УДК 34

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КУРОРТНОГО СБОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№16,

Юридические науки

Парфенов Максим Игоревич


Научный руководитель: Валеева Н.О., старший преподаватель.


Ключевые слова: КУРОРТНЫЙ СБОР; СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ; НАЛОГ; СБОР; THE RESORT FEE; TAX SYSTEM; TAX; COLLECTION.


Аннотация: В статье автором рассматривается правовая природа курортных сборов и их место в системе налогов и сборов РФ. Проводится анализ законов субъектов Российской Федерации о курортных сборах, на основе которого приводятся предложения для соответствующего закона Республики Хакасия.

Принятие и вступление в силу Федерального закона от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее – ФЗ №214-ФЗ) [1] получило неоднозначную реакцию как в научном сообществе, так и у правоприменительных органов, у юристов-практиков, а также со стороны широкой общественности, так как он предусматривает проведение эксперимента по введению курортного сбора в отдельных субъектах РФ. Во исполнение требований данного закона были разработаны и приняты соответствующие законы субъектов РФ.

После проведения соотношения курортного сбора и таких правовых категорий НК РФ как «налоги» и «сборы» следует согласиться с мнением, что курортный сбор не входит в систему налогов и сборов РФ ни на региональном, ни на местном уровне [2]. Вместе с тем, по смыслу ч. 2 ст. 1 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор нужно относить к местным, поскольку он вводится на территориях муниципальных образований органов местного самоуправления, в пределах которых проводится эксперимент. Однако анализ положений ст. 5 ФЗ № 214-ФЗ дает на понять, что курортный сбор относится к региональным, поскольку он устанавливается законом субъекта РФ, а сам курортный сбор идет в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Как видим, вопрос правовой природы данного вида сбора остается открытым и неразрешенным даже на законодательном уровне. В свою очередь, ФЗ № 214-ФЗ не дает определения категории «курортный сбор», однако, исходя из смысла ФЗ № 214-ФЗ, можно определить, что «курортный сбор – это плата за пользование курортной инфраструктурой», которая будет взиматься в целях финансового обеспечения проектирования, строительства, реконструкции, содержания, благоустройства и ремонта объектов курортной инфраструктуры.

Платеж, взимаемый как «плата за пользование курортной инфраструктурой», или «курортный сбор», по своей правовой природе и характеристикам больше соответствует понятию «налог», чем «сбор», поскольку носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, поступает в соответствующий Фонд развития курортной инфраструктуры, предназначенный для публичных нужд, т.е. является налогом и имеет налоговый характер, а значит должен предусматриваться НК РФ и входить в систему налогов и сборов РФ [3].

Размер (ставка) курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта РФ определяются соответствующим законом субъекта РФ, которым предусматривается перечень освобожденных от уплаты курортного сбора лиц, порядок информирования о результатах эксперимента, порядок размещения сведений о достижении показателей эффективности и перечнях построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектах курортной инфраструктур.

В частности, рассмотрим закон Алтайского края от 01.11.2017 г. № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» (далее – закон Алтайского края) [4], закон Краснодарского края от 27.11.2017 г. № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» (далее – закон Краснодарского края) [5], закон Республики Крым от 30.11.2017 г. № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» (далее – закон Республики Крым) [6] и закон Ставропольского края от 08.12.2017 г. № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» (далее – закон Ставропольского края) [7].

Анализ данных законов субъектов позволяет выделить некоторые особенности установления, введения и взимания курортного сбора в субъектах РФ, а именно показывает, что в случае с Краснодарским краем и Республикой Крым законодательство прямо предусматривает введение и уплату такой категории, как «курортный сбор», а в случае Алтайского и Ставропольского краев – плату за пользование курортной инфраструктурой, однако расшифровку и трактование вышеуказанных терминов ни федеральное, ни, тем более, региональное законодательство не содержит, как не содержит и указания на то, к какому виду платежей – налог или сбор, региональные или местные – относится курортный сбор и какое он занимает место в «системе налогов и сборов РФ».

