ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАПРЕТА ПЫТОК

№4,

Юридические науки

Еминцева Юлия Алексеевна


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЗАПРЕТ ПЫТОК; ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАПРЕТА ПЫТОК; INTERNATIONAL LAW; BAN OF TORTURES; LEGAL CONTENT OF THE BAN OF TORTURES.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «пыток», право на запрет пыток, совокупность правомочий, которые предоставлены лицу в связи с данным запретом, а также обязанность государств соблюдать рассматриваемое право и обеспечивать его защиту.

В соответствии со статьей 2 Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания запрет (принятой в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН) пыток является правом, которое не может быть ограничено не при каких обстоятельствах: «Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток».

Само понятие «пыток» раскрывается в различных международных актах, однако общепризнанным является понятие данное в указанной Конвенции: «под пыткой понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо; или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».

Запрет пыток заключается в предоставлении человеку определенных прав, которым обеспечивается охрана и защита, как на уровне государства, так и предоставляемая международным сообществом. Так, Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак считают: «Право быть свободным от пыток и право быть свободным от бесчеловечного или унижающего обращения являются одними из самых главных прав человека» [1].

К таким правам относятся:

1. Право человека не быть подвергнутым пыткам, которое подразумевает ответственность государства в случае нарушения данного запрета его органами, должностными и уполномоченными лицами (представители полиции, тюремные охранники, солдаты и т.д.). Вопрос применения пыток в местах лишения свободы представителями власти является наиболее значимым, т.к. анализ международной судебной практики подтверждает тот факт, что именно при таких обстоятельствах данный запрет преимущественно нарушается в целях получения признательных показаний либо иных доказательств. В данной связи по настоящее время остаются актуальными слова Чезаре Беккариа: «Излишне было бы дополнительно иллюстрировать сказанное бесчисленными примерами того, как невиновные люди признавали себя виновными, корчась под пыткой от боли. Нет такой нации, такой эпохи, которые не давали бы подобных примеров» [2]. И, действительно, пытки продолжают существовать не только в тех государствах, в которых их применение является обычаем, но и в тех, которые позиционируют себя как демократические, провозглашающие права и свободы человека наивысшей ценностью. Например, в 2015 году в Комитет против пыток обратился гражданин России Сергей Сысуев с заявлением о том, что он подвергся пыткам со стороны сотрудников полиции, что было доказано в ходе общественного расследования судебно-медицинским освидетельствованием и показанием очевидцев.

2. Обязанность уголовного наказания и преследования лиц, нарушавших рассматриваемый запрет. То есть каждое государство обязано обеспечивать уголовное преследование лиц, виновных в указанном деяние. Также в отношении таких лиц статья 5 указанной Конвенция против пыток устанавливает универсальную юрисдикцию, в соответствии с которой государство обязано либо само наказать лицо, виновное в применении пыток, либо выдать такое лицо пострадавшему государству, на территории которого было совершено преступление, либо гражданином которого является потерпевшее лицо.

3. Право человека не быть выданным, возвращенным или высланным другому государству, где лицу может угрожать применение пыток. Статья 3 Конвенции указывает, что «Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток». То есть данный запрет также носит абсолютный характер и не должен нарушаться ни при каких условиях. Подтверждением является дело «Рамзи против Нидерландов»: заявителю угрожала высылка в Алжир, где к нему могли быть применены пытки. Здесь Соединенное Королевство выступало за то, что в целях обеспечения национальной безопасности рассматриваемое право может быть нарушено. Однако Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу заявителя [3].

4. Право человека, чье право было нарушено, получить компенсацию, а также обратиться с жалобой в целях восстановления нарушенного права. Формы возмещения ущерба указаны в статьях 13 и 14 Конвенции против пыток, к ним относятся: медицинское лечение и реабилитация, финансовая компенсация, гарантии от повторного причинения ущерба, реституция (возвращение в первоначальное положение), а также формы возмещения ущерба, обеспечивающие восстановление достоинства и репутации, а также публичное признание причиненного ущерба.

5. Пытками может признаваться заключение с лишением права переписки и общения «в связи с тем нравственным страданием, которое вызывает незнание потерпевшим продолжительности содержания под стражей, социальная изоляция и запрет на общение с семьей и друзьями» [4].

6. В Декларации ООН о защите всех лиц от насильственных исчезновений «насильственные исчезновения представляют собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания». Данный факт может вызвать сильное волнение и душевные страдания и у родственников и близких этого лица, что также может расцениваться как пытка.

