ИЗУЧЕНИЕ СЛОВ-ПАРОНИМОВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№4,

Педагогические науки

Клиппа Анна Андреевна
Козлова Марина Михайловна


Ключевые слова: СЛОВА-ПАРОНИМЫ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА; РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; WORDS-PARONYMS; SOCIAL AND POLITICAL VOCABULARY; DEVELOPMENT OF VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN.


Аннотация: В статье обосновывается необходимость создания Приложения слов-паронимов общественно-политической тематики, ориентированных на словарный состав текстов учебных пособий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальном курсе обучения, в целях развития лексического запаса младших школьников.

Слова-паронимы составляют один из самых сложных в семантическом отношении лексический разряд, поскольку при близости произношения и написания, при общности корневых морфем они имеют разные лексические значения, в связи с чем часто ошибочно взаимозаменяются в речи (употребляются одно вместо другого). Для детей младшего школьного возраста слова-паронимы представляют определенные семантические трудности, так как при восприятии той или иной лексической единицы они ориентируются прежде всего на ее формальные признаки. Ввиду относительной бедности словарного запаса, учащиеся начальной школы еще недостаточно четко разграничивают значения словообразовательных аффиксов, что приводит к множеству речевых ошибок в употреблении слов-паронимов, имеющих близкие в семантическом отношении аффиксы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее привитие им чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей. «В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации» [1, c.53]. Основополагающие идеи и знания, связанные с патриотическим формированием личности младшего школьника, излагаются с помощью слов общественно-политической лексики, которая в начальной школе представлена весьма обширно и тематически разнообразно.

Возникает вопрос о накоплении общественно-политической лексики детей младшего школьного возраста. Проанализировав состав словников текстов публицистического характера в учебниках русского языка, литературного чтения и окружающего мира, мы предлагаем один из вариантов словаря паронимов, который может быть полезен в педагогическом отношении учителю начальных классов при ознакомлении учащихся с подразделами лексики общественно-политического характера.

Приложение включает однокоренные слова-паронимы общественно-политической тематики, расположенные в алфавитном порядке и ориентированные на словарный состав текстов учебных пособий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальном курсе обучения.

Под паронимами (от греч. para – «возле» + onyma, onoma – «имя») понимаются «однокорневые слова одной и той же части речи, близкие по звучанию (единство корня, различие аффиксов), но разные или частично совпадающие в своем лексическом значении» [2, с.178].

Данное словарное приложение имеет своей целью нормативно-практическое употребление паронимов в устной и письменной речи учителя и учащихся; расширение и уточнение активного общественно-политического словаря и кругозора младших школьников.

При составлении словарного приложения паронимов использованы материалы толкового словаря и словарей паронимов русского языка [3,4,5].

Военный – воинский – воинственный.

Военный – 1. Относящийся к войне (время, события, тайна, обстановка, действия, завод и др.); 2. Обслуживающий армию и нужды войны (служба, присяга, наука, завод, промышленность, дело и др.).

Воинский – 1. Относящийся к военному делу, военной службе (билет, часть, устав, служба и др.); 2. Свойственный войну (высок.) (доблесть, долг, традиции, звание и др.).

Воинственный – храбрый, решительный (иногда иронич.) (вид, планы, народ, характер и др.).

Героизм – героика – геройство.

Героизм – способность к совершению подвига, к самопожертвованию (советского народа, массовый и т.д.).

Героика – героическое содержание, героическая сторона чего-либо (революции, труда, жизни, революционная и др.).

Геройство – 1. Смелость, храбрость, героизм; 2. Героический, смелый поступок (1– солдат, истинное, безрассудное и др.; 2- мальчишки и др.).

Героический – геройский.

Героический – 1. Совершающий подвиги, способный к героизму (армия, люди, молодежь, защитник, революционер и др.); 2. Свойственный герою, доблестный (поступок, дни, время, история, судьба, жизнь, борьба, труд, работа, традиции др.); 3. Повествующий о подвигах героев, изображающий героев (поэзия, литература, роли, содержание, драма, сказание и др.).

Геройский – отважный, смелый, свойственный герою (поступок, подвиг и др.).

Главный – заглавный.

