УДК 364:378.1:796

НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-КАНДИДАТОВ В ВОЛОНТЕРЫ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ НА КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР)

№16,

Педагогические науки

Веснина Вера Анатольевна
Фомин Сергей Анатольевич


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ; ВОЛОНТЕРЫ; ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ; СТУДЕНТЫ; ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ; СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ; INTERNATIONAL COMPETITIONS; VOLUNTEERS; TRAINING OF VOLUNTEERS; STUDENTS; TRAINING PROGRAMS; SPORTS SPECIALIZATION.


Аннотация: В последние годы Российская Федерация стала местом проведения крупнейших спортивных соревнований по различным видам спорта. Известно, что для образцового проведения крупных спортивных мероприятий необходима качественная и слаженная работа большого количества волонтеров. В тоже время специалистами выявлены некоторые проблемы в подготовке кандидатов в волонтеры спортивного профиля из числа студентов. В статье освещены основные подходы к формированию у кандидатов в волонтеры спортивного профиля умений и навыков, необходимых для успешной деятельности, предложенные ведущими специалистами.

Известно, что образцовое проведение крупных спортивных мероприятий потребует от организаторов не только наличия необходимой материально-технической базы и финансовых ресурсов, но и грамотной организации, что сегодня является практически невозможным без привлечения достаточного количества волонтеров. Волонтеры на спортивных мероприятиях выполняют широкий круг обязанностей: обслуживание спортивной инфраструктуры, помощь участникам и судьям, работа со зрителями и другие виды деятельности. Специалисты отмечают, что в нашей стране в последние годы ведущую роль в поиске и приобщении к волонтерской деятельности большого количества людей стали играть образовательные организации, в первую очередь крупные вузы [9]. На базе 25 высших учебных заведений нашей страны, начиная с 2011 года, были созданы центры подготовки волонтеров для обслуживания крупных спортивных состязаний, в первую очередь XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. Сегодня в данных центрах зарегистрировано более 65 тысяч волонтеров [8].

Однако выявлено, что деятельность волонтера спортивного профиля требует от лиц, осуществляющих данную деятельность специальных навыков, что существенно отличается от традиционной добровольческой деятельности, при которой специальные навыки, как правило, не требуются [2]. Исследования показывают, что уровень профессиональной подготовленности большей части студентов к волонтерской деятельности физкультурно-спортивного профиля невысок. По данным Т.М. Дьяконовой, всего лишь около 18% студентов, принимающих активное участие в обслуживании крупных международных соревнований, имеют опыт волонтерской деятельности на спортивно-массовых мероприятиях. При этом опыт подобной деятельности большинства волонтеров не превышает одного года [3].

Специалисты отмечают, что в нашей стране до сих пор, несмотря на большое количество крупнейших спортивных событий, не разработана стройная и эффективная система подготовки волонтеров спортивного профиля из числа студентов [4; 5]. В связи с этим, авторы статьи предприняли попытку изучить мнения специалистов, касающиеся вопросов качественной подготовки студентов к успешной волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях и методом структурного анализа выявить необходимые элементы подготовки молодых людей к волонтерской деятельности спортивного профиля, во время их обучения в вузах.

Для изучения авторами были взяты научные работы отечественных специалистов, посвященные тематике подготовки волонтеров спортивного профиля для обслуживания крупных международных спортивных состязаний и опубликованные за последние 5 лет в различных рецензируемых научных изданиях. Мы опирались на практические исследования специалистов, посвященные методике формирования у студентов умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной волонтерской деятельности на спортивно-массовых мероприятиях. Ниже представлен обзор мнений специалистов.

Несомненно, ведущим фактором, определяющим успешность всей последующей волонтерской деятельности студентов, является уровень мотивации молодых людей к добровольческой деятельности в различных направлениях. Однако специалисты указывают, что помимо необходимого уровня мотивационных установок, волонтерская деятельность имеет признаки осуществления профессиональной деятельности, следовательно, подготовку волонтеров, в том числе и спортивного профиля, следует осуществлять в соответствии с научно обоснованными алгоритмами профессиональной подготовки специалистов [4].

По мнению Т.М. Дьяконовой, к основным профессиональным качествам волонтера спортивного профиля следует отнести: высокий уровень владения иностранными языками, умение общаться с большим количеством людей, стрессоустойчивость и коммуникабельность, активность и необходимые знания об истории развития вида спорта по которому проводятся соревнования, а также знания правил проведения данных соревнований [3]. Исследования А.Ю. Осипова показывают, что для успешного выполнения своих обязанностей, волонтерам спортивного профиля следует обладать практическими навыками осуществления волонтерской деятельности, полученными при работе на соревнованиях менее высокого уровня [6; 10].

В научной литературе присутствуют исследования, указывающие на возможность качественной подготовки студентов различных вузов к выполнению обязанностей волонтера спортивного профиля путем внесения изменений в процесс обучения молодых людей по ряду гуманитарных дисциплин: физическая культура, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, история отечества [1; 2; 6]. Также специалисты предлагают проводить специализированное обучение основам волонтерской деятельности спортивного профиля среди студентов, изучающих иностранные языки [2], медицину [7], туризм и сервис [4], а также студентов факультетов физической культуры, спорта и туризма [6; 11]. Выявлено, что студенты, имеющие практические навыки оказания доврачебной помощи, участия в спортивных мероприятиях и владеющие иностранными языками, гораздо лучше справляются с выполнением обязанностей волонтера спортивного профиля, что подтверждается независимыми оценками участников и судей соревнований [6]. Для приобретения практических навыков обслуживания спортивно-массовых мероприятий предлагается ввести в перечень необходимых условий для получения зачета по дисциплине – Физическая культура, обслуживание студентами ряда соревнований по различным видам спорта (начиная с соревнований между факультетами в вузе и заканчивая областными соревнованиями). Исследования, проведенные А.Ю. Осиповым, показывают, что существует возможность качественной подготовки обучающихся к выполнению обязанностей волонтера спортивного профиля среди студентов, посещающих занятия по физической культуре в рамках спортивных специализаций – занятий избранными видами спорта [5; 10]. Данные студенты в ходе обучения получают необходимые теоретические знания о правилах проведения соревнований по избранному виду спорта и сами принимают участие в различных соревнованиях в качестве спортсменов и помощников судей, приобретая практические навыки обслуживания спортивных мероприятий.

Результаты проведенного авторами статьи обзора позволяют утверждать, что:

1. К необходимым профессиональным качествам волонтера спортивного профиля ученые относят: высокий уровень владения иностранными языками, знание основ безопасности жизнедеятельности и оказания доврачебной помощи нуждающимся, достаточный уровень теоретической и практической подготовки в вопросах знания истории вида спорта и правил проведения соревнований, высокий уровень психофизической подготовленности и др. Данные ученых свидетельствуют, что большая часть Российских студентов – кандидатов в волонтеры спортивного профиля не удовлетворяют полностью заявленным требованиям.

2. Специалисты утверждают, что уровень качества подготовки студентов-кандидатов в волонтеры спортивного профиля можно существенно повысить за счет некоторой корректировки учебных рабочих программ обучения по ряду дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык, история, безопасность жизнедеятельности и др. Изменения в программах обучения не должны влиять на уровень формирования базовых профессиональных компетенций будущих выпускников, а лишь будут способствовать формированию необходимых навыков и умений спортивного волонтера: общение с иностранными гостями, оказание доврачебной помощи, помощь судейскому корпусу и т.д.

3. При отборе кандидатов в волонтеры спортивного профиля из числа студентов организаторам следует учитывать уровень теоретической и технической подготовки молодых людей в том виде спорта, по которому будут проходить соревнования. Исследования показывают, что студенты, имеющие более высокий уровень теоретических знаний и технических умений, лучше справляются с обязанностями спортивного волонтера.


Список литературы

  1. Гладкова О.Д. Комплексная иноязычная подготовка волонтеров-студентов для международных спортивных мероприятий / О.Д. Гладкова, З.И. Коннова // Известия ТулГУ. Педагогика. – 2016. – №1. – С.38–47.
  2. Гольм Л.А. Подготовка волонтеров спортивного профиля на основе междисциплинарных проектов в образовательном пространстве высшей школы / Л.А. Гольм, Т.В. Жавнер, С.И. Новикова, А.В. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – №56-8. – С.63–69.
  3. Дьяконова Т.М. Особенности подготовки спортивных волонтеров / Т.М. Дьяконова, С.В. Галицын, В.В. Вдовина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №9 (127). – С.96–101.
  4. Кружков Д.А., Коренева М.В. Концепция привлечения волонтеров для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр по направлению «Сервис» // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2012. №2. С.56 – 59.
  5. Осипов А.Ю. Возможность подготовки студентов к деятельности спортивных волонтеров (на примере ведущих вузов г. Красноярска) / А.Ю. Осипов, О.Ю. Болотская, Л.А. Гольм, И.А. Толстопятов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – №53-5. – С.166–172.
  6. Осипов А.Ю. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания / А.Ю. Осипов, А.В. Белов, Е.М. Кадомцева, А.И. Раковецкий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2015. – №1 (31). – С.131–134.
  7. Осипов А.Ю., Данькова М.Ю., Кузина Е.Н., Фомина Е.Г., Шубин Д.А. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на значимых спортивных мероприятиях во время обучения в вузе // В мире научных открытий. 2014. №11.10 (59). С.3826 – 3839.
  8. Певная М.Ф. Государственное регулирование спортивного волонтерства: Российский и зарубежный опыт / М.Ф. Певная, А.А. Кузьминчук, Д.Ф. Телепаева // Вопросы управления. – 2017. – №3 (46). – С.35–43.
  9. Шиняева О.В. Спортивное волонтерское движение в современной России / О.В. Шиняева // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – №3. – С.126–132.
  10. Osipov A. Zhavner T., Klimuk Yu., et al. Training criteria of the sports specialty volunteers for the service support during winter sports competitions // Journal of Physical Education and Sport. – 2017. – №3 (Supplement issue). – С.942–947. DOI:10.7752/jpes.2017.s3144
  11. Osipov A., Vonog V. Ensuring a possibility of high quality training of students as sports volunteers for competitions in terms of organizing and running Universiade — 2019 // Journal of Physical Education and Sport. – 2016. – №2. – С.361–364. DOI:10.7752/jpes.2016.02057