Законы Краснодарского и Ставропольского краев в отличии от такого же закона Алтайского края устанавливает предмет регулирования закона в соответствии с правилами юридической техники, а именно – регулирует отдельные вопросы, связанные с проведением на соответствующих территориях эксперимента в целях развития курортной инфраструктуры, а также восстановлению и развитию курортов, формированию единого туристического пространства, созданию благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.

Рассматривая вопрос освобождения от уплаты курортного сбора, надо отметить, что он находится в компетенции субъекта, за исключением правил, предусмотренных ч. 1 ст. 7 ФЗ № 214-ФЗ. Так, на территории Краснодарского края от уплаты курортного сбора освобождены лица, имеющие место жительства на территории Краснодарского края, в то время как законами Алтайского края и Республики Крым помимо этого освобождаются лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования.

Также порядок уведомления уполномоченного органа исполнительной власти о невозможности удержания у плательщика суммы курортного сбора различен в рассматриваемых законах: в Алтайском крае и Республики Крым оператор курортного сбора должен уведомить уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика, а в Краснодарском крае срок установлен – не позднее пяти рабочих дней со дня получения отказа от уплаты курортного сбора, а в Ставропольском крае – не позднее трех рабочих дней.

Таким образом, правовое регулирование требует качественной и грамотной нормативно-правовой регламентации, в первую очередь, в части внесения изменений и дополнений в НК РФ и ФЗ № 214-ФЗ, и закрепления курортного сбора в качестве одного из местных налогов и сборов, входящих в систему налогов и сборов.

В случае разработки соответствующего закона в Республике Хакасия, используя имеющийся опыт, чтобы уйти от коллизионных и противоречивых моментов, следует использовать ключевые понятия и формулировки, предусмотренные ФЗ № 214-ФЗ. Также необходимо установить предмет регулирования закона – отношения по установлению, введению и взиманию курортного сбора, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на территории Республики Хакасия, входящей в территорию эксперимента.

Необходимо более детально прописать базу обложения курортным сбором, ставки, порядок исчисления и уплаты, уточнить, кто является плательщиком курортного сбора, а кто освобождается от уплаты курортного сбора. По нашему мнению, к таким лицам можно отнести: лиц, постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, входящего в территорию эксперимента; лиц, временно пребывающих, временно проживающих или постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, входящего в территорию эксперимента в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [8]; лиц в возрасте до 18-ти лет; детей-инвалидов и лиц, которые сопровождают детей-инвалидов (не более одного сопровождающего); лиц, которые прибыли в командировку на территорию эксперимента; лиц, имеющих право на получение социальной поддержки. Уточнения также требует формулировка «лица, являющихся операторами курортного сбора», т.е. налоговыми агентами по перечислению и уплате курортного сбора в соответствующий бюджет.


Список литературы

  1. О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае: фед. закон Рос. Федерации от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собрания 19.07.2017 г.: одобрен Сов. Федерации Фед. Собрания 25.07.2017 г. // Рос. газ. – 2017. – 2 авг.
  2. Евсикова, Е.В. Проблемы законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях / Е.В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2017. – Т. 3 (69). – № 2. – С. 143–161.
  3. Евсикова, Е.В. Курортный сбор в системе налогов и сборов РФ / Е.В. Евсикова // Юридический вестник ДГУ. – Т. 26. – 2018. – № 2. – С. 83-91.
  4. О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае: закон Алтайского края от 01.11.2017 г. № 76-ЗС [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/2200201711030007?type=pdf (дата обращения 16.11.2018).
  5. О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»: закон Краснодарского края от 27.11.2017 г. № 3690-КЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/2300201711300001?type=pdf (дата обращения: 16.11.2018).
  6. О введении курортного сбора: закон Республики Крым от 30.11.2017 г. № 435-ЗРК/2017 [Электронный ресурс] // Рос. газ. – 2017. – 2 дек. URL: https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html (дата обращения: 16.11.2018).
  7. О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 08.12.2017 г. № 130-кз [Электронный ресурс] // Рос. газ. – 2017. – 10 дек. URL: https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html (дата обращения: 16.11.2018).
  8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания 21.06.2002 г.: одобрен Сов. Федерации Федер. Собрания 10.07.2002 г.: в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 19.07.2018 № 202-ФЗ // Рос. газ. – 2002 г. – 31 июля; 2018. – 25 июля.