МЕСТО ЗАПРЕТА ПЫТОК В СИСТЕМЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

№4,

Юридические науки

Еминцева Юлия Алексеевна


Ключевые слова: ЗАПРЕТ ПЫТОК; ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; BAN OF TORTURES; HUMAN RIGHTS; INTERNATIONAL LAW.


Аннотация: В статье рассмотрено право человека на запрет пыток, его месте в системе общепризнанных прав человека, а также проблема соблюдения этого права со стороны третьих лиц.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», — гласит ст. 1 Всеобщей декларации прав человека и основных свобод. Мировое сообщество очень долго шло к признанию данного постулата и закреплении его в законодательстве отельных государств. «Повсеместное нарушение прав и свобод человека в 1930-х годах, кульминацией которых стала Вторая Мировая война 1939—1945 гг., положили конец мнению, в соответствии с которым считалось, что государство может самостоятельно определять, как ему обращаться со своими гражданами. Подписание в 1945 году Устава ООН перевело права человека в сферу международного права» [1], — справедливо указывает М.Н. Садовникова в своей работе.

Именно с принятием Устава Организаций Объединенных Наций началось становление одного из основополагающих принципов международного права, который звучит как «принцип уважения прав человека и основных свобод». Более подробно его содержание раскрывается во Всеобщей декларации прав человека и основных свобод 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Права и свободы человека, являясь наивысшей ценностью, подлежат защите, в связи с чем были установлены запреты в отношении действий, направленных на нарушение таких прав и свобод. Одним из таких запретов является запрет на применение пыток, который закреплен в статье 5 Всеобщей декларации прав человека и основных свобод: «Никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию».

Право на свободу от пыток относится к категории прав неотчуждаемых, неотделимых от человеческой сущности, его ограничение невозможно ни при каких обстоятельствах, и нарушение такого права мировым сообществом признается уголовно-наказуемым. Однако некоторые государства выступают за возможность применения пыток в отношении лиц, совершивших преступления определенных категорий. Акцент на этом в своей статье делает и С.У. Дикаев: «Хотя пытки существуют вопреки запретам, вопреки закону и осуждаются обществом, в начале XXI века некоторые государства поставили под сомнение целесообразность позиции придерживаться и в дальнейшем ранее подписанных ими международных соглашений о запрете пыток. В частности, идеи о необходимости ограничения прав и конституционных свобод граждан как меры борьбы с мировым терроризмом получили широкое распространение после 11 сентября 2001 года» [2]. В этой же работе вспоминается пример, когда в 2008 году президент США Дж. Буш наложил вето на закон, запрещающий определённые виды психологической пытки, мотивируя это чрезвычайными обстоятельствами борьбы с терроризмом. Однако, следует сказать, что по данному вопросу Генеральной Ассамблеей ООН была принята Глобальная контртеррористическая стратегия, где фиксировалось, что «соблюдение прав человека не препятствует национальной безопасности, а напротив, является фундаментальной основой в борьбе с терроризмом» [3]. С чем нельзя не согласиться, ведь борьба с преступностью в целях защиты одних прав человека не может стать основанием для нарушения других.

Право на запрет пыток, как право личное, является одним из элементов целостной системы общепризнанных прав и свобод человека и не может рассматриваться вне связи с другими правами, так как все они взаимодействуют, в какой-то мере дополняя друг друга. Об этом говорит и Л.Д. Воеводин, указывая на следующие аспекты связей указанных прав: «1) осуществление одних прав и обязанностей служит основанием для реализации других; 2) исполнение одних прав и обязанностей может быть основанием для приостановления исполнения других обязанностей или осуществления иных прав; 3) нарушение одних прав и неисполнение обязанностей, а также лишение прав непосредственно влияет на все остальные права» [4].

Рассматриваемое право относится к подгруппе прав, обеспечивающих физическую и нравственную безопасность человека, к каковым также можно отнести: право на жизнь; право на охрану здоровья, права на уважение и охрану достоинства, чести и положительной репутации, как прав на нравственную безопасность; право на свободу мысли, совести и вероисповедания, а также право на свободу убеждений и на свободное их выражение, как права на духовную безопасность.

Право на жизнь в широком смысле представляет собой право личности на сохранение своей жизни, а также самостоятельное распоряжение ею без вмешательства со стороны третьих лиц (в том числе государства), кроме случаев, прописанных в законодательстве, и обязательство со стороны государства обеспечивать соответствующую защиту. Говоря о соотношении права на запрет пыток и права на жизнь, можно выделить общие положения, в соответствии с которыми оба права направлены на защиту именно телесной безопасности. Ограничение или прекращение права на жизнь может стать последствием применения пыток. То есть каждое из указанных прав предполагает реализацию другого, соответственно право на свободу от пыток предполагает осуществление права на жизнь.

Право на свободу от пыток также тесно взаимосвязано с правом на уважение и охрану достоинства, чести и репутации личности. Указанные права, в совокупности и каждое по отдельности, направлены на обеспечение защиты нравственного единства личности, при котором ее незаконное принуждение, посягающее на достоинство, честь и репутацию, невозможно.

