УДК 343

СОБСТВЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ ДЖОНА ЛОККА

№16,

Юридические науки

Иванова Иоланта Владиславовна


Научный руководитель: Баженова Е.А., к.ю.н., доцент кафедры «Теории и истории государства и права» Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых


Ключевые слова: СОБСТВЕННОСТЬ; ЛОКК; ФИЛОСОФИЯ; ТРУД; НЕЗАВИСИМОСТЬ; PROPERTY; LOCKE; PHILOSOPHY; WORK; INDEPENDENCE.


Аннотация: Джон Локк — видный политический деятель своего времени. В своих социально-политических взглядах Локк исходил из концепции естественного права. Красной нитью через всю его философию проходит проблема становления человеческого воспитания в этом процессе. Основной его труд «Два трактата о государственном правлении». Ключевое место во всём учении Локка занимает проблема свободы отдельного человека и подданных в целом. Причем он не просто декларировал желательность такой свободы, но и стремился теоретически обосновать ее необходимость в своей концепции неотчуждаемых естественных прав. Смысл учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами.

Джон Локк в своих научных построениях базировался на философии эмпиризма и либерализма.

Трудно преувеличить то влияние, которое оказала научная мысль ученого на развитие гносеологии и политической философии. Джон Локк является одним из наиболее авторитетных исследователей Просвещения и создателей либеральной концепции. Эпистолярное наследие Локка оказало существенное влияние на таких виднейших мыслителей, как Руссо и Вольтер. Его идеи были использовались шотландскими философами Просвещения, а также он оказал значительное влияние на деятелей американской революции. Американская Декларация независимости содержит идеи Локка.

Мысль философа была замечена и высоко оценена такими корифеями философской науки, как Давид Юм и Иммануил Кант.

Локку принадлежит первенство в выражении личности через континуальность сознания. Одной из базовых идей теории Локка является то, что разум человека-это чистая доска. У человека нет врожденных идей, и именно в этом было существенное расхождение с принципами Декарта. Суть знания, по Локку, представляет собой опыт, получаемый через чувственное восприятие [3].

Социально-политическая сущность теории Локка базировалась на идее собственности. Суть его позиции была в том, что индивидуальная свобода человека является естественной. И гарантирована она может быть наличием собственности у индивида. Взаимосвязь собственности и свободы не впервые была описана в трудах Локка. Собственность и связанные с ней политические, социальные, нравственные и правовые вопросы были предметом обсуждения в течение всего существования философской мысли.

Но именно в XVII — XIX вв. сущностная сторона собственности под влиянием мысли Локка обогатилась новыми смыслами. И это не случайно, так как, противостоя абсолютизму, третье сословие заявляло о категорической неприкосновенности частной собственности. Теория Локка о собственности использовалось третьим сословием как теоретический фундамент своих требований. Что характерно, речь шла и об экономических, и о политических требованиях, третье сословие стремилось к независимости от монархической власти. Естественным образом гарантированность независимости, с точки зрения Локка, могла быть приобретена только через собственность.

Следует отметить, что при внимательном прочтении трудов философа видно, что дефиниция собственности используется им неоднозначно. В первую очередь, под собственностью понимается право владения материальным ресурсом, а именно-«владения и средства к жизни, оцениваемые деньгами» [2]. Во-вторых, определение собственности приобретает больший смысловой объем. Суть в том, что Локк транслирует в него и понятия о тех ценностях, которые не могут быть определены как материальные. Имеет смысл в этой связи привести цитату мыслителя: «Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности», «люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, которые я называю общим именем — «собственность» [1].

Детальное рассмотрение концепции Локка дает основания для ряда выводов.

Итак. С точки зрения мыслителя Джона Локка, справедливость частной собственности не может быть оспорена по той причине, что собственность происходит из труда.

Прогресс без частной собственности как политико-правового явления не представлялся для Локка возможным. Естественность частной собственности обосновывалась тем, что земельные ресурсы чрезвычайно богаты, и, приложив труд, каждый человек имел возможность добывать себе благо, руководствуясь своими способностями и любовью к труду. При этом не происходит ущемления интересов других индивидуумов.

Кроме того, трудясь, индивидуум обогащает естественную вещь свои воздействием на нее, и в результате этого право иных лиц ограничивается и не допускается. Раскрывая эту мысль, добавим, что саму работу следует воспринимать как находящуюся в собственности трудящегося. И, поэтому, вещь, над которой трудился индивидуум, никем не может быть отчуждена.

Обосновывая автономность права собственности, его независимости от государственной воли, мыслитель предположил, что собственность является естественным правом и до существования государства. При этом единственным условием для присвоения будет являться труд человека, и никакого дополнительного согласия тех, кто имеет общее право на предметы природы, не требуется.


Список литературы

  1. Айбатов М.М. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005, 554 с.
  2. Галухин А.В. Идеал Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983, 487 с.
  3. Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002, 389 с.