УДК 347.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ): ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

№16,

Юридические науки

Бацека Виктория Павловна
Чернов Юрий Иванович (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ; ВИДЫ; ГК РФ; КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ; CADASTRAL REGISTRATION; TYPES; CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; KRASNODAR TERRITORY.


Аннотация: В статье обсуждаются особенности проведения кадастрового учета в РФ на примере Краснодарском края. Приводится классификация кадастрового учета в настоящее время. Анализируется судебная практика и правовые позиции авторов по указанной проблематике. Рекомендуются предложения по совершенствованию гражданского и земельного законодательства, регулирующих проведение кадастрового учета.

В настоящее время гражданское и земельное законодательство активно развивается в РФ. Правовое регулирование кадастрового учета (учета недвижимости) закреплено Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уполномоченным органом ведения кадастрового учета недвижимости на территории РФ является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр). В настоящее время (с 11 октября 2016 года) руководитель Росреестра РФ — Абрамченко Виктория Валерьевна.

Согласно данным, в Краснодарском крае за первую половину 2017 года Управление Росреестра края приняло 71,7 тыс. заявлений на оказание услуг по кадастровому учету, что обеспечивает достаточную реализацию закона «О государственной регистрации недвижимости» на территории Краснодарского края[1].

Однако на протяжении последних лет среди общественности и ученых активно ведутся дискуссии о сущности кадастрового учета и порядке его проведения. Например, по мнению Е.А. Суховой, «кадастровый учет недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений»[2].

О.А. Романова утверждает, что «кадастровый учет — функция государственного управления и осуществляется, соответственно, федеральным уполномоченным органом государственной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром)[3].

Судебная практика в Краснодарском крае по вышеуказанной теме разнообразна. Например, споры о недействительности кадастрового учета. Так, Гарькуша Т.И. и Иванова В.В. обратились в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, в котором просят признать недействительным кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером, снять указанный земельный участок с кадастрового учета, признать границы земельного участка с кадастровым номером сформированными и обязать ответчика осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет. Однако суд отказал в удовлетворении иска, обосновав свое решение тем, что единственным случаем снятия с кадастрового учета земельного участка является его преобразование[4].

Неоднозначна судебная практика в отношении кадастрового учета долевой собственности земельного участка[5]. Так, Саакян А.А., Календжян Т.А. обратились в суд с иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю в Апшеронском районе, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в Апшеронском районе, администрации Нефтегорского городского поселения Апшеронского района о понуждении произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, мотивируя свои требования тем, что Саакян А.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником доли земельного участка для организации крестьянского хозяйства. Суд установил факт наличия кадастровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости и удовлетворил иск[6].

Георхелидзе С.Ш. обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Габовской О.В., Костенко П.М., в котором просил снять с кадастрового учета сведения о характерных точках координат земельного участка и определить общую долевую собственность на земельный участок. Однако судом установлено, что при выполнении межевого плана процедура согласования границ не нарушена и была проведена с соблюдением действующего федерального законодательства. Законные права и интересы истца Георхелидзе С.Ш. в части пользования объектом капитального строительства — жилым домом установленные границы участка с кадастровым номером № не нарушают, т.к. для доступа и ремонта северо-западной стены дома есть 2 выхода — второй выход из здания северо-западной стороны и калитка, установленная между домами. Земельный участок с кадастровым номером № препятствия в пользовании рядом расположенными жилыми домами не создает, т.к. его границы сформированы в соответствии с действующими градостроительными нормами и правилами и со сложившейся градостроительной ситуацией при существующем жилом доме. Иск оставлен без удовлетворения[7].

На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что законодательство о кадастровом учете несовершенно и требует корректировки, устанавливающей возможность заключения с кадастровым инженером договора индивидуального страхования риска профессиональной ответственности в целях возмещения убытков, причиненных его деятельностью, за счет страхового возмещения, и только при его недостаточности — за счет личного имущества кадастрового инженера, т.е. решение проблемы, на наш взгляд, состоит не в ужесточении уголовной ответственности, а в разработке эффективного механизма ответственности гражданско-правовой.


Список литературы

  1. Виктория Абрамченко посетила с рабочим визитом Управление Росреестра по Краснодарскому краю [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/press/news/viktoriya-abramchenko-posetila-s-rabochim-vizitom-upravlenie-rosreestra-po-krasnodarskomu-krayu/ (дата обращения: 28.11.2018).
  2. Сухова Е.А. Проблемы применения ответственности в сфере кадастровых отношений // Юрист. — 2015. — № 8. — С. 43.
  3. Романова О.А. Тенденции совершенствования законодательства в сфере кадастровой деятельности и индивидуализации земельных участков как объектов недвижимого имущества // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 7. — С. 108.
  4. Решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2017 г. № 2-158/2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/5QG69bxXdPm8/ (дата обращения: 29.11.2018).
  5. Иваненко И.Н., Чернов Ю.И., Пахомова К.Ю. К вопросу о кадастровой стоимости земельных участков // Власть закона. — 2018. — № 1 (33). — С. 132-143.
  6. Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. № 2-395/2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/ZKxGXx8tCyHJ/ (дата обращения: 01.12.2018).
  7. Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 1 февраля 2017 г. по делу № 2-31/2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/gKYduzi0D76q/ (дата обращения: 01.12.2018).