УДК 336.226
АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
№16,
Экономические науки
Мубаракшина Айгуль Рафисовна
Сазанов Олег Васильевич
Ключевые слова: ИГОРНЫЙ БИЗНЕС; НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ; КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ; GAMBLING BUSINESS; TAX ON GAMBLING; IMPROVEMENT OF OBJECTS OF TAXATION; THE NUMBER OF TAXPAYERS.
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в форме: выигрышей; платы за проведение азартных игр, а также пари, заключающаяся в организации и проведении азартных игр в специальных игорных заведениях.
Налог на игорный бизнес является региональным налогом, поступления от которого пополняют бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которого он введен. [1]
Как известно, в 2006 году Президент Российской Федерации выступил с призывом радикального решения проблемы азартных игр, ставя целью борьбу с получившей на тот период широкое распространение игроманией и организованной преступностью (при обследовании в Москве 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игр в игровые автоматы, в 15 случаях были выявлены суицидальные мысли, а в 36 — астенические расстройства) [5].
Правовое регулирование игорного бизнеса в Российской Федерации осуществляется следующими документами:
1. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ: описывает требования, предоставляемые к игорному