УДК 34

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

№16,

Юридические науки

Курбанова Гульназ Халиловна


Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; РЕФОРМА; НАСЕЛЕНИЕ; ГОСУДАРСТВО; ЗДОРОВЬЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; HEALTH CARE; REFORM; POPULATION; STATE; HEALTH; EFFICIENCY.


Аннотация: В статье рассматриваются реформы в сфере здравоохранения, раскрывается их сущность, эффективность для населения, выявляются плюсы и минусы, сопоставляется история и современность.

Основной функцией государства является охрана здоровья населения. Данный принцип зафиксирован в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации[1]. Согласно основному закону страны, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в «государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»[2].

В России здравоохранение начало развиваться с 1924 года. Главным принципом данной системы управления был принцип единого источника финансирования за счет государственного бюджета и принцип организации медицинской помощи. Согласно данному принципу, в ведении каждого врача районной поликлиники была закреплена некая территория. Это являлось первым уровнем управления. Районные поликлиники находились в муниципальном подчинении. Вторым и третьим уровнем управления были региональные и федеральные медицинские учреждения [3].

Можно отметить, что после перестройки ситуация в сфере здравоохранения в нашей стране коренным образом поменялась. Все большее внимание уже уделялось частным интересам, финансирование со стороны государства сокращалось. Для выхода из данной ситуации в этот период был издан и действовал Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». На сегодняшний день принят новый Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[4].

Реформирование системы здравоохранения еще началось около 20-ти лет назад, именно в это время была разработана система обязательного медицинского страхования (далее ОМС). Если рассматривать основной принцип функционирования данной системы, то можно констатировать, что он полностью соответствует ч.1 ст.41 Конституции РФ, т.е. заключение договора медицинского страхования каждого гражданина за счет средств, которые исчисляются из его заработной платы. Однако если рассматривать практику, то в сфере здравоохранения постоянно происходят изменения: вводятся новые методы лечения и диагностики. Очень часто для того, чтобы использовать новые методы на практике, требуется покупать специальные реагенты и диагностические системы, стоимость которых намного превышает стоимости самих оборудований. Следовательно, денежные средства, которые выделяются за счет ОМС медицинским учреждениям, не позволяют в полном объеме производить эффективное лечение и диагностику. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на данный момент ситуация, которая сложилась в данной сфере, требует повышения эффективности и доступности медицинской помощи для народа.

На сегодняшний день особое внимание уделено недавно введенной новой реформе. В конце 2014 года Минздравом РФ был подготовлен проект «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2025 г.г.» (далее- Стратегия). Основными принципами проекта Стратегии являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим правами государственных гарантий; 2) приоритет охраны здоровья матери и ребенка; 3) доступность и качество медицинской помощи;4)приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 5) инновационное развитие медицины.

Если рассматривать Структуру данной стратегии, то в ней отражены следующие моменты: сегодняшнее состояние и основные проблемы в области охраны здоровья населения; цели Стратегии; задачи развития национальной системы здравоохранения; заключительные положения[5].

Теперь рассмотрим некоторые положения, вытекающие из данной Стратегии. Например, в проекте данной Стратегии основное внимание уделено тому, чтобы повысить эффективность стационарной помощи. Можно с уверенностью утверждать, что это правильный курс на пути к совершенству, но если анализировать дальше, то можно проследить, что в данном случае речь шла не о том, чтобы повысить уровень эффективности лечения больных, а о том, чтобы без достаточных оснований сократить сроки нахождения больных в стационарах, которые нуждаются в длительном и тщательном лечении. Также недостаточно понятным для всех остается введенное в проект понятие «избыточная медицина».

Парадоксальным и отличительным моментом Стратегии является также то, что изменился сам подход к больным гражданам, которые по состоянию здоровья нуждаются в срочной госпитализации. Итак, поясним, если до сегодняшней практики пациенты имели право лечиться в стационаре до полного своего выздоровления, то новая реформа подразумевает сокращение сроков пребывания на стационарном лечении, а это значит, пациенты будут выписываться не долечившись. Отметим минусы данного новшества. Поскольку срок нахождения больного в стационаре сокращен, то купировать болезнь за столь малое время не представляется возможным, а это значит риски для здоровья пациента увеличиваются. Также при переходе пациента на обслуживание в поликлинике, резко снижается эффективность дальнейшего лечения, нежели которое он мог получить в стационаре. При этом больным не будет уделено достаточного внимания при лечении в домашних условиях, все лекарства будут приобретаться за свой счет. У пациентов не будет возможности оценить результаты своего лечения с использованием высокотехнологичных и современных методов контроля за своим здоровьем, т.к. не все поликлиники могут иметь в наличии столь дорогие оборудования, а также отсутствии в кадровом составе столь квалифицированных специалистов.

