УДК 101

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЯ

№16,

Философские науки

Макарова Диана Сергеевна
Новикова Алена Викторовна


Научный руководитель: Александрова О.С., кандидат философских наук.


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИЯ; СОЗНАНИЕ; INFORMATION; CONSCIOUSNESS.


Аннотация: Данная статья посвящена востребованной во многих областях знаний информационной концепции сознания. Рассматриваются ограничения и возможности информационной концепции сознания.

Информационная концепция является достаточно актуальной и перспективной в современном мире, связано это с развитием информационных технологий и развитием искусственного интеллекта, а также областей, которые имеют серьезные результаты, например, психотехнологии[1]. Основной задачей данной статьи будет выявление основополагающих философских идей информационной концепции сознания.

Ключевым понятием данной концепции является информация, которая имеет множество определений. В широком смысле, информация – сообщение (устное, письменное, закодированное). С точки зрения кибернетики, информация – любая совокупность сигналов, которая воспринимает систему из среды (либо выдает среду, либо хранит ее в себе). Философия определяет информацию как меру отраженной упорядоченности, организованности и разнообразия структур любых явлений, как в материальном, так и в духовном мире. Информация – мера неожиданности (термин Шеннона). По К.В.Судакову, информацией является результат взаимодействия материальных тел, в частности физико-химических процессов. Ее функция на физическом и химическом уровне реальности состоит в том, чтобы уменьшалась неопределенность, возникала упорядоченность.

С точки зрения информационной концепции, сознание может быть программируемо.[2] Каждый элемент сознания представляет собой строго упорядоченную, самонастраивающуюся систему со строго определенными «функциями последовательности» (термин А.И. Яковлева). Эта система устойчива и одновременно очень динамична, полифункциональна.

Ключевым элементом сознания является информационный образ. Рассмотрим свойства этого вида информации более подробно. Согласно информационной концепции энергию организм получает из многих источников. Мозг работает на сверхслабых токах. Судаков полагает, что информация идеальна и энергией не обладает. У него есть понятие «информационное поле»[3]. Он обосновывает, что данное поле взаимодействует с информационными полями биосферы и ноосферы. Информация относится наряду с материей и энергией к фундаментальным свойствам Вселенной. Считается, что информация пронизывает все космическое пространство, составляет содержание всех космических тел. Однако в таком взгляде существует противоречие. Если информация идеальна, то как она может быть содержанием всех космических тел и пронизывать все космическое пространство? Ведь идеальное с одной стороны не обладает энергией, а с другой стороны ничего не излучает. Таким образом, тот факт, что информация пронизывает Вселенную, рассматривается как доказательство того, что информация не является идеальной.

Живые организмы как часть окружающей природы подчиняются законам, в том числе законам энтропии (рассеивания).[4]. В отличие от неживой материи, живые организмы стремятся к саморегулированию, к постоянству внутренней среды и способности приспосабливать к внутренней среде. Их функциональные системы направлены на удовлетворения потребностей, а информационные отношения являются системными и организованными. Таким образом, психика как информационная система является иерархически организованной.

В информационной концепции сознания понятия «мозг» и «сознание» практически неразличимы. Утверждается, что при всех превращениях, воспринимаемых мозгом образов, действительных предметов в них сохраняются эквиваленты данных образов: превращается образ в электрическую волну, в нервный импульс, в химические и физические реакции в клетках мозга. Эквивалентность при этом сохраняется.

Таким образом, в мозгу находится эквивалент. Сторонники материалистической информационной концепции сознания считают, что «эквивалент» и образ в контексте не различимы, являются синонимами. Нервный ток, химическая реакция, механические колебания никакого натурального образа не несут, но они сохраняют эквивалентность образа, которая при воспоминании, в результате обратных превращений воспроизводит слова и это касается всех видов восприятий. То есть имеет место превращение энергии предмета в эквивалент образа предмета, в результате возврата воспоминания снова превращается в образ и, таким образом, утверждается существование всеобщего закона прямой и обратной связи сознания и энергии в мозге человека.

Известный специалист Яковлев обращает внимание на то, что предмет, пославший к органам чувств энергетический заряд, многократно возвращается в энергетические эквиваленты образа предмета. Эти эквиваленты хранятся в памяти мозга, при случае возникновения потребности снова превращается в эквивалент образа предмета. Иначе говоря, вспоминаются размеры, цветовая гамма, запахи предмета, окружающая обстановка. Этот закон действует в любом состоянии человека, кроме состояния безпамятствования или наркотического состояния. [4]

Возникает вопрос, если человек видит, слышит, обоняет, осязает не эквивалент, а действительный мир, тогда на каком этапе переработки мозга информации эквивалент превращается в реально ощущаемый образ предмета? Возможно, в воспроизведении натурального образа участвует не один участок, а почти все, анализирующие и обобщающие сигналы всех органов чувств. Таким образом, образы действительности воспринимают не органы чувств, а человек в целом.

К.В. Судаков пытается дать ответ на вопрос, где и когда какой участок нервной системы слышит, видит, обоняет, осязает и опирается на голографический принцип воспроизведения действительности. Он ищет реальные предпосылки образования голограммы в мозгу (например, в виде жидких кристаллов ДНК). В качестве голографического кристалла он так же видит мембрану клеток. Однако, оказывается, в голографии необходимо участие святого луча, без света голограмма невозможна. Таким образом, присутствует существование неизвестного этапа превращений, позволяющего трансформировать эквиваленты у голограммы ощущаемых предметов, знаков и символов.

Далее К.В. Судаков вводит понятие «система кванта», под которым он понимает саморегулирующуюся и самоорганизующуюся единицу, деятельность которой направлена на удовлетворения различных потребностей организма. В своем обосновании он использует понятие «информационная энергия сознания»: «Информационная энергия сознания в самых разнообразных видах организует, упорядочивает, ускоряет и замедляет процесс прохождения сознания по всей нервной системе и в клетках мозга».[3] С точки зрения информации в системе кванта выделяется несколько уровней, например, эмоциональный, вегетативный, мыслительный и словесный.

В данной работе нами были рассмотрены основополагающие философские идеи информационной концепции сознания. Многие философы рассматривают сознание преимущественно с точки зрения познавательной функции. Функциональный подход изначально ограничен, потому что сущность сознания как атрибута, части личности не сводятся к его функциям. Информационная концепция как разновидность функционального подхода к сознанию также имеет определенные ограничения и возможности. Ее ограничение следует из неполноты системного подхода, являющееся ее основанием, а также неопределенностью научного статуса самого понятия информации. Относительно понятия «информация» существуют два взгляда. Согласно одной трактовке информация представляет собой некую субстанцию, которая не обладает массой и энергией, а в другой трактовке информация рассматривается как характеристика взаимодействия (определение В.Н. Тростникова).


Список литературы

  1. Смирнов И.В. Психоэкология. М.: Издательский Дом Холодильное дело, 2003. – 336 с.
  2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
  3. Информационный феномен жизнедеятельности / Судаков К. В. — М., 1999. — 380 с.
  4. Яковлев Александр Ильич. Материальность сознания. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 184 с.