УДК 34

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СЕМЕЙ: АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№16,

Юридические науки

Парфенов Максим Игоревич


Научный руководитель: Валеева Н.О., старший преподаватель.


Ключевые слова: НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ; РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ; МЕСТНЫЕ НАЛОГИ; ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ; НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ; СЕМЬЯ; TAX BENEFITS; REGIONAL TAXES; LOCAL TAXES; TRANSPORT TAX; PERSONAL PROPERTY TAX; LAND TAX; FAMILY.


Аннотация: В статье автором анализируются налоговые льготы для семьи, предусмотренные на региональном и местном уровнях, на примере Республики Хакасия.

Социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, в том числе и Российской Федерации. На сегодняшний день на фоне демографических проблем особое внимание уделяется социальной поддержке семей, имеющих детей, в том числе финансовой. Одним из подобных способов оказания поддержки является установление налоговых льгот. За счет налоговых льгот снижается налоговая нагрузка на такие семьи.

В соответствии со статьей 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].

В первую очередь было бы уместным отметить, что налоговые льготы по региональным налогам устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном, т.е. субъекты РФ имеют право вводить дополнительные льготы, которые не предусмотрены на федеральном уровне [2, с. 74]. Налоговый кодекс РФ предусматривает большое количество налоговых льгот для разных категорий налогоплательщиков. Однако для социальных льгот, на что обращает внимание В.М. Зарипов, необходимо обоснование оптимальности финансовой поддержки в виде налогового льготирования по сравнению с прямой денежной поддержкой или иными формами финансирования социальных потребностей [3, с. 6]. Тем временем по большей части установление льгот является интуитивным, и законодатель поддерживает именно только объективно нуждающиеся категории налогоплательщиков. Так, В.Н. Герасимов отмечает, что многодетная семья не в состоянии предоставить своим детям надлежащего уровня содержания и обеспечения интересов, не может создать условия всестороннего развития детей, и в связи с этим необходимо увеличить государственную поддержку многодетным семьям путем налоговых льгот и дополнительных социальных пособий и постараться максимально стимулировать многодетность [4, с. 1].

К сожалению, зачастую налогоплательщики находятся в неведении о существующих для них льготах, в связи с чем ими не пользуются. В целях разрешения данной ситуации ФНС РФ было подготовлено письмо от 16.02.2018 г. «О налоговых льготах и вычетах» [5], в котором представлена статистическая информация о льготах для семей, имеющих детей. Если рассматривать региональные налоги, уплачиваемые физическими лицами, то в первую очередь следует анализировать транспортный налог (региональный налог), налог на имущество физических лиц и земельный налог (местные налоги). Действующее федеральное законодательство налоговых льгот для семей, имеющих детей, не предусматривает, отдавая решение этого вопроса на региональный и местный уровень [1, ст. 361.1, 395, 407].

В Республике Хакасия предусматривается наличие налоговых льгот по уплате транспортного налога для многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде освобождения от уплаты налога.

Так, в соответствии со статьей 7 Закона РХ «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются граждане, на иждивении которых находятся трое и более несовершеннолетних детей (п. 11), граждане, на иждивении которых находятся дети-инвалиды, страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата и достигшие пятилетнего возраста (п. 12). При этом данные налоговые льготы распространяются только на один объект налогообложения по выбору налогоплательщика [6].

Для не неполных семей (одинокие матери, отцы), опекунов и попечителей несовершеннолетних детей, детей-сирот и учащихся общеобразовательных учреждений законодательством Республики Хакасия налоговых льгот по транспортному налогу не предусматривается.

