УДК 94

ВЛИЯНИЕ ОХОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОШАДИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ ИНДЕЙСКИХ СТЕПНЫХ ПЛЕМЁН

№16,

Исторические науки и археология

Попов Максим Евгеньевич


Ключевые слова: ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ; БИЗОН; КОННАЯ ОХОТА; ЛОШАДЬ; СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС; NORTH AMERICAN INDIANS; BISON; HORSE HUNTING; HORSE; SOCIAL STATUS.


Аннотация: В данной статье рассматривается зависимость между появлением лошади среди индейцев Северной Америки и изменением характера их быта и социально-экономической составляющей племён в целом.

Охота на бизонов не могла не повлиять на характер социально-экономической жизни степных племён. Ценность бизона обуславливалась и тем, что помимо пищи, из его туши можно было получить некоторые важные для индейцев материальные ресурсы: сухожилия шли на тетиву и нитки; рога на чашки и ложки; волосы использовались для изготовления верёвок и поясов; из кожи делали мокасины, одежду и покрытия для вигвамов [1, с. 243]. В связи с этим бизон являлся культом почитания, что нашло отражение в религиозных церемониях: пляски бизона и мифе о бизонихе у дакотов [2, с. 143]. Кроме плясок равнинные племена проводили ритуалы вызывания бизонов.

Туши бизонов, как и в древние времена, делили и разделывали на месте. Однако, лучшие части доставались убившему, что определялось по специальной метке на стреле в теле животного, а остальные части — тем, кто ему помогал. Так коллективное начало отходило на второй план, появлялись зачатки частнособственнических отношений, отныне, преимущественное право в дележе добычи предоставлялось тем, кто имел лошадь, участвовал в охоте и убил бизона. Ю. П. Аверкиева также отмечает, что охотники, владеющие лошадью, предоставляли работу, связанную с разделкой туш безлошадным соплеменникам, вознаграждая их за это частью добычи [2, с. 143]. Тем не менее, некоторые элементы коллективизма были сохранены, поскольку часть мяса откладывалась для остальных членов племени, не участвующих в охоте. Для доставки мяса в лагерь использовали волокуши, помощь в этом оказывали женщины и дети. Оставшиеся после племенного пира мясо вялили, делая из него пеммикан [3, с. 69].

Культура и жизнь степных племён была тесно связана с охотой на бизона, более того, как предполагают некоторые исследователи, культура полностью зависела от бизона. М. Г. Смит интерпретирует бизона как «индекс культуры» степняков, имея в виду то, что повседневная жизнь и быт кочевых индейцев приспосабливалась к образу жизни бизонов, к их миграциям, привычкам и циклам передвижениям, что, в свою очередь порождало кочевой образ жизни степных племён. Как полагает С. Оливер, индейцы скапливались в большие летние стойбища, по образу бизонов, пасшихся летом большими стадами, а в зимний период распадались на мелкие группы, в соответствии с рассеиванием стад бизонов. Однако утверждение о зависимости жизни индейцев от привычек бизонов спорно. Ю. П. Аверкиева, отрицает значение данного фактора в жизни степных племён и полагает, что определяющую роль в социально-экономической жизни племён играло коневодство, поскольку с распространением лошадей, возникла необходимость в поиске для них пастбищ и водопоев. Индейцы Прерий собирались в обще племенные стойбища на богатых растительностью пастбищах, и объединялись для коллективной охоты [2, с. 102].

Коневодство и охота являлись ключевыми факторами в переформировании социально-экономической составляющей в жизни степных индейцев, наряду с торговлей. Развитие торговых отношений между индейскими племенами и белыми людьми стимулировало охотничью деятельность, вызывая необходимость переработки продуктов охоты, в качестве рабочих рук использовались пленники и женщины из бедных, не имевших лошадей семей. Ч. Ларпентер, торговец, скупавший пушнину у равнинных индейцев в XIX в. описывал в воспоминаниях характер их брачных отношений, отмечая зависимость женщины от мужа, которая после брака принадлежала ему полностью. [4, с. 400].

По воспоминаниям торговца, один из мужей из племени Черноногих имел достоинство и пользовался большим уважением среди сородичей, так как имел 6 жён, 50-100 голов лошадей и доход, составляющий по оценке свидетеля 2000 долл. в год [4, с. 401]. Согласно словам другого торговца А. Т. Денига, все жёны индейца считались «работницами» за исключением первой и последней, которые являлись любимыми и занимались руководством работы других жён [5, с. 506]. Ю. П Аверкиева приводит во внимание слова некоего вождя, который сообщал что, его 8 жён за год успевали обработать 150 бизоньих кож. В свою очередь те индейцы, кто имел всего одну жену, считались бедными, что было во многом связано с отсутствием лошади, благодаря которой, он мог бы добыть бизона, предоставлявшего племени ценные ресурсы.

Таким образом, уделом женщины стала обработка шкур и других материалов животного происхождения, её труд был ориентирован на производство определённых товаров, предназначенных для торговли, ресурсы для которых предоставляла охота на бизонов. Избыток ресурсов стал активно вовлекаться в торговый оборот. Продуктивность охоты возросла благодаря использованию лошадей, последняя же являлась собственностью мужчины, то есть охотника, именно собственность на лошадей и исключительная роль мужчины в охоте на бизонов определили его статус, сформировали характерные черты патриархата.

Исключительная ценность лошади способствовала зарождению характерных черт индивидуализма в индейских племенах, появлению частнособственнических отношений. Лошадь стала основным показателем имущественного положения владельца, её распространение значительно повлияло на ускорение разложения традиционного образа жизни индейцев Великих равнин, привело к формированию социального и имущественного неравенства.


Список литературы

  1. Браун Д. Схороните моё сердце у Вундед-Ни. – М.: Прогресс. – 1984. – 388 с.
  2. Аверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв. – М.: Наука. – 1970. – 177 с.
  3. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура. – М.: Центрополиграф. – 2006. – 252 с.
  4. Larpenteur С. Forty Years a Fur Trader on the Upper Missouri. The personal narrative of Charles Larpenteur, 1833-1872 / E. Coues. N-Y.: Francis P. Harper. 1898. 286 p.
  5. Denig E.T. Indian tribes of the upper Missoury. Washington.: Government Printing Office. 1930. 240 p.