При нарушении права на свободу от пыток, когда таковое применяется, как унижающее достоинство, порочащею честь и репутацию, неизбежно происходит нарушение указанной группы прав. То есть реализация права на запрет пыток предполагает реализацию права на охрану свободы чести и достоинства. Однако нельзя рассматривать изучаемое право, как специальное по отношению к указанной группе прав, так как первое имеет другой объект, а также предполагает, помимо нравственной безопасности, физическую (телесную).
Права на свободу мысли, совести и религии, а также право на свободу убеждений и на свободное их выражение нарушаются в случае применения пыток, которые ломают сознание личности, путем принуждения и дискриминации изменяют ее убеждения, подавляют волю и мысли. Часто пытки применялись в целях изменения убеждений или их подавления по политическим мотивам, когда существовала угроза потери власти со стороны оппозиции. Так, например, пыткам подвергались оппозиционные силы в Таджикистане, на что Хельсинки Вотч, подразделение независимой правозащитной организации Хьюман Райте Вотч, неоднократно напоминало, что: «Все правительства должны уважать принцип свободы выражения убеждений». Также они применялись в Саудовской Аравии за инакомыслие: «В 2014 г. за политическое инакомыслие — оскорбление ислама, считающееся уголовным преступлением, правозащитник и основатель либерального сайта Р. Бадави изначально был приговорен к шести годам лишения свободы и 700 ударам плетью, затем наказание было увеличено до 10 лет и 1 000 ударов плетью».

То есть можно сделать вывод о том, что рассматриваемое право может служить средством нарушения других прав, а право на свободу мысли, совести, вероисповедания и свободу убеждений является одним из условий осуществления права на свободу от пыток в смысле духовной целостности личности.

Помимо указанных прав на безопасность, существует группа прав, которая характеризуется свободой личности в сфере передвижения и места жительства и неприкосновенностью индивидуальной свободы: право на личную неприкосновенность; право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства; право свободного выезда за пределы государства и беспрепятственного возвращения.

Указанные права направлены на охрану от посягательства со стороны третьих лиц, а также государства. Однако указанная группа прав может подвергаться ограничению, в связи с чем представляется актуальным вопрос о содержании задержанных или заключенных, когда несоблюдение правил и условий ограничения указанных свобод может рассматриваться как приближенное к пыточным. Комитет по правам человека ООН отмечает, что «даже такая мера, как заключение в одиночную камеру, может, в зависимости от обстоятельств, и особенно в случае, если лицо содержится под стражей инкоммуникадо, противоречить ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах».

К этому же вопросу о содержании заключенных и задержанных можно отнести дело Томоси против Франции (Tomasi v France) от 27 августа 1992г. Здесь заявитель утверждал, что после задержания его полицией во время нахождения под стражей со стороны полицейских к нему было применено физическое насилие, а именно удары кулаками и ногами по различным частям тела, что было подтверждено медицинским освидетельствованием, в соответствии с котором, на теле у задержанного имелись телесные повреждения различной степени тяжести. На это Европейский суд по правам человека по делу Томоси (Tomasi) против Франции от 27 августа 1992 г принял следующее решение: «Требования, предъявляемые к проведению расследования, а также неоспоримые трудности, связанные с борьбой с преступностью, особенно с терроризмом, не могут ограничивать степень защиты, гарантированной ст. 3 в отношении уважения физической неприкосновенности граждан».

К группе прав, обеспечивающих личную свободу относятся: право на неприкосновенность жилища: право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на свободу от сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; право определения и указания национальной принадлежности. Между данной группой прав и правом на свободу от пыток существует косвенная связь, которая проявляется в конкретных ситуациях и не может быть применена к другим, как закономерность. Так, пытки могут применяться в целях получения информации, составляющих личную тайну или же наоборот: путем неправомерного получения доступа к указанной информации возможно осуществление психологической пытки угрозами о ее разглашении.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Право на свободу от пыток является одним из основных в системе общепризнанных прав человека и находится во взаимосвязи с другими правами, как элементами единой системы. В то же время оно занимает особое место в связи с невозможностью его ограничения или прекращения вне зависимости от каких-либо обстоятельств, исключением не является военное положение и чрезвычайные ситуации. Применение пыток может являться как самостоятельным преступлением, так и средством нарушения другого права, неправомерным средством достижения целей. Чаще всего нарушение запрета пыток вытекает из нарушения условий и инструкций ограничения других прав человека, в случаях, предусмотренных законом.


Список литературы

  1. Садовникова, М.Н. Права человека в пенитенциарных учреждениях: запрет пыток // Сибирский Юридический вестник. — 2007. — № 2. — С. 91 – 95.
  2. Дикаев, С.У. Допустимо ли применение пыток в целях обеспечения права безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2014. — № 2(33). — С.25 – 30.
  3. Кузнецова, И.А. Проблемы нарушения прав человека в контексте антитерростических операций // Весник БДУ. — 2014. — №3. — С. 97 — 99.
  4. Воеводин, Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан // М.: Изд-во MГУ, 1972. — 257 с.