УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ

№16,

Юридические науки

Пестова Оксана Георгиевна


Ключевые слова: ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ; ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ; МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ; ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ; INITIATIVE BUDGETING; LEGISLATIVE REGULATION; NORMATIVE LEGAL ACTS; LOCAL INITIATIVES; PROGRAM OF SUPPORT OF LOCAL INITIATIVES.


Аннотация: В статье рассматривается законодательное регулирование инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации. Изучены нормативные правовые акты, регламентирующие особенности инициативного бюджетирования на федеральном, региональном и местных уровнях. Анализ российского законодательства в области инициативного бюджетирования показал, что отсутствие комплексного правового регулирования на федеральном уровне вызывает определенные сложности распространения разновидности партисипаторного бюджетирования.

На сегодняшний день в Российской Федерации продолжает формироваться система управления бюджетной информацией, важной задачей которой выступает вовлечение граждан. Целью государственной политики в данном направлении является развитие у граждан навыков по использованию бюджетной информации. Одним из средств по достижению поставленной цели признается применение мер совершенствования инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации.

Инициативное бюджетирование представляет собой совокупность разнообразных основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов[1].

Полноценное функционирование инициативного бюджетирования возможно в случае законодательного закрепления его особенностей. На территории Российской Федерации ведется выстраивание системы правового регулирования инициативного бюджетирования: организуется активная деятельность по внесению изменений в действующее законодательство, по разработке нормативных правовых актов, программ, проектов в данном направлении.

Можно выделить три уровня законодательного регулирования инициативного бюджетирования в России:

— федеральный;
— региональный;
— местный.

На сегодняшний день нормативным правовым актом федерального уровня, регулирующим реализацию проектов с использованием инициативного бюджетирования, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отметим то, что проводится работа по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т. к. требуются корректировки в некоторых вопросах:

— выдвижение инициативных проектов и их обсуждение зачастую осуществляется через официальные сайты органов государственной власти субъектов РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— несоответствие порядка утверждения инициативных проектов, согласно которому местная администрация вправе вернуть инициаторам предлагаемый ими проект с объяснением причин отказа, общепринятой международной и российской практике реализации таких проектов;

— поддержка инициативного проекта большинством жителей муниципального образования (на практике в утверждении проекта участвует не более 25% жителей муниципального образования);

— многие инициативные проекты могут не иметь точной привязки к конкретной территории;

— в выдвижении инициативных проектов могут участвовать только граждане, обладающие избирательным правом (не учтен факт, что в некоторых регионах инициаторами проектов выступают школьники).

Также планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ. Со стороны Министерства финансов РФ поступили предложения по включению инициативных платежей (денежных средств) в состав неналоговых доходов местных бюджетов наряду со средствами самообложения граждан; по установлению исключения из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, которое позволит обеспечить направление инициативных платежей исключительно на реализацию инициативных проектов граждан[2].

Отметим, что инициативное бюджетирование находит отражение в государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №340. Данная программа предусматривает одним из результатов разработку субъектами Российской Федерации мероприятий по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъектов Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что в области инициативного бюджетирования осуществляется активная деятельность по его законодательному закреплению, на сегодняшний день в Российской Федерации комплексное правовое регулирование инициативного бюджетирования на федеральном уровне еще не сформировано.

Региональный уровень законодательного регулирования инициативного бюджетирования представляет собой правовую базу субъектов Российской Федерации.

К примеру, на территории Пермского края действует Закон Пермского края от 2 июня 2016 года № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае».

В Ленинградской области инициативное бюджетирование регулируется областным законом «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами муниципальных образований».

На территории Республики Башкортостан отбор проектов практики инициативного бюджетирования, известной в Российской Федерации как Программа поддержки местных инициатив, закреплен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 года № 168 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах».

Проведем краткую характеристику нормативных правовых актов Ленинградской области, Пермского края, Республики Башкортостан, регулирующих инициативное бюджетирование (далее – ИБ), его практики.

Таблица 1

Характеристика нормативных правовых актов Ленинградской области, Пермского края, Республики Башкортостан, регулирующих инициативное бюджетирование

 

 

Нормативный правовой акт субъекта РФ

Особенности нормативного правового акта, регулирующего инициативное бюджетирование

1 Областной закон Ленинградской области «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами муниципальных образований» — введены понятия «инициативная комиссия», «инициативное бюджетирование», «инициативные предложения», «утрата доверия»;

— решение совета депутатов муниципального образования порядок выдвижения инициативных предложений, участия граждан в их реализации;

— правовым актом администрации муниципального образования определяется порядок включения инициативных предложений в муниципальную программу (подпрограмму);

— закреплен порядок формирования инициативной комиссии, предусмотрено 2 случая досрочного прекращения полномочий инициативной комиссии и 10 случаев досрочного прекращения полномочий членов инициативной комиссии;

— прописаны условия предоставления средств на поддержку муниципальных образований (например, одним из условий является наличие протоколов собраний (конференций) граждан);

— указаны способы получения общественно значимой информации о реализации государственной политики в сфере государственной поддержки участия населения в осуществлении местного самоуправления;

— установлены формы оказания органами государственной власти Ленинградской области содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления.