7. Содержание в одиночной камере возможно только в крайних случаях, например, в целях защиты окружающих от обвиняемого при наличии соответствующих оснований. В иных случаях оно признается пыткой.

8. В отношении лица, находящегося под стражей не должны быть применены сила и принуждение, характер которых может при определенных ситуациях расценен как пыточный. Европейский суд по правам человека указывает: «в отношении лиц, лишенных свободы, применение физической силы, которое не является строго необходимым в связи с их собственным поведением, унижает человеческое достоинство и, в принципе, является нарушением права, предусмотренного статьей 3» [5].

Запрет пыток закреплен в большом количестве международно-правовых актов, из которых и вытекают указанные права и обязанности, которые выступают своего рода гарантиями, представленными в виде минимальных стандартов. Первым международно-правовым документом, закрепляющим запрет пыток стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Принципы провозглашенные в данной декларации являются основой многих международно-правовых актов и международных договоров. Как уже отмечалось ранее, рассматриваемый запрет устанавливает статья 5 указанной декларации. Вслед за Декларацией прав человека в 1966 году был разработан Международный пакт о гражданских и политических правах, статьи 7 и 10 которого обязывают государство гуманно обращаться со всеми лицами, находящимися в местах лишения свободы:

— статья 7: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство видам обращения и наказания. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».

— статья 10: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

В 1984 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая на сегодняшний момент является главным документом, в рассматриваемой области, содержит общепризнанное определение «пыток», указанное ранее, устанавливает ответственность государств за совершение преступлений рассматриваемого характера, а также предусматривает учреждение Комитета против пыток.

«Каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории, находящейся под его юрисдикцией» гласит статья 2 Конвенции. Конвенция также запрещает ссылаться в оправдание совершенного на какие-либо «уважительные» обстоятельства, так как таковых быть не может. Немаловажной гарантией является Факультативный Протокол принятый к Конвенции спустя 10 лет обсуждений, который вступил в силу только в 2006 году. Он создал универсальную систему международного и национального характера предупреждения пыток в местах лишения свободы, в соответствии с которой должны проводится регулярные и контрольные посещения таких мест. Данную обязанность Протокол возлагает на Подкомитет, который создает при Комитете против пыток, он состоит из 10-25 экспертов, которые и будут посещать места лишения свободы на территории государств, ратифицировавших данный Протокол. Согласно ст. 2 Протокола «В своей работе Подкомитет будет руководствоваться принципами конфиденциальности, беспристрастности, неизбирательности, универсальности и объективности». Посещение мест заключения является эффективным способом предотвращения пыток, что доказал подобный опыт Европейского Комитета по предотвращению пыток (Ситуации с применением пыток улучшились в Венгрии, Польше, Мордовии, Литве и др.). Также в полномочия подкомитета входят оказание необходимой помощи для создания соответствующих механизмов предотвращения пыток на национальном уровне, а также совещательные функции по данному вопросу.

Помимо указанных, существует еще большое количество международных актов, в которых запрещается применение пыток или выражено содействие к их предупреждению. К основным документам, содержащим минимальные стандарты в данной области относятся: Принципы медицинской этики, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и другие. Многие из перечисленных актов направлены лишь на элементы запрета пыток, однако также закрепляют их недопустимость.

Таким образом, запрет пыток представляет собой совокупность прав, предоставленных человеку, в соответствии с которыми ему обеспечивается защита от пыток, полагается компенсация в случае применения в отношении него таковых и ряда других, а также обязанность государств и международного сообщества данное право не нарушать и защищать посредством международных гарантий, закрепленных в различных международно-правовых актах.


Список литературы

  1. Гомьен, Д., Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика // М.: Изд-во МНИМП, 1998. — 600 с.
  2. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях // М.: Стелс, 1995. — 125 с.
  3. Постановление Европейского суда по правам человека от 27.05.2008 по делу «Рамзи (Ramzy) против Нидерландов» № 25424/05 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2008. № 10.
  4. Дреге, К. «Поистине лейтмотив…»: запрещение пыток и других форм дурного обращения в международном гуманитарном праве // Международный журнал красного креста. — 2007. — № 867. – 24 с.
  5. Постановление Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу «Максимов (Maksimov) против Российской Федерации» №43233/02 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2010. № 8.