УДК 37

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№16,

Педагогические науки


Пестова Оксана Георгиевна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РУКОВОДИТЕЛЬ; КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ; ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; MANAGER; DEVELOPMENT CONCEPT; DEVELOPMENT PROGRAM.


Аннотация: Руководитель образовательной организации принимает решение о том, в каких направлениях необходимо развиваться образовательной организации. В этом заключается назначение концепции развития образовательного учреждения, которая имеет свои особенности разработки. Поэтому важно определить функции руководителя при создании концепции образовательной организации.

Современным образовательным учреждениям необходимо адаптироваться к существующим условиям функционирования, поскольку все они осуществляют деятельность в рыночной экономике. Возрастает конкуренция и нужно уметь использовать инструменты, которые помогут эффективно осуществлять деятельность на рынке. Одним из таких инструментов является Программа развития, которая включает в себя долгосрочные планы образовательного учреждения, а также способы их достижения. Часть Программы развития – Концепция. Она состоит из нескольких составных элементов, которые необходимо создавать последовательно. При этом немаловажным вопросом становится то, кто данную концепцию разрабатывает, как при этом задействуется персонал, и какова роль руководителя. Поэтому в данной статье будет рассмотрена роль руководителя в разработке концепции развития образовательного учреждения.

Программа развития должна включать обязательные элементы:
– титульный лист – содержит гриф утверждения, слова «Программа развития», полное наименование образовательной организации, гриф согласования, место и год составления;
– паспорт программы – включает ответственных исполнителей, участников, цели, задачи, основные направления, этапы и сроки реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты;
– характеристику текущего состояния образовательной организации;
– концептуальную модель развития образовательной организации;
– основные направления стратегических изменений образовательной организации;
– ресурсное обеспечение программы развития;
– основные мероприятия программы развития с указанием сроков их реализации;
– механизм реализации программы развития;
– предполагаемые результаты реализации программы развития [1].

Концепция – это часть программы развития образовательной организации, которая содержит его основополагающие ценности, миссию всей системы, ее отдельных подразделений, цели и основные задачи в приоритетных направлениях развития.

Итак, основными элементами концепции являются:
— основополагающие ценности,
— миссия всей системы, отдельных подразделений,
— направления развития,
— цели, задачи.

Миссия организации (школы) – смысл, основное назначение ее существования [2, с.82].

Руководитель должен быть задействован на всех этапах разработки концепции.
На первом этапе руководитель образовательной организации должен:

1. Провести анализ следующих показателей:
— качество знаний, умений, навыков;
— уровень здоровья;
— используемые методы преподавания, общее качество преподавания;
— качество воспитательной работы;
— работа с кадрами: начиная от поиска, заканчивая обучением в процессе осуществления деятельности;
— материально-техническая база;
— внешние связи образовательного учреждения;
— внутренний психологический климат среди сотрудников, особенности социальной среды;
— наличие заказа на образование.

Отметим, что анализировать можно с помощью различных методов, в том числе с помощью балльных оценок и системы взвешенных показателей.

2. Вторым шагом является обдумывание, формулирование основной идеи развития образовательной организации. Разработка концептуальных основ.
3. Третий шаг – выявление элементов концепции, их функций. Пример: в рамках концепции организации обучения элемент концепции – мотивация обучения, функции – выработка понимания у обучающихся для чего они обучаются, что они получат в итоге.
4. Четвертый этап – разработка системы приемов по каждому элементу концепции. Пример приема в рамках названной выше концепции: разработка принципов стимулирования труда преподавателей.

Данные этапы являются подготовительной работой для создания концепции образовательной организации. Данные части общего процесса разработки руководитель может выполнять как сам, так и с привлечением персонала. Это необходимо для того чтобы руководитель ознакомился с мнением педагогического административного персонала, соотнес его с желаемым результатом и разработал концепцию с учетом существующего несоответствия.

Далее можно приступить к конкретным этапам разработки концепции.

Целью первого этапа разработки концепции развития признается определение основополагающих ценностей организации.

На втором этапе разработки концепции необходимо сформулировать миссию образовательной организации, его отдельных подразделений.

Третий этап характеризуется выбором направлений развития образовательной организации.

Четвертый этап направлен на постановку целей и задач.

Важно отметить, что все цели, задачи, так же как и миссия должны быть объяснены коллективу, чтобы каждый сотрудник работал не только для достижения общей цели, но и понимал, для чего ему это нужно, что будет способствовать личной заинтересованности и проявлению инициативы.

Далее необходимо приступать к разработке Программы в целом.

Для того чтобы разработать Программу развития руководителю рекомендуется привлечь администрацию образовательного учреждения. Затем следует создать рабочую группу, в которую войдут наиболее компетентные, опытные преподаватели. По возможности необходимо получить консультацию преподавателей вузов, ученых, поскольку это поможет создать такую концепцию, в рамках которых обучение учащихся будет адаптировано под требования современных образовательных организаций профессионального образования.

Эффективным признается деление рабочей группы на подгруппы, где каждая подгруппа отвечает за свою часть Программы, затем обсуждает ее с другими подгруппами в процессе доработки. Таким образом создается проект Программы.

Проект Программы выносится на педагогический совет, обсуждается и дорабатывается.

Программу с учетом корректировок необходимо выносить на расширенное заседание педагогического совета (с участием родительского комитета). Затем следует этап получения рецензий от руководителей других образовательных учреждений, представителей местного комитета образования. После этого Программу направляют на заключительную экспертизу, которую осуществляют преподаватели вузов, ученые.

На этапе утверждения Программы руководителю необходимо соотнести необходимую структуру управления, организационную структуру с существующей. Чаще всего существующая не соответствует, необходимо выделять специальную целевую структуру, которая будет осуществлять управление ходом реализации программы. Это необходимо поскольку зачастую существующие структуры могут справляться с реализацией программы (дополнительными заданиями) только в стабильных условиях. В случаях, когда возникают нестандартные ситуации, весь процесс ложится на руководителя.

Отметим, что для эффективной реализации программы руководителю необходимо четко ставить задачи, определять временные рамки выполнения тех или иных заданий, а контролировать ход работы рекомендуется с помощью периодических заседаний с участием всех ответственных лиц.

Таким образом, при разработке концепции развития образовательного учреждения руководителю необходимо создать базис концепции, привлечь сотрудников на конкретных этапах ее разработки, в дальнейшем наладить работу по созданию всей Программы развития организация: начиная с создания рабочих групп, заканчивая осуществлением текущего контроля за ходом реализации программы.


Список литературы

  1. Ладнушкина, Н.В, Ярцева, В.М. Как разработать программу развития образовательной организации // Система образования. Режим доступа: URL: https://vip.1obraz.ru. 20.11.2018.
  2. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Разработка миссии образовательной организации в условиях создания школ-комплексов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 82-84.