УДК 37

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№16,

Педагогические науки

Ларченко Дарья Вадимовна
Мальчевская Марина Леонидовна (Кандидат педагогических наук, доцент)


Ключевые слова: ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА; ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ; КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ; ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD; LINGUISTIC PERSONALITY; COMMUNICATIVE PERSONALITY; LINGUISTIC EDUCATION; GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы коммуникативного развития ребенка и формирования языковой личности. Проанализированы особенности формирования языковой картины мира у младших школьников (на примере детей 3 класса, обучающихся в общеобразовательных школах республики Хакасия). Выявлены уровни развития речи у учащихся и обоснованы причины допускаемых ими ошибок. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что у младших школьников недостаточно устойчивый уровень сформированности языковой картины мира.

Сегодня в практике работы школы остро встала проблема коммуникативного развития ребенка и формирования языковой личности. При этом, отмечается, что у современных детей, в большинстве случаев, достаточно развит словарный запас и у достаточно большой части неплохо развита и связная речь, но при этом речь является не только невыразительной, но и мало информативной. Причины этого могут быть разными, но, как показывает практика, в большинстве своем они кроются в слабой сформированности у ребенка языковой картины мира. Но сформировать языковую личность невозможно без целостной языковой картины мира и ее учета в процессе обучения.

«Языковая картина мира» как научное понятие было впервые введено Л. Вайсгербером. Однако, как показывает анализ, проведенный М.Я. Добрей, «основоположником концепции языковой личности (ЯЛ) по праву считается Ю.Н. Караулов, который … исходит из понятия языковой картины мира и представления о личности, которая посредством языка сначала осваивает языковую картину мира, а затем с помощью языка проецирует себя в этот мир, обогащая тем самым себя и общественное сознание» [2]. В нашей работе мы исходим из характеристики языковой картины мира, данной О.А. Шороховой, в котором она понимается как «совокупность системных качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно–потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении» [4].

Сегодня подход к формированию языковой личности в научных исследованиях строится именно на основе этого понятия. При этом анализ литературы по данной проблематике говорит о том, что в реализации подхода формирования языковой картины мира у подрастающего поколения существует много неразрешенных вопросов. Одним из таких вопросов является проблема структуры картины мира ребенка. Кроме того, по словам А.В. Степаненко, не выяснено «как существующая в его сознании картина мира может быть выражена текстуально, в виде устного рассказа; как сам ребенок относится к факту владения им языком — средством общения с другими людьми; как в его сознании формируется система представлений об акте коммуникации и о процедуре общения с другими людьми и т. п. » [3]. Но при этом, по замечаниям К.Ф. Седова, «…закономерно выделение обобщенного облика языковой личности ребенка определенного возраста: дошкольника, младшего школьника, подростка и т.п.», так как «каждая из названных групп обладает сходными признаками дискурсивной деятельности и речевого мышления, обслуживающего эту деятельность» [1].

По мере того, как ребенок растет, изменяется и его языковая картина мира. При этом ее изменения напрямую связаны с его познанием окружающего мира. С приходом в школу в жизни дошкольника происходят важные изменения, касающиеся и его социального положения, и изменениями в ведущем виде деятельности, при этом он получает другие, ранее не известные ему, образы речевого поведения. Именно в начальной школе, где происходит овладение учебно-научной лексикой, понятиями «знание», «учение», «русский язык» и др., которые сначала осваиваются им, как дошкольником, на основе подражания. Постепенно языковая картина мира младшего школьника от образа переходит к понятию, а далее к слову. При этом языковая картина ребенка в начальной школе отличается своим взглядом на окружающую действительность. Как показывают исследования, образ мира, существующий в языке детей в этот период, значительно отличается от картины мира взрослых. Это заметно по психическим процессам познания ребенка и объясняется свойствами его мышления. Дети младшего школьного возраста имеют своеобразное мироощущение и мировосприятие. Так, психологи Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, указывают на такие характерные черты их восприятия, как слабая дифференцировка сходных объектов, что должно учитываться при обучении.