2 Закон Пермского края от 2 июня 2016 года № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» — введены понятия «инициативное бюджетирование», «участники проектов инициативного бюджетирования», «инициативная группа», «проект инициативного бюджетирования», «муниципальная конкурсная комиссия инициативного бюджетирования», «краевая конкурсная комиссия инициативного бюджетирования»;

— основной целью ИБ является активизация участия жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержка инициатив жителей в решении вопросов местного значения;

— определены три приоритетные задачи: повышение эффективности бюджетных расходов за счет участия граждан; повышение открытости деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМСУ); развитие взаимодействия ОМСУ и населения;

— установлен порядок выбора жителями проектов инициативного бюджетирования;

— расписаны полномочия муниципальной комиссии, краевой комиссией;

— Правительство Пермского края ежегодно устанавливает максимальное количество проектов инициативного бюджетирования от одного муниципального образования и общая предельная сумма финансирования проектов инициативного бюджетирования;

— субсидии на проекты ИБ местным бюджетам из бюджета Пермского края предоставляются в размере не более 90% от стоимости проекта инициативного бюджетирования (субсидия в размере не более 50% от стоимости проекта ИБ предоставляется тем муниципальным образованиям, которые не являются получателями фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

— не менее 10% стоимости проекта обеспечивается за счет софинансирования из местного бюджета (местный бюджет может быть сформирован средствами населения, бизнес-сообществ);

— Правительство Пермского края определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Пермского края по реализации инициативного бюджетирования в Пермском крае.

3 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 г. № 168 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» — определена уполномоченная организация по проведению конкурсного отбора – ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан»;

— прописаны 3 категории участников конкурсного отбора;

— выделяется 5 целей конкурсного отбора: содействие в решении вопросов местного значения, вовлечение населения в управление, развитие механизмов ИБ, повышение качества предоставления социальных услуг на местном уровне, определение наиболее социально значимых проектов для предоставления субсидий;

— установлено 13 видов типологии проектов;

— на конкурсный отбор от одного поселения может быть представлена только одна заявка;

— важным условием является то, что субсидия из бюджета Республики Башкортостан предоставляются бюджетам муниципальных районов в том случае, если из бюджета поселения на софинансирование проекта выделяется не 5 %, а с стороны населения – не менее 3%; бюджетам городских округов в случае, если из бюджета городского округа выделяется не 15 %, а с стороны населения – не менее 5%;

— прописаны полномочия организаторов конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, некоторые права и обязанности участников;

— предусмотрены 4 случая отклонения заявки конкурсной комиссией;

— в Приложении № 1 представлен перечень необходимых документов для участия;

— в Приложении № 2 представлен образец заявки для участия, включающий 7 пунктов;

— в Приложении № 3 приведена балльная шкала оценки проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;

— установлен порядок работы конкурсной комиссии;

— в Приложении № 4 определен состав конкурсной комиссии (постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2018 июля внесены изменения в состав конкурсной комиссии);

— определен порядок предоставления субсидий;

— предусмотрены формы отчетов о реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.

По данной характеристике можно сделать вывод о том, что законодательные акты Ленинградской области, Пермского края охватывают всю область ИБ, независимо от его разновидностей и форматов. Отличительной чертой Пермского края является то, что издан отдельный нормативный акт, касающийся ИБ. Действующее постановление Правительства Республики Башкортостан затрагивает проекты по поддержке местных инициатив.

Местный уровень законодательного регулирования инициативного бюджетирования представлен нормативными правовыми актами муниципальных образований Российской Федерации. В основном примерами данного уровня являются решения советов муниципальных образований о принятии участия в проекте инициативного бюджетирования. Отметим то, что действие той или иной практики инициативного бюджетирования на определенной территории населенного пункта влияет на нормативное правовое регулирование в данной сфере. К примеру, в 2018 году на территории Республики Башкортостан в пилотном режиме был запущен муниципальный проект «Наше село» в 6-ти муниципальных районах, на которых были возложены функции по утверждению конкретных параметров конкурса (при помощи Центра изучения гражданских инициатив ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан» Академии наук Республики Башкортостан: типологии проектов, количества подаваемых заявок от сельского поселения, требований к предоставляемым на конкурс документам, балльной шкалы, источников финансирования и др.

Таким образом, органы государственной власти уделяют большое внимание теме нормативного регулирования инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации. Отсутствие комплексного правового регулирования на федеральном уровне препятствует широкому распространению инициативного бюджетирования. На первом этапе необходимо принятие основ инициативного бюджетирования, закрепление понятийного аппарата на законодательном уровне. При этом следует указать на тот факт, что у субъектов РФ имеется возможность разрабатывать и принимать региональные законы, определяющие основные правила инициативного бюджетирования в регионах, с учетом социально-экономического развития того или иного региона.


Список литературы

  1. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. 2015. № 12. С.43.
  2. Материалы доклада А.А. Беленчука, начальника Отдела анализа и развития бюджетной системы Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.nifi.ru/ru/category-of-news/57-novosti-nifi/691-webinar-2018-07-23.