УДК 339.5

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

№16,

Экономические науки

Ревина Наталья Артёмовна


Научный руководитель: Кнышов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ОЦЕНКА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ; ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ; ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; CUSTOMS AUTHORITIES ACTIVITY; EVALUATION; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITIES; SYSTEM OF INDEXES; PERFORMANCE INDICATORS; EFFICIENCY INDICATORS; INDICATIVE INDICATORS.


Аннотация: В данной статье рассматриваются порядок и правила оценки эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации и система показателей таможенного контроля, с помощью которой проводится анализ и оценка деятельности таможенных органов, а также дана оценка механизма взаимодействия подразделений Федеральной таможенной службы, осуществляющих администрирование показателей результативности, показателей эффективности и индикативных показателей.

По реализуемым ведомством направлениям работы Центральный аппарат Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) производит оценку деятельности подчиненных структурных подразделений с помощью целевых критериев оценки деятельности, разрабатывают методики расчета значений показателей, планируют требуемые к достижению значения показателей. Перечисленные элементы формируют общий порядок проведения внутриведомственной оценки в приказе ФТС России от 19.01.2017 №86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов»[1].

Согласно общим положениям, структурные подразделения ФТС определяют тенденции деятельности таможенных органов в текущий период времени, учитывая возможность развития Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в будущем, по оценке результативности и эффективности региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен непосредственного подчинения (далее – ТНП) [2][3]. По направлениям работы формируются целевые критерии и показатели, которые делятся на основные группы :

1) показатели результативности деятельности (далее – ПР) – характеристики итоговых результатов, на осуществление которых непосредственно влияет деятельность таможенных органов ;

2) показатели эффективности деятельности (далее – ПЭ) – характеристики достигнутых результатов таможенных органов в сравнении с ресурсами материальными, финансовыми и затраченными трудовыми ;

3) индикативные показатели (далее – ИП) – характеристики, отслеживающие состояние регулируемой сферы и реализации политики государства, оценка появляющихся проблем, а также определения причин их появления.

При разработке методик расчета целевых критериев необходимо ссылаться на такие принципы, как реальная возможность выполнения установленных значений, разделение характеристик с учетом специфики таможенных органов (компетенции, территориальное деление, численность штата и др.). Обзор компонентов алгоритма порядка работ по разработке приведен на рисунке 1.


Рисунок 1. Порядок действий должностного лица таможенного органа по разработке и оценке показателей

С создания необходимых условий для разработки, внедрения и применения актуальных характеристик начинается порядок действий таможенных органов по разработке и оценке показателей. В структурных подразделениях таможенных органов распределяются обязанности, определяется степень участия каждого органа и его ответственность.

Далее осуществляется непосредственно разработка и утверждение порядка действий по обеспечению разработки, внедрения, применения и контроля системы показателей, данный пункт состоит из несколько подпунктов, как видим, на рисунке 1[4].

После действий разработки и утверждения система показателей внедряется, и деятельность подразделений таможенных органов направлена на обеспечение дальнейшего применения системы показателей.

После утверждения методик расчета показателей структурные подразделения ФТС России осуществляют мониторинг показателей в соответствии со своей компетенцией.

Рассмотрим непосредственно подведение итогов выполнения показателей, на основании заключений подразделений-исполнителей Главное организационно-инспекторское управление рассчитывает итоговую (интегральную) оценку деятельности РТУ и ТНП:

, (1)

где Э – интегральная оценка деятельности таможенных органов;
– коэффициент результативности деятельности;
— коэффициент эффективности деятельности.

В свою очередь значение коэффициента результативности деятельности ТО вычисляется по формуле:

, (2)

где N – количество показателей результативности деятельности, установленных таможенных органов;
∆Ki — относительное отклонение фактического значения i-го показателя от установленного значения.

Значение коэффициента эффективности деятельности таможенных органов вычисляется по формуле:

, (3)

где М – количество показателей эффективности деятельности, установленных таможенными органами.

Итоговая оценка деятельности в зависимости от значения интегральной оценки определяется следующим образом:

«отлично», если Э≤0,2;
«хорошо», если 0,2<Э<0,4; «удовлетворительно», если 0,4<Э<0,6; «неудовлетворительно», если Э≥0,6. Главное организационно-инспекторское управление ФТС России представляет информацию для рассмотрения руководителю ФТС России за отчетный период выполнение целевых критериев оценки деятельности таможенных органов. На совещании рассматриваются и утверждаются итоговые оценки и рейтинг результативности и эффективности деятельности РТУ и ТНП за отчетный период. Утвержденные протоколом совещания у руководителя ФТС России материалы размещают до 20-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, на Портале в подразделе «Заключение ФТС России». Каждый квартал РТУ и ТНП формируют отчеты о выполнении целевых критериев, размещают на Портале в подразделе «Отчеты таможенных органов», в которых содержатся сведения об утверждении итоговых оценках выполнения показателей результативности и эффективности деятельности подчиненными таможнями, а также рейтинг подчиненных таможен по каждому индикативному показателю с результатом. Подразделения-исполнители с подразделениями-соисполнителями направляют с учетом результатов анализа отчетов заключение о выполнении показателей, которое и направляют в Главное организационно-инспекторское управление. Таким образом, для отслеживания результатов деятельности таможенных органов существует центральная база данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, а Главное организационно-инспекторское управление ФТС России осуществляет организацию и координацию действий структурных подразделений ФТС России по формированию и расчету целевых критериев.


Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 19.01.2017 №86 «Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов».
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
  3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А. В. Кнышов; Российская таможенная академия. Москва, 2016.
  5. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  6. Официальный портал Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb.URL: //http://customs.ru/.