ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ

№4,

Юридические науки

Еминцева Юлия Алексеевна


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫБОРЫ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; MUNICIPAL RIGHT; ELECTIONS; LOCAL GOVERNMENT.


Аннотация: В статье рассмотрены некоторые аспекты института муниципальных выборов, в частности, его нормативно-правовое регулирование, особенности активного и пассивного избирательного права граждан, применительно к муниципальным выборам, избирательная система на выборах муниципального образования, а также взгляды ученых на то или иное положение законодательства и их предложения по его совершенствованию.

Муниципальные выборы, как элемент демократического государства, в том виде, в котором они существуют сейчас сформировался немногим больше десяти лет назад. В связи с этим данный институт представляет собой особое значение и оставляет нерешенными много вопросов.

Муниципальные выборы наряду с общими признаками выборов на региональном и федеральном уровне обладают рядом особенностей. В частности, Стрельцов Д.Ю. говорит о том, что на муниципальном уровне, в отличие от федерального и регионального уровней, понятием «выборы» охватывается более широкий спектр отношений, то есть сюда входят не только электоральные процедуры. Такого же мнения придерживается и Кудилинский М.Н., указывая на тот факт, что в понятие «муниципальные выборы» дополнительно включаются и избрание должностных лиц местного самоуправления как представительными органами местного самоуправления, так и на сходах граждан. Однако, оба автора признают, что применение на практике понятие «выборов» к неэлекторальным процедурам может вызвать некоторую путаницу в терминологии. И с этим нельзя не согласиться, так как в противном случае, на наш взгляд, будут размыты границы понятий «избрания» и «назначения».

Что касается нормативно-правового регулирования муниципальных выборов, то оно происходит на разных уровнях: федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Однако наибольшее регулирование данной области осуществляет федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002, он определяет основные принципы избирательного права, общий порядок выборов, гарантии проведения выборов, а также отдельные аспекты избирательных правоотношений. Многие авторы называют данный закон рамочным и настаивают на том, что он не способен учесть некоторые нюансы муниципальных выборов. Особое место занимает федеральный закон от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который, несомненно, детализирует положения, указанные в вышеупомянутом законе и оптимизирует его под выборы на муниципальном уровне. Однако, Шамгунов А.Э. с данным положением не согласен и говорит о том, что: «Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросу муниципальных выборов в основном содержит отсылочные нормы к рамочному Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. В связи с этим, автор считает необходимым создать кодифицированный акт на региональном уровне, регулирующий все муниципальные выборы. О несовершенстве Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит и Кудилинский М.Н., полагая, что он необоснованно сокращает компетенцию субъектов федерации в сфере регулирования муниципальных выборов. Соответственно, одним из главных направлений совершенствования избирательного законодательства на муниципальном уровне он считает расширение компетенции субъектов в данной области. А именно:

«1. Установление механизма регистрации кандидатов в зависимости от региональных условий, а именно: а) возможность автоматической регистрации выдвинутых кандидатов — без сбора подписей и внесения избирательного залога; б) возможность установления количества подписей, необходимых для регистрации кандидата в более широких пределах, нежели в настоящее время; в) возможность расширения сферы применения избирательного залога.

2. Возможность самостоятельного решения вопроса о предоставлении пассивного избирательного права гражданам Российской Федерации, проживающим вне пределов территории муниципального образования» [2].

Данные положения, на мой взгляд, небезосновательны и их реализация, возможно, помогла бы в решении соответствующих проблем.

Отличительными особенностями обладает пассивное и активное права граждан на муниципальных выборах. Если говорить про правовой статус избирателей, то он имеет ряд отличительных характеристик. Так, например, военнослужащие, проходящие срочную службу, не имеют права избирать, если до призыва их место жительство находилось не на территории этого муниципального образования. А иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право участвовать в выборах в органы местного самоуправления при наличии соответствующего международного договора.

Пробельным остается вопрос о цензе оседлости, который законодательно закреплен, однако формально ни определен период, в течении которого потенциальный избиратель должен прожить на территории данного муниципального образования. В связи с этим Л.Н. Коротков предлагает ввести единый ценз оседлости и привести его в соответствии с Конституцией, что, несомненно, упростит понимание данного положения [3].

