УДК 339.5
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Экономические науки
Ревина Наталья Артёмовна
Ключевые слова: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ОЦЕНКА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ; ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ; ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; CUSTOMS AUTHORITIES ACTIVITY; EVALUATION; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITIES; SYSTEM OF INDEXES; PERFORMANCE INDICATORS; EFFICIENCY INDICATORS; INDICATIVE INDICATORS.
По реализуемым ведомством направлениям работы Центральный аппарат Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) производит оценку деятельности подчиненных структурных подразделений с помощью целевых критериев оценки деятельности, разрабатывают методики расчета значений показателей, планируют требуемые к достижению значения показателей. Перечисленные элементы формируют общий порядок проведения внутриведомственной оценки в приказе ФТС России от 19.01.2017 №86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов»[1].
Согласно общим положениям, структурные подразделения ФТС определяют тенденции деятельности таможенных органов в текущий период времени, учитывая возможность развития Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в будущем, по оценке результативности и эффективности региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен непосредственного подчинения (далее – ТНП) [2][3]. По направлениям работы формируются целевые критерии и показатели, которые делятся на основные группы :
1) показатели результативности деятельности (далее – ПР) – характеристики итоговых результатов, на осуществление которых непосредственно влияет деятельность таможенных органов ;
2) показатели эффективности деятельности (далее – ПЭ) – характеристики достигнутых результатов таможенных органов в сравнении с ресурсами материальными, финансовыми и затраченными трудовыми ;
3) индикативные показатели (далее – ИП) – характеристики, отслеживающие состояние регулируемой сферы и реализации политики государства, оценка появляющихся проблем, а также определения причин их появления.
При разработке методик расчета целевых критериев необходимо ссылаться на такие принципы, как реальная возможность выполнения установленных значений, разделение характеристик с учетом специфики таможенных органов (компетенции, территориальное деление, численность штата и др.). Обзор компонентов алгоритма порядка работ по разработке приведен на рисунке 1.
Рисунок 1. Порядок действий должностного лица таможенного органа по разработке и оценке показателей
С создания необходимых условий для разработки, внедрения и применения актуальных характеристик начинается порядок действий таможенных органов по разработке и оценке показателей. В структурных подразделениях таможенных органов распределяются обязанности, определяется степень участия каждого органа и его ответственность.
Далее осуществляется непосредственно разработка и утверждение порядка действий по обеспечению разработки, внедрения, применения и контроля системы показателей, данный пункт состоит из несколько подпунктов, как видим, на рисунке 1[4].
После действий разработки и утверждения система показателей внедряется, и деятельность подразделений таможенных органов направлена на обеспечение дальнейшего применения системы показателей.
После утверждения методик расчета показателей структурные подразделения ФТС России осуществляют мониторинг показателей в соответствии со своей компетенцией.
Рассмотрим непосредственно подведение итогов выполнения показателей, на основании заключений подразделений-исполнителей Главное организационно-инспекторское управление рассчитывает итоговую (интегральную) оценку деятельности РТУ и ТНП:
, (1)
где Э – интегральная оценка деятельности таможенных органов;
– коэффициент результативности деятельности;
— коэффициент эффективности деятельности.
В свою очередь значение коэффициента результативности деятельности ТО вычисляется по формуле:
, (2)
где N – количество показателей результативности деятельности, установленных таможенных органов;
∆Ki — относительное отклонение фактического значения i-го показателя от установленного значения.
Значение коэффициента эффективности деятельности таможенных органов вычисляется по формуле:
, (3)
где М – количество показателей эффективности деятельности, установленных таможенными органами.
Итоговая оценка деятельности в зависимости от значения интегральной оценки определяется следующим образом:
«отлично», если Э≤0,2;
«хорошо», если 0,2<Э<0,4;
«удовлетворительно», если 0,4<Э<0,6;
«неудовлетворительно», если Э≥0,6.
Главное организационно-инспекторское управление ФТС России представляет информацию для рассмотрения руководителю ФТС России за отчетный период выполнение целевых критериев оценки деятельности таможенных органов. На совещании рассматриваются и утверждаются итоговые оценки и рейтинг результативности и эффективности деятельности РТУ и ТНП за отчетный период. Утвержденные протоколом совещания у руководителя ФТС России материалы размещают до 20-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, на Портале в подразделе «Заключение ФТС России».
Каждый квартал РТУ и ТНП формируют отчеты о выполнении целевых критериев, размещают на Портале в подразделе «Отчеты таможенных органов», в которых содержатся сведения об утверждении итоговых оценках выполнения показателей результативности и эффективности деятельности подчиненными таможнями, а также рейтинг подчиненных таможен по каждому индикативному показателю с результатом. Подразделения-исполнители с подразделениями-соисполнителями направляют с учетом результатов анализа отчетов заключение о выполнении показателей, которое и направляют в Главное организационно-инспекторское управление.
Таким образом, для отслеживания результатов деятельности таможенных органов существует центральная база данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, а Главное организационно-инспекторское управление ФТС России осуществляет организацию и координацию действий структурных подразделений ФТС России по формированию и расчету целевых критериев.
Список литературы
- Приказ ФТС России от 19.01.2017 №86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов».
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А. В. Кнышов; Российская таможенная академия. Москва, 2016.
- Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
- Официальный портал Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb.URL: //http://customs.ru/.