Главный – 1. Самый важный, основной, существенный (задача, проблема, мысль, идея, роль, слово, тема и др.); 2. Самый большой, центральный (город, район, площадь, улица и др.); 3. Старший по положению, возглавляющий кого-, что-либо (командование, врач, конструктор и др.).

Заглавный – относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо (лист, страница, буква, роль и др.).

Год – годовщина.

Год – промежуток времени, равный 12 месяцам (новый, прошлый и др.).

Годовщина – календарная дата, отмечающая, что со времен какого-нибудь события прошел очередной год (Октября, Великой Отечественной войны, знаменательная и др.).

Дружественный – дружеский – дружелюбный – дружный.

Дружественный (офиц.) – взаимно благожелательный, основанный на дружелюбии, выражающий расположение (преимущественно о государствах, народах и отношениях между ними) (народ, страны, политика, отношения и др.).

Дружеский — характеризующий отношения друзей, принадлежащий другу (отношения, разговор, совет, встреча и др.).

Дружелюбный – дружески расположенный (человек и др.).

Дружный – связанный дружбой, согласием, единодушный (коллектив, семья и др.).

Знаменательный – знаменитый.

Знаменательный – важный, значительный (дата, событие, день и др.).

Знаменитый – известный, популярный (человек и др.).

Капиталистический – капитальный.

Капиталистический – относящийся к капитализму как общественному строю, характеризующий его (строй, отношения и др.).

Капитальный – основной, коренной, очень важный (труд, вопрос и др.).

Классовый – классный.

Классовый – свойственный общественному классу (общество, борьба, отношения, противоречия и др.).

Классный – 1. Относящийся к классу (группе учеников или помещению) (руководитель, комната, работа и др.); 2. Имеющий высокую степень чего-либо, квалифицированный (спортсмен, сталевар и др.).

Мирный – мировой – миролюбивый.

Мирный – согласный, дружный, характеризующий отсутствие войны, ссоры, вражды (жизнь, дом, народ, разговор и др.).

Мировой – распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира (война, слава, страны и др.).

Миролюбивый – дружелюбный, выступающий за мир, отсутствие войны, ссоры (страна, политика и др.).

Отечественный – отеческий.

Отечественный – относящийся к Отечеству, Родине, не иностранный, принадлежащий Отечеству (промышленность, товары, война и др.).

Отеческий – заботливый, внимательный, свойственный отцу (забота, внимание и др.).

Обосновать – основать.

Обосновать – доказать, убедить в пользу чего-либо (взгляды, мнение, поведение и др.).

Основать – создать, положить начало чему-либо (город, музей, завод, государство и др.).

Схема управления:

Обосновать – что? (теорию, вывод и др.), что чем? (теорию новейшими данными наук и др.);

Основать – что? (город, государство и др.), что на чём? (вывод на практических опытах и др.).

Освоить – усвоить.

Освоить – 1. Научиться пользоваться чем-либо; овладеть чем-либо (технику, профессию, машину и др.); 2. Запомнить, понять, разобрать (книгу, тему, язык и др.); 3. Обжить (землю, край, целину и т.д.).

Усвоить – понять, запомнить, воспринять что-либо (взгляды, книгу, тему, язык и др.). – Ср. освоить во втором значении.

Победный – победоносный.

Победный – относящийся к победе (гимн, марш и др.).

Победоносный – завершившийся победой, одерживающий победы (война, армия, народ и др.).

Побежденный – непобедимый.

Побежденный – такой, которого победили (армия, государство и др.).

Непобедимый – такой, который не может быть побежден (народ, армия и др.).

Предоставить – представить.

Предоставить – дать возможность пользоваться чем-либо, делать что-либо и т.д. (свободу, независимость, права, слова; решить дело, выбирать и т.д.).

Представить – 1. Доставить, подать куда-либо или кому-либо (отчёт, решение, плененного и др.); 2. Предъявить, доказать, удостоверить (документ, доказательство, сведения и др.); 3. Познакомить с кем-либо (друга, собеседника и др.); 4. Выдвинуть предложение (для награждения и т.п.) (к награде, к ордену, к званию и др.).

Рабочий – работник и рабочая – работница.

Рабочий, рабочая (сущ.) – человек (мужчина или женщина), занимающийся производственным трудом и принадлежащий к рабочему классу.

