УДК 796.011.1

МЕТОД ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

№16,

Педагогические науки

Хузеева Флорида Фоатовна


Научный руководитель: Шаймарданова Л.Ш., старший преподаватель, ЕИ КФУ, г. Елабуга.


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА; СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД; HEALTH; PHYSICAL DEVELOPMENT; EDUCATION; PHYSICAL CULTURE; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL EDUCATION; SOCIAL NEEDS; PHYSICAL MOVEMENT; HUMAN CAPABILITIES; COMPETITIVE METHOD.


Аннотация: В статье описываются различные методы и способы обучения физической культуре в школе. При обучении различным физическим упражнениям, преподаватели могут использовать несколько определенных приемов и методов, которые позволят провести урок плодотворнее.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние абсолютного внутреннего, физического и социального благосостояния.

Физическая культура предполагает собою достаточную часть существования человека и захватывает значительную значимость в учебе и труде людей. Физические процедуры представляют основную роль в трудоспособности, таким образом, мастерство и познание физической культуры обязаны закладываться в различных учебных организациях.

Основные проблемы физического воспитания:
— усовершенствования самочувствия;
развитие у обучающегося здравого вида существования способами физической культуры и спорта;
— всестороннее физическое процветание;
— закаливание организма;
— улучшение физических возможностей.

С целью решения данных вопросов можно применить различные средства:
— разрабатываются программы с целью работы с ребенком с ослабленным здоровьем;
— исследуются современные способы и средства обучения, новейшие технологические процессы обучения и стремительное использование их на практике;
— принимать участие в разных состязаниях, конференциях, соревнованиях.

Метод — способ достижения установленной цели, комплекс приемов освоения действительности, человеческой деятельности организованный некоторым способом. Поэтому каждый метод обучения включает обучающую работу педагога и организацию учебной активно-познавательной работы учащихся.

Преимущество игровых методов и приемов обучения состоит в том, что они вызывают у детей заинтересованность, положительные эмоции, помогают сконцентрироваться на учебной задаче. Решение учебной задачи в ходе игры связано с минимальными затратами нервной энергии и с меньшими затратами волевых усилий. [3]

Игровые способы и приемы характеризуются рядом признаков. В первую очередь, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Отсюда следует, что педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний [1]. Для учеников преимущество имеют спортивные и подвижные игры. На уроках физической культуры необходимо активно использовать игровую деятельность детей в течении всего учебного процесса. В этом могут участвовать ребята с различной степенью физической подготовки. В младших класса чаще применяют подвижные, а в старших классах используются спортивные игры. Поэтому игровыми видами спорта нужно заниматься с малых лет, именно они дают возможность формировать костную структуру, мускулатуру человека и поддерживать тело в форме.

Игровые виды спорта формируют в детях математические навыки. Они развивают лидерские качества и способствуют воспитанию командного духа в детях. Спорт предполагает соревнования, а значит победы и поражения. Это ставит участников в разные жизненные ситуации, такие как успех и неудача. Спорт воспитывает в детях дух соперничества и учит их участию независимо от того заканчивается оно победой или поражением. Игровые виды спорта помогают людям позитивно принимать оба варианта. [2] Также они могут быть полезны с целью формирования в человеке социальных способностей. Спорт может помочь сформировать для ребенка атмосферу доверия и удовлетворения. Таким образом, спорт имеет значительную роль в социальном развитии человека.

Соревновательный метод в ходе физического обучения применяется равно как в сравнительно элементарных формах, следовательно, и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подвластном элементе общей организации обучения (метод стимулирования заинтересованности и активизации присутствие выполнении отдельных процедур, введенных в эту деятельность), во втором – о сравнительно независимой форме организации уроков. Метод соперничества в ходе соревнований, а также требования их организации и выполнения формируют особенную эмоциональную и физическую обстановку, которая повышает влияние физических упражнений и способствует наибольшему проявлению многофункциональных способностей организма.

Соревновательный метод часто применяется в тренировке спортсменов высочайшего класса. В практике применяются несколько методических подходов:

— соревнование в выполнении нерегулярно включаемых задач, никак не призывающих особой подготовки, однако требующих психологической мобилизации;
— выполнение соревновательным способом предварительных упражнений с направленностью на превышение характеристик тренировочной нагрузки;
— внедрение в качестве объекта соревнования частично измененных форм главного конкурсного упражнения;
— «смещение» конкурсной установки с упором в большей степени на высококачественную сторону упражнений.

Существенную роль состязательного метода в формировании качеств спортивного характера обуславливается тем, что данный метод исходит из естественных начал спортивной деятельности. Приводит в процесс мобилизующую мощь своеобразных межличностных отношений, свойственных спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью наибольшего выявления личных возможностей и требует в то же время способности владеть собою в наиболее непростых моментах.

По мере приспособления спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям значимость соревновательного метода в волевой подготовке ни коем образом не снижается при наличии условий, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, увеличивается. Таким образом, соревновательный метод используется при решении разных педагогических вопросов – воспитании волевых, физических и моральных свойств, совершенствовании способностей, умений и возможностей целенаправленно использовать их в усложненных обстоятельствах. Сравнительно с иными он дает возможность предъявить более высокие условия к многофункциональным возможностям организма и этим содействовать их большему развитию.

На занятиях физкультурой находят решение основные задачи физического воспитания, которые следуют из цели учебно-воспитательного процесса. Значимым элементом педагогического процесса на занятиях физической культуры является обучение школьников подвижным действиям, воспитание духовных и физических сил их подготовки к жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, что нужно стремиться:
— чаще проводить школьные соревнования;
— заботиться о том, чтобы учащиеся были вовлечены в различные формы физических занятий, проводя различные упражнения по гимнастики и физкультминуток;
— организовать высокую подготовку учащихся к различным спортивным мероприятиям;
— проводить занятия физической культуры на высоком профессиональном уровне, помня о том, что этот предмет занимает важнейшее место в списке общеобразовательных школьных дисциплин;
— привлекать учителей к спортивным мероприятиям, для того, чтобы они были примером для учащихся и влияли на формирование здорового образа жизни.


Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. / Теория и практика физической культуры. -1993.- №4.
  2. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского — М., 1981.
  3. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. / Теория и практика физической культуры.- 1995.- №4.