Еще одной особенностью является тот факт, что к кандидатам помимо общих требований могут предъявляться дополнительные, закрепленные в Конституции (Уставе), законах субъекта, например, возраст с которого лицо может быть избрано в представительный орган муниципального образования. Но следует помнить, что предъявленные требования не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Для регистрации кандидату, также как и на федеральных выборах, необходимо внести избирательный залог или собрать определенное число подписей для преодоления двухпроцентного порога. Однако в отношении последнего высказываются весьма негативные мнения, так, например, А.Э. Шамгунов считает, что в условиях муниципальных выборов данная процедура неэффективна, так как установленный двухпроцентный порог является крайне малым, учитывая небольшое количество жителей муниципального образования. Он считает, что при изложенных обстоятельствах избежать случайности при подборе кандидатов не удастся. К тому же, если кандидат занимает высокую должность, существует вероятность оказания им влияния на подчиненных. Автор считает, что нужно устанавливать минимальный порог в каждом муниципальном образовании индивидуально: «чем меньше число избирателей, приходящих на один мандат, тем выше необходимый процент подписей». Как выше упоминалось, М.Н. Кудилинский также выступает за передачу в введение субъектов механизма регистрации кандидатов. Данное положение вполне оправдывает себя.

Нередко в избирательном процессе возникают конфликтные ситуации, связанные с назначением, подготовкой, проведением выборов, голосованием и установлением итогов. Данные ситуации получили название «избирательные споры». Как показывает практика, чаще всего оспаривающей стороной выступают граждане, которым отказано в регистрации в качестве кандидата на выборы, либо кандидаты, их проигравшие. Оспорить то или иное решение возможно как в административном, так и в судебном порядке. За нарушение законодательства о проведении выборов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях и уголовная. По вышеуказанному существует ряд предложений со стороны Д.Ю. Стрельцова и Л.Н. Короткова. В частности, первый утверждает о необходимости правового оформления на федеральном уровне института разрешения избирательных споров при проведении муниципальных выборов как универсального средства защиты прав избирателей и кандидатов, нормы которого регулируют конфликты по всему спектру вопросов организации и проведения выборов, а второй настаивает на определении в отдельную главу избирательных правонарушений в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе Российской Федерации. Полагаем, что в создание института разрешения избирательных споров на федеральном уровне нет острой необходимости, так как п.2 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дает разъяснение по поводу подведомственности данной категории дел, что является на данный момент достаточным. А выделение избирательных правонарушений в отдельную главу КоАП и УК упростит работу с указными источниками в части поиска нужных статей, то есть поспособствует наиболее полной систематизации

Еще одним вопросом, который решается на региональном уровне является выбор избирательной системы муниципальных выборов. В соответствии с ч.3.ст. 23 Федеральный закон от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» избирательная система, используемая при выборах в представительный орган муниципального образования устанавливается Уставами (Конституциями) субъектов. На муниципальном уровне, как правило, используется мажоритарная или пропорциональная избирательные системы. В первом случае избранными являются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов в своем избирательном округе. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер. Д.Ю. Стрельцов, считает, что в современных условиях при неразвитой партийной системе пропорциональная избирательная система не оправдывает себя и наиболее адекватной для муниципальных выборов является мажоритарная избирательная система, при которой кандидаты и общественные объединения, их выдвинувшие более ответственно подходят к процедурам выборов[4]. А.Э. Шамгунов и вовсе критикует право субъектов устанавливать вид избирательной системы, полагая, что данный подход идет вразрез с идеологией федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, подводя итоги, стоит сказать, что институт муниципальных выборов является важным элементов демократического государства и основное его регулирование осуществляется на федеральном уровне, которое дополняется Уставами (Конституциями) субъектов, законами субъектов, а также нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Но, несмотря на бытующее мнение о чрезмерной детализации избирательного законодательства, ряд ученых полагают, что существует еще много нерешенных вопросов, малая часть из которых освещена в настоящей работе.


Список литературы

  1. Шамгунов А.И. Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. – Казань, 2006. – 18 с.
  2. Кудилинский М.Н. Проблемы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. – Санкт – Петербург, 2002. — 24 с.
  3. Коротков Л.Н. Правовые аспекты выборов в органы местного самоуправления: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. – Пятигорск, 2005. — 22 с.
  4. Стрельцов Д.Ю. Правовое регулирование выборов в органы местного самоуправления в Российской Федерации: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. –Москва, 2006. – 20 с.