УДК 336.22

К ВОПРОСУ О МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЯХ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

№16,

Юридические науки

Зидириду Мария
Миронова Дарья Александровна
Чернов Юрий Иванович (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: НАЛОГОВЫЙ СПОР; МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ; ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА; НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; TAX DISPUTE; SETTLEMENT AGREEMENT; CONCILIATION; TAX RELATIONS; TAX LAW.


Аннотация: В данной статье исследуется сущность одной из примирительных процедур при разрешении налоговых споров — мировое соглашение. Для анализа вопросов, авторы использовали материалы действующего законодательства Российской Федерации, судебной практики, а также научными мнениями других исследователей в данной сфере.

Появление в российском законодательстве права закончить налоговый спор мировым соглашением – одна из важнейших тенденций в арбитражном процессе. Однако, к настоящему времени остается ряд проблем, порождающих споры в налогово-правовых отношениях. Такое обстоятельство связано с неурегулированностью всех процедурных вопросов. Кроме того, большинство лиц не проявляют активную заинтересованность в прекращении спора посредством примирительных процедур.

Таким образом, обуславливается необходимость исследования вопросов, касающихся такой процедуры, способствующей прекратить мирным путем спор в налоговых правоотношениях – мировое соглашение по налоговым спорам.

Следует отметить, что до принятия Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее – АПК РФ) не предусматривалось заключение мирного соглашения в спорах, возникающих в публичных правоотношениях. Анализируя судебную практику, действующую на то время, можно заметить, что было прямо запрещено прекращение спора путем заключения мирового соглашения в экономических спорах, вытекающих из административных, а также любых других публичных правоотношений [1].

АПК РФ 2002г. в статье 190 предоставляет возможность сторонам урегулировать спор путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, согласно гл. 15 настоящего Кодекса [2]. Появление в законе легальной возможности закончить налоговый спор в рамках примирительной процедуры, включая мировое соглашение, в целом позитивно воспринято налоговым сообществом [3].

При заключении мирового соглашения стороны стремятся урегулировать возникший между ними спор, при этом определяя именно материальные права и обязанности для преодоления спора. Кроме того, результаты мирового соглашения приводят к прекращению налогового спора в досудебном порядке. Итак, мировое соглашение выражается в двух аспектах, как и в материальном, так и в процессуальном.

Мировое соглашение является ярким примером реализации на практике принципа диспозитивности в праве, так как ему характерно наличие согласованности воли участников налогового спора. В данном случае суд лишь признает такое соглашение соответствующим закону и утверждает решения сторон. В силу принципа свободы договора мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия. При этом Кодексом установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ) [4].

Нередко возникает вопрос о возможности включения в мировое соглашение условий, не являющихся предметом судебного разбирательства. Научные исследования, а также судебная практика положительно отвечает на данный вопрос, то есть стороны имеют право при согласовании мирового соглашения включать такие требования, которые не являются предметом данного судебного разбирательства, но в рамках добросовестного соблюдения законодательства.

Дискуссионным вопросом выделяют также права государственных и иных органов, выступающих в качестве одной из сторон в налоговом споре. Могут ли налоговые органы заключать мировые соглашения, входит ли это в их полномочия? Ни один закон не закрепляет за ними такое право. Однако, право на заключение мирового соглашения вытекает из процессуального статуса. Таким образом, налоговый орган, вступая в процесс в качестве истца или ответчика, наделяется статусом стороны по делу и приобретает все соответствующие правомочия, включая право заключать мировые соглашения, несмотря на публичный характер его правового статуса [5].

Обращаясь к судебной практике, можно рассмотреть заключение мирового соглашения с налоговым органом на конкретном примере. Итак, физическое лицо N совместно с супругом приобрела в общую совместную собственность однокомнатную квартиру. Подала в Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России №* (далее – МИФНС РФ) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, а также документы, подтверждающие факт приобретения указанной квартиры. Примерно через год, ею было подано ответчику заявление о предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры. МИФНС РФ принял решение об отказе в предоставлении вычета в связи с имеющейся задолженностью по одному виду налога. Полагая отказ ответчика в предоставлении налогового вычета незаконным, она обратилась в суд с иском об оспаривании решения МИФНС РФ и предоставлении налогового вычета. В итоге между истцом и ответчиком было заключено соглашение, согласно которому ответчик обязуется предоставить истцу имущественный налоговый вычет, а истец, в свою очередь, отказывается от своих исковых требований по настоящему делу. Производство по делу было прекращено в связи с утверждением судом мирового соглашения, заключенного сторонами дела.

Действующее законодательство направлено на совершенствование диспозитивных механизмов. Законодатель не детализирует перечень примирительных процедур, что оставляет его открытым. Это говорит о возможной перспективе возникновения иных примирительных механизмов при разрешении налоговых споров [6].

Подводя итог, можно сделать вывод, что тенденции российского законодательства направлены на развитие досудебного урегулирования налоговых споров, что позволяет разрабатывать различные механизмы их разрешения. Нововведения в законодательстве смогут способствовать такому направлению.


Список литературы

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. № 13 (ред. от 09.07.1997) «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 1.
  2. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) // Собрание законодательства РФ от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3012.
  3. Нагорная, Э. Н. Бремя доказывания в налоговых спорах: монография / Э. Н. Нагорная. М.: Юстицинформ, 2006. С. 43
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» // Вестник экономического правосудия. 2014. № 9.
  5. Демин А. В. Мировое соглашение в налоговых спорах // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11). С. 91 – 99.
  6. Коротков А. В., Очаковский В. А. Мировое соглашение в налоговых спорах // Научный журнал «Эпомен». 2018. № 4. С. 53 – 58.