Анализ регионального законодательства о налогах и сборах субъектов РФ Сибирского федерального округа позволяет сделать вывод, что в Республики Хакасия установлен самый большой перечень налоговых льгот для семей, имеющих детей, которым предоставляется полное освобождение от уплаты налога. Так, в Томской области и Республике Алтай для семей, имеющих детей, по транспортному налогу льготы не предусматриваются. В Омской, Кемеровской и Новосибирской областях предусматривается только частичное льготирование в виде установления налоговой ставки в размере 50% для одной-двух категорий семей, имеющих детей (чаще — для многодетных семей). И только в Красноярском крае, как и в Алтайском, предусматривается возможность уплаты транспортного налога по ставке 0 рублей для семей, имеющих детей-инвалидов, а также льгота в размере 50% транспортного налога для многодетных семей и опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей.

Уплата налога на имущество физических лиц и земельного налога регулируется нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Соответственно установление налоговых льгот по уплате местных налогов находится в компетенции данных органов и во многом зависит от экономических возможностей местных бюджетов.

При анализе нормативных актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих уплату налога на имущество физических лиц, можно отметить, что в Республики Хакасия налоговые льготы для семей в виде полного освобождения от уплаты земельного налога лишь в одном муниципальном образовании из 100 имеющихся; от налога на имущество физических лиц в трех муниципальных образованиях. На фоне других субъектов РФ Сибирского федерального округа Республика Хакасия занимает не последнее место в нашем импровизируемом рейтинге по количеству муниципальных образований, предусматривающих налоговые льготы для семей. Так, в Алтайском крае только три муниципальных образования из 660 имеющихся в Алтайском крае предусматривают налоговую льготу по земельному налогу в виде полного освобождения для многодетных семей (0,5 %).

Однако на фоне Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей Республика Хакасия сильно проигрывает. Так, например, в Новосибирской области 90 муниципальных образований из 460 предоставляют льготу в качестве полного освобождения от уплаты земельного налога для многодетных семей (19,6%). В Кемеровской области больше муниципальных образований устанавливают льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога именно для семей, имеющих детей-инвалидов (15,2%), многодетных семей (9%) и для детей-сирот (8,5%). В Красноярском крае льготы по земельному налогу предоставляют многодетным семьям 43 муниципальных образования из 540 имеющихся.

Таким образом, представительные органы власти муниципальных образований Республики Хакасия либо не знают о своих возможностях устанавливать льготы по земельному налогу, либо не имеют финансовой возможности в силу дефицитности и дотационности своих бюджетов. Имеющиеся налоговые льготы в Республики Хакасия – это «капля в море». Существует необходимость изыскивать возможность поддерживать семьи, имеющие детей, льготами не только по транспортному налогу, но и по местным налогам. И возможно, доведение информации об опыте налогового льготирования в муниципальных образованиях других субъектов РФ может поспособствовать исправлению ситуации с налоговыми льготами для лиц, имеющих детей, в муниципальных образованиях Республики Хакасия.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федер. закон Рос. Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собрания 19.07.2000 г.: одобрен Сов. Федерации Федер. Собрания 26.07.2000 г.: в ред. Федер. закона Рос. Федерации от11.10.2018 г. № 359-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2000. — № 32. – Ст. 3340; Рос. газ. – 2018. – 6 июня.
  2. Региональное финансовое право : монография / отв. ред. И.Б. Лагутин. — М., 2017. – 316 с.
  3. Зарипов, В.М. Правовые инструменты повышения эффективности налоговых льгот / В.М. Зарипов // Закон. — 2014. — № 2. –С. 102-109.
  4. Герасимов, В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС / В.Н. Герасимов // Российская юстиция. — 2011. — № 2. – С. 60-62.
  5. О транспортном налоге на территории: закон Респ. Хакасия от 25.11.2002 г. № 66: принят Верховным Советом Респ. Хакасия 13.11.2002 г.: в ред. закона Респ. Хакасия от 30.10.2018 № 58-ЗРХ [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/802006579 (дата обращения: 17.11.2018).
  6. О налоговых льготах и вычетах: письмо Федеральной налоговой службы от 16.02.2018 № ММВ-17-11/46// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».