Кроме того, как уже указывалось выше, в период начальной школы у ребенка, по мнению В. В. Зеньковского, В. С. Мухиной, А. В. Мудрика, под действием общения со сверстниками и взрослыми динамично развиваются социализирующие характеристики. Именно тогда у школьников возникает потребность в оценке и самооценке, а также требовательность к себе и другим. Все эти особенности актуализируют проблему формирования коммуникативной личности, основанной на объективной языковой картине мира. При этом следует учитывать, что в младшем школьном возрасте эта картина отличается фрагментарностью, что, в первую очередь, отражается на лексике и умении ее использовать в процессе коммуникации. Следует также отметить, у ребенка в этот период семантика языковых единиц «отличается от семантики данных единиц в системе языка, в установлении прямолинейной связи между явлениями действительности и явлениями языка, в том числе грамматическими категориями, совокупностью мотивов, значимых для лингвистического образования» [3].

Работа над формированием лексической картины мира является первостепенной в начальной школе, что определяется тем, что именно в ней проявляется связь языка и действительности. Однако эта работа должна строиться на основе учета уровня сформированности этой части языковой картины мира. Все это послужило основанием для проведения исследования, целью которого было исследование речи младших школьников, предполагающее выявление сформированности номинативной функции речи младших школьников, объема активного и пассивного словарного запаса, развития словообразовательных процессов, уровня понимания слов, обозначающих названия предметов и действий. Экспериментальная работа проводилась на базе двух школ Республики Хакасия: МБОУ «Первомайская СОШ» и МБОУ «Зареченская нош». Всего в исследовании приняли участие 36 человек.

Как показали наши исследования, больше половины учащихся, а именно 58,8% имеют средний уровень развития речи по исследуемым показателям. Однако у этих детей были ошибки в словообразовании (свинята, овчата, ухи). Достаточно много затруднений вызвало задание по образованию относительных прилагательных, что свидетельствует о том, что в этом возрасте у детей преобладает умения образования слов по обобщенным словообразовательным моделям. На основе этого можно сделать вывод, у испытуемых слабо развито умение различать образование слов по конкретному образцу и образование слов по модели. Этот показатель был выделен у 35,3% учащихся.

41,2% третьеклассников на основе нашего исследования продемонстрировали уровень развития речи ниже среднего. Причем среди учеников, принимавших участие в нашей работе, ни один не показал высокий уровень. Больше всего затруднений у детей с уровнем речевого развития ниже среднего вызвали задания на понимание слов, обозначающих действия (52,9%), что свидетельствует о слабом развитии умения различать слова близкие по смыслу и употреблять их в нужном контексте. Также трудности были и с определением понятий. 47,06% учеников при выполнении этих заданий допустили ошибки.

Исследование словарного запаса также показало достаточно низкие результаты. Так 29,4% третьеклассников продемонстрировали уровень активного словарного запаса ниже среднего. Результаты изучения пассивного словаря детей показывают более высокие результаты. 11,8% при выполнении данного задания показали высокий уровень и 88.2% — средний уровень. Но и при его проведении были выделены определенные затруднения, которые возникли при описании формы предмета.

В целом наше исследование показало, что у младших школьников недостаточно устойчивый уровень сформированности речевых навыков, что также говорит о недостаточно сформированной языковой картины мира. Это еще раз подтверждает актуальность поднимаемой проблемы. Причем ее решение должно затрагивать такие сферы лингвистического образования, как формирование словаря с опорой на процесс познания ребенком окружающей действительности; «уточнение семантической структуры слова в языковом сознании ребенка с опорой на внутрисловную и межсловную парадигматику; совершенствование грамматического строя детской речи с опорой на семантические и асемантические грамматические категории; расширение круга мотивов лингвистического образования, включение и актуализация мотивов, связанных с процессом коммуникации и познанием самого языка» [3]. Все эти направления будут реализованы нами в процессе дальнейшей разработки проблемы формирования языковой картины мира в начальной школе.


Список литературы

  1. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ярославль, 2001. – 20 с.
  2. Добря М.Я. Специфика языковой личности ребенка // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. — №29 (320). – С. 55-61.
  3. Степаненко А.В. Языковая картина мира младшего школьника // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/statya-yazikovaya-kartina-mira-mladshego-shkolnika-2563727.htm. (дата обращения 28.11.2018)
  4. Шорохова О. А. Критерии развития языковой личности дошкольника // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное периодическое издание. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1079.htm. (дата обращения 15.11.2018).