Очень волнующим моментом данной реформы также является то, что при закрытии многих медицинских учреждений, их кадровый состав будет невостребованным, что ни есть хорошо. Также весьма неясной представляется идея полной замены стационаров на лечение в дневном стационаре, поскольку при осуществлении данной идеи, руководству придется позаботиться и о доставке пациентов туда и обратно, куда будет уходить много времени и средств.

Итак, если анализировать все вышесказанное, можно констатировать, что при реализации идей, прописанных в проекте Стратегии, а именно лечения пациентов за счет дневных стационаров может привести к весьма негативным последствиям. Возрастет уровень смертности на дому, поскольку в связи с сокращением сроков пребывания на стационарном лечении, пациенты не смогут воспользоваться высокотехнологичной терапией, т.к. данные методы лечения могут использоваться только в стационаре. Также альтернативой в данном случае для больных будут дорогостоящие частные клиники, но это никак не улучшит демографию страны, т.к. людей способных оплатить подобного рода услуги не столь большое количество. Также не стоит забывать про основной закон страны, в котором четко сказано, что правом каждого гражданина является бесплатное медицинское обслуживание и теперь не понятно как данная ситуация будет соотноситься с гарантированным в Конституции РФ правом каждого. Не ясным остается и такой вопрос: в таком случае действительно ли не потребуется внести изменения в действующие нормативные акты, как это следует из пояснительной записке к данной Стратегии?

Важным моментом в проекте Стратегии является необходимость совершенствования медицинского страхования. Если цитировать, то в ней сказано, что: «Программы добровольного, дополнительного к ОМС, медицинского страхования направлены на переход к цивилизованному способу взаимодействия участников в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования».

Для подтверждения всего вышесказанного, можем обратиться к статистике, которая была выведена Счетной палатой РФ на основании проведенных в стране реформ. После анализа, комиссия пришла к выводу, что ситуация в стране значительно ухудшилась. Мы можем наблюдать, что смертность возросла, доступность, и эффективность медицинских услуг снизились. Также, необходимо отметить, что актуальным встал вопрос о нехватке высококвалифицированных кадров: врачей, медицинского персонала. Например, граждане, которые проживают далеко от больниц и регионы, где, наблюдается низкая плотность населения, не имеют возможности получить неотложную либо просто медицинскую помощь. Если рассматривать ситуацию с закрытием стационаров, как уже говорилось выше, то комиссия только еще раз подчеркнула, что в некоторых случаях на месте данных больниц уже открываются и функционируют частные медицинские учреждения. Необходимо отметить, что Минздрав РФ не принял и не согласился с заключениями комиссии Счетной палаты РФ. Министерство открыто заявило, что на смертность граждан влияют не реформы, а другие факторы, такие как: возраст, эпидемии, инфекции, вирусы, и не правильная работа врачей. Данную точку зрения поддерживает и Министерство финансов РФ. В своем докладе они отмечают, что финансирование медицины уже в избыточной форме, поэтому необходимо сократить и сроки нахождения пациентов на стационарном лечении.

Итак, если обратиться к практике и к реальности, можно утверждать, что фактором увеличения смертности населения послужило- снижение доступности медицины. Не будем скрывать, но реформы, которые проводились в стране и проводятся на сегодняшний день, привели к тому, что резко сократилось количество кадров, все больше и больше начали исчезать государственные медицинские учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что улучшение качества предоставляемых услуг в здравоохранении для населения, не должно происходить за счет ущемления гарантированных Конституцией прав граждан, а также необходимо помнить, что сфера здравоохранения является самой основной и значимой для организации жизнедеятельности населения.


Список литературы

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru
  2. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2016 г. №493-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 декабря 2017 г. №465-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru
  4. Алексеева П.Л. Вопросы государственного управления в сфере здравоохранения // Труды института государства и права Российской академии наук. — 2015. — №4. — С.125-138.
  5. Проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Министерства Здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru