сообщение молодежи важных двигательных умений и способностей, улучшение их физических возможностей, помощь формировании морально-волевых качеств[2].

Физическое воспитание – одна из составных частей системы воспитания, которая имеет цель — укрепление здоровья человека и его физическое развитие. В единстве с интеллектуальным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое образование поможет всестороннему развитию личности человека.

На учебных занятиях, тренировках, спортивных состязаниях ученики переносят огромные физические и моральные нагрузки. Умение подчинить собственные интересы интересам коллектива, зависимость итога спортивных состязаний от усилий всякого члена команды, выполнение конкретных правил спортивных состязаний, почтительное отношение к конкуренту помогают формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в собственных силах, выдержанность, дисциплинированность.

Приобретение учениками на учебных занятиях, тренировках познаний о оптимальных методиках выполнения двигательных действий, об применении обретенных способностей в жизни, усвоение правил закаливания организма, гигиены развивают наблюдательность, восприятие, увеличивают степень устойчивости интеллектуальной работоспособности[4].

Трудолюбие еще воспитывается именно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда им занимаются для достижения определенного итога, одолевая утомление, неоднократно делают физические упражнения. Целеустремленность, настойчивость в достижении цели переносятся в дальнейшем и на трудовую работу.

Физическая культура и спорт оказывают огромное воздействие на эстетическое образование личности, развитие его возможностей понимать, испытывать и верно воспринимать великолепное в действиях, в красе идеальных форм человеческого тела. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании содействует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта дают возможность воспринимать и испытывать великолепное в природе.

Обязательные занятия физической культурой по муниципальным программам ведутся в дошкольных, школьных учреждениях, во всех типах учебных заведений, а также в армии[5]. Школьной программой учтено проведение учебных занятий в размере 3-х часов в неделю, в том числе 1-го часа факультативного, проведение данных оздоровительных занятий в режиме дня, как утренняя гимнастика, физкультурные паузы, проведение глобальной физкультурной и спортивной работы во вне учебное время (секции по разным видам спорта, спортивные состязания и оздоровительные события, дни спорта, занятия в спортивно — оздоровительном лагере).

Спорт считается частью физкультуры и предоставляет шанс человеку расширить грани собственных способностей, это большая вселенная впечатлений, порождаемых успехами и бедами, популярнейшее зрелище, эффективное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс отношений между людьми.

Спорт — это именно соревновательная работа и особая подготовка к ней. В спорте есть собственные критерии и общепризнанные меры поведения. В нем имеет место быть влечение к победе, достижению больших итогов, требующих мобилизации телесных, психологических и моральных свойств человека. В следствие этого говорят, что люди, благополучно проявляющие себя в соревнованиях, имеют спортивный нрав. Удовлетворяя почти все потребности человека, занятия спортом становятся физиологической и духовной потребностью.

Таким образом, роль физкультуры, спорта в формировании ведущих свойств и качеств личности довольно велика. Человек обязан уметь отвлеченно думать, вырабатывать общие положения и работать согласно данным положениям. Но мало элементарно уметь рассуждать и делать выводы, — нужно уметь использовать их в жизни, достигать намеченной цели, одолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто лишь только при верном физическом образовании, занятии спортом.


Список литературы

  1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности: учебник / О.П.Андронов — М.: Мир, 1992. – С. 98.
  2. Выдрин В. М. Спорт в современном обществе: учебник / В.М.Выдрин – М.: Физкультура и спорт, 2007. – С. 292.
  3. Смирнов В.М. Спортивная физиология: учебник / В.М. Смирнов, В.И.Дуровский — М.: Владос, 2009. – С. 10.
  4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича — М., 1999. – С. 126.
  5. Попов В. Физкультура и спорт: учебник / В.Попов, Ф.Суслов – М., 1984 г. – С. 224.