УДК 33

РОЛЬ ДИРЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№16,

Экономические науки

Егорова Людмила Петровна
Минлебаев Ильназ Рифович


Ключевые слова: РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ; ОБРАЗОВАНИЕ; СТИЛИ РУКОВОДСТВА; HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION; EDUCATION; LEADERSHIP STYLES.


Аннотация: Статья посвящена роли директора в образовательной организации. Рассмотрены определения: руководитель образовательной организации, образование, стили руководства.

Можно сказать, что сегодня не многие руководители образовательных организаций понимают как важно создать положительный климат в своём общеобразовательном коллективе, что поможет эффективнее и слаженнее решать самые разные проблемы в образовательной организации.

Руководители образовательных организациях – являются его идейным вдохновителем и эмоциональным лидером, и создателем теплой атмосферы, культуры общения между сотрудниками и взаимодействия внутри организации и соответственно, организационной культуры.

Большое значение имеет личностная способность человека скапливать вокруг себя большую команду, состоящую из коллег, которые могут всегда поддержать в трудных ситуациях. Директор – основа школы, без директора школа не сможет существовать.

Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений и навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим комплексом народного хозяйства России [1; С.8]

Рассмотрим стили руководства: три основных и один комбинированный стиль руководства.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, ограничивается узким кругом единомышленников.

Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или коллектива собственников и должен выражать интересы большинства.

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта [1; С.231].

Одна из ключевых идей, которая составляет суть процессного подхода к управлению деятельностью образовательной организации, состоит в том, чтобы моделировать, преобразовывать, оптимизировать, улучшать реализуемые в ней процессы ради лучшего результата на выходе образовательной системы, т.е. повышения качества образования и удовлетворенности им потребителей. [3; С. 313].

Управление учебными заведениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свой учебный план на основе регионального и федерального стандартов, имеет право по просьбе родителей открывать группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и коррекционные классы. Учебное заведение решает вопросы о переводе учащихся в следующий класс [2; С. 383].

Делая выводы, можно сказать, что славный, хороший, помогающий директор служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения. Только тогда директор со своими коллегами может работать слаженна, в коллективе будет процветать взаимопонимание. Директор участвует в правлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, своим внешностью, престижем, культурой поведения и личными качествами, которым обладает директор.


Список литературы

  1. Егоршина А.П. Менеджмент образования: учеб. пособие. – М.: Логос, 2009. – 308 с.
  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  3. Трапицын С.Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ под ред. С.Ю. Трапицына. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 413 с. – Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
  4. Шемятихина Л.Ю. Менеджмент и экономика образования: учеб.пособие/ Л.Ю.Шемятихина, Е.Е.Лагутина. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 442 с.: ил. – (Высшее образование).