УДК 343
СОБСТВЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ ДЖОНА ЛОККА
№16,
Юридические науки
Иванова Иоланта Владиславовна
Ключевые слова: СОБСТВЕННОСТЬ; ЛОКК; ФИЛОСОФИЯ; ТРУД; НЕЗАВИСИМОСТЬ; PROPERTY; LOCKE; PHILOSOPHY; WORK; INDEPENDENCE.
Джон Локк в своих научных построениях базировался на философии эмпиризма и либерализма.
Трудно преувеличить то влияние, которое оказала научная мысль ученого на развитие гносеологии и политической философии. Джон Локк является одним из наиболее авторитетных исследователей Просвещения и создателей либеральной концепции. Эпистолярное наследие Локка оказало существенное влияние на таких виднейших мыслителей, как Руссо и Вольтер. Его идеи были использовались шотландскими философами Просвещения, а также он оказал значительное влияние на деятелей американской революции. Американская Декларация независимости содержит идеи Локка.
Мысль философа была замечена и высоко оценена такими корифеями философской науки, как Давид Юм и Иммануил Кант.
Локку принадлежит первенство в выражении личности через континуальность сознания. Одной из базовых идей теории Локка является то, что разум человека-это чистая доска. У человека нет врожденных идей, и именно в этом было существенное расхождение с принципами Декарта. Суть знания, по Локку, представляет собой опыт, получаемый через чувственное восприятие [3].
Социально-политическая сущность теории Локка базировалась на идее собственности. Суть его позиции была в том, что индивидуальная свобода человека является естественной. И гарантирована она может быть наличием собственности у индивида. Взаимосвязь собственности и свободы не впервые была описана в трудах Локка. Собственность и связанные с ней политические, социальные, нравственные и правовые вопросы были предметом обсуждения в течение всего существования философской мысли.
Но именно в XVII — XIX вв. сущностная сторона собственности под влиянием мысли Локка обогатилась новыми смыслами. И это не случайно, так как, противостоя абсолютизму, третье сословие заявляло о категорической неприкосновенности частной собственности. Теория Локка о собственности использовалось третьим сословием как теоретический фундамент своих требований. Что характерно, речь шла и об экономических, и о политических требованиях, третье сословие стремилось к независимости от монархической власти. Естественным образом гарантированность независимости, с точки зрения Локка, могла быть приобретена только через собственность.
Следует отметить, что при внимательном прочтении трудов философа видно, что дефиниция собственности используется им неоднозначно. В первую очередь, под собственностью понимается право владения материальным ресурсом, а именно-«владения и средства к жизни, оцениваемые деньгами» [2]. Во-вторых, определение собственности приобретает больший смысловой объем. Суть в том, что Локк транслирует в него и понятия о тех ценностях, которые не могут быть определены как материальные. Имеет смысл в этой связи привести цитату мыслителя: «Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности», «люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, которые я называю общим именем — «собственность» [1].
Детальное рассмотрение концепции Локка дает основания для ряда выводов.
Итак. С точки зрения мыслителя Джона Локка, справедливость частной собственности не может быть оспорена по той причине, что собственность происходит из труда.
Прогресс без частной собственности как политико-правового явления не представлялся для Локка возможным. Естественность частной собственности обосновывалась тем, что земельные ресурсы чрезвычайно богаты, и, приложив труд, каждый человек имел возможность добывать себе благо, руководствуясь своими способностями и любовью к труду. При этом не происходит ущемления интересов других индивидуумов.
Кроме того, трудясь, индивидуум обогащает естественную вещь свои воздействием на нее, и в результате этого право иных лиц ограничивается и не допускается. Раскрывая эту мысль, добавим, что саму работу следует воспринимать как находящуюся в собственности трудящегося. И, поэтому, вещь, над которой трудился индивидуум, никем не может быть отчуждена.
Обосновывая автономность права собственности, его независимости от государственной воли, мыслитель предположил, что собственность является естественным правом и до существования государства. При этом единственным условием для присвоения будет являться труд человека, и никакого дополнительного согласия тех, кто имеет общее право на предметы природы, не требуется.
Список литературы
- Айбатов М.М. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005, 554 с.
- Галухин А.В. Идеал Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983, 487 с.
- Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002, 389 с.