Работник, работница – человек (мужчина или женщина), который работает, трудится (хороший, опытный, научный, медицинский, завода и др.).

Разный – различный.

Различный – 1. Неодинаковый, несходный (характеры, цвет кожи, судьбы и др.); 2. Разнообразный, всякий (предметы, методы и др.).

Разный – 1. Неодинаковый, несходный (характеры, цвет кожи, судьбы и др.). Ср. различный в 1-м значении; 2. Разнообразный, всякий (предметы, методы и др.). Ср. различный во 2-м значении; 3.Иной, другой, не один и тот же (национальности, народ, пути, языки и др.).

Соседний – соседский.

Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, близлежащий (дом, сооружение, предприятие, страны, государства и др.).

Соседский (разг.) – относящийся к соседу, принадлежащий ему (дети, дача, имущество и др.).

Социалистический – социальный.

Социалистический – относящийся к социализму как общественному строю, осуществляющий социализм, выражающий идеи социализма (республика, революция, строй, страна и др.).

Социальный – общественный, характеризующий жизнь людей в обществе (положение, отношения и др.).

Стать (становиться) – встать (вставать).

Стать (становиться) – 1. Приступить к работе, деятельности (в соответствии со значением следующего далее существительного) (на защиту угнетенных, у власти, в караул и др.); 2. Остановиться, прекратить движение (ворота, на ковер и др.); 3. Употребляется как вспомогательный глагол «быть», а в будущем времени преимущественно в значении «начать» (он стал работать, стало светать и др.); 4. кем-чем, каким и безл. Употребляется как вспомогательный глагол в значении сделаться, превратиться (стать писателем, космонавтом и др. Стать всенародным праздником. Стать внимательным и др.).

Встать (вставать) – 1. Подняться на ноги, занять вертикальное положение (встать со стула, рано встать и др.); 2. перен. Подняться, двинуться на совершение чего-нибудь (встать на защиту Родины); 3. перен. Возникнуть, появиться (перед глазами встали картины счастливого будущего).

Трудовой – трудящийся.

Трудовой – 1. Относящийся к труду как деятельности человека в обществе (стаж, книжка и др.); 2. Основанный на применении труда (воспитание и др.); 3. Живущий заработком от своего труда (народ, люди и др.); 4. Приобретенный трудом (деньги, заработок и др.); 5. Протекающий в труде (год, день и др.).

Трудящийся – живущий заработком от своего труда (то же, что трудовой в третьем значении) (человек, люди, народ и др.). Ср. Трудящиеся (сущ.) (Власть трудящихся).

Человеческий – человечный.

Человеческий – 1.Относящийся к человечеству, человеку (общество, язык, жизнь, труд, культура, лицо и др.); 2. Свойственный человеку (достоинство, гордость, недостаток, чувства и др.); 3. Чуткий, заботливый, внимательный (то же что человечный) (обращение, отношение, слова и др.).

Человечный – 1. Внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям (человек, начальник и др.); 2. Выражающий внимание, чуткость, отзывчивость, заботу о людях (обращение, отношение, слова, фильм, политика и др.).

Для формирования патриотического сознания младшего школьника учителю необходимо разъяснять значения слов активно употребляющейся общественно-политической лексики. Точности и правильности речи способствует нормативное употребление слов-паронимов разных тематических групп и лексико-грамматических разрядов. Лучший способ разъяснения  лексических паронимов – это использование их в понятном для детей контексте. Обращение к толковым и другим словарям русского языка, справочникам норм и трудностей русской речи помогут педагогу правильно, без речевых и стилистических неточностей преподнести младшим школьникам изучаемый словарный материал.


Список литературы

  1. Основания педагогики // А.М. Новиков. – М.: «Эгвес», 2010. – 208 с.
  2. Розенталь Д.Э. Словарь — справочник лингвистических терминов // Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: «Просвещение», 2005. – 399с.
  3. Словарь русского языка и литературы // С.И.Ожегов, под общ.ред. Л.И.Скворцова. – Москва: «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2003. – 668 с.
  4. Словарь паронимов русского языка // О.В. Вишнякова. – М.: «Русский язык», 1984. – 191 с.
  5. Трудные случаи употребление однокоренных слов русского языка. Словарь-справочник // Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: «Сов. энциклопедия», 1969. – 296 с.