УДК 34

НАЛОГОВО-ПРАВОВОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

№16,

Юридические науки

Лисица Анастасия Алексеевна
Найдёнова Мария Николаевна


Ключевые слова: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ; ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; НАЛОГИ; СОБСТВЕННОСТЬ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ; REAL ESTATE TAXATION; CIVIL LAW; TAX LAW; TAXES; PROPERTY; LEGISLATION; RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос налогообложения объектов недвижимости в Российской Федерации. Проводится сравнительный анализ положений налогового и гражданского законодательства РФ. Анализируются основные мнения, сложившиеся в юридической литературе по данному вопросу. Выявлены характерные проблемы и обозначены пути их решения.

В современном налоговом законодательстве Российской Федерации, одной из самых актуальный и обсуждаемых проблем является, порядок налогообложения недвижимого имущества. Основной отличительной чертой данного налога является невозможность его сокрытия, а соответственно и стабильность его взимания. Также, по нашему мнению, вышеуказанный налог обладает повышенной независимостью от экономических изменений, которая прослеживается у иных налогов.

На данный период времени в правовых актах Российской Федерации отсутствует норма, которая устанавливала бы единое налогообложение земли и возведенных на ней строений, сейчас налог на землю уплачивается отдельно, а строения, которые возведены на этой же земле и принадлежат тому же лицу, так же подлежат отдельной уплате. Важным аспектом является, что предлагаемая норма уже существует и успешно себя зарекомендовала в большинстве стран Европы. В бюджетах вышеперечисленных стран его доля состоит от 1 до 3%, что является основным доходом муниципального образования. Налогообложение в таких государствах как Австралия и Канада достигает рекордного барьера в 90% местного бюджета. Данная ставка обладает высокой динамичностью и постоянно меняется.

В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации, установлена следующая градация налогообложения недвижимости:

1. Имущество юридических лиц;
2. Имущество физических лиц;
3. Земельный налог.

Также существует иерархия налогов по уровню власти:

1. Федеральные налоги;
2. Региональные налоги;
3. Местные налоги.

По нашему мнению, данный подход не совсем целесообразен и практичен. Куда продуктивнее было бы введение единой системы налогообложения объектов недвижимости. Данная новелла снизила бы уровень бюрократизации налоговых органов и в значительной мере, упростила бы налоговое администрирование.

Также, в юридической литературе существует предложение о 100% зачислении доходов с налогов на недвижимость в местные бюджеты. По мнению авторов данного предложения, данные законодательные изменения, многократно увеличат объем местного бюджета. Плодотворность предлагаемого изменения зависит от положения данного изменения относительно правоотношений собственника объекта недвижимости. В Российской Федерации, основное регулирование правоотношений собственника отнесено к гражданскому праву.

Необходимо выделить, еще одно мнение, сложившееся в юридической науке, а именно варианты применения правовых инструментов для регулирования налоговых правоотношений.

1. Использование индивидуальных правовых категорий, которые были установлены исторически и их имплементация в действующие правовые реалии;
2. Использование положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Более подходящим, на наш взгляд, для регулирования порядка налогообложения объектов недвижимости, будет первый вариант.

Налоговый кодекс не содержит в себе понятия объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации[1], определение понятия объектов недвижимого имущества содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации [2].

Современные исследователи правильно обращают внимание на следующее:
1) гражданские правоотношения, а значит и в связи с недвижимостью, предшествуют налоговым правоотношениям;
2) гражданско-правовые юридические конструкции зачастую выступают образцом (эталоном)для налогового законодательства [3,4]

Сейчас для недвижимого имущества установлен специальный правовой режим. Данным режимом установлена обязательная государственная регистрация объектов недвижимости. Исходя из вышеизложенной информации, можно приди к выводу, что налоговое законодательство при определении понятия недвижимости обращается к статье 131 Гражданского кодекса РФ. Существенным является, отсутствие тождественности данного понятия, гражданское законодательство регулирует частноправовые аспекты, а налоговое – публично-правовые, его социальную функцию.

Построение гражданско-правовых взаимоотношений строится на статье 209 ГК РФ, которая закрепляет понятие собственника и его правомочия в отношении объекта собственности.

Право собственности является одним из главных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Данное правомочие закреплено в Основном законе РФ[5]. Наличие данного права, является основным демократическим принципом, который гарантирует автономию воли личности в сфере имущественных правоотношений.

В связи с отсутствием закрепления в Налоговом кодексе понятия недвижимости, как налогово-правовой категории, предлагаем внести изменения в НК РФ. Понятия собственности и недвижимости в ГК РФ недостаточно для понимания граждан и соотношения с налоговым законодательством.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. № 31. 1998. ст. 3824.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1994.№ 32. ст. 3301.
  3. Крутова Я.А., Очаковский В.А., Самсоненко Ю.А. К вопросу о соотношении институтов гражданского и налогового права // Общество и право. – 2018. – №3. – С.153-154.
  4. Папоян А.А., Салова К.О, Чернов Ю.И. Административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития налогового права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – №11.
  5. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (текст с изм. и доп. на 2018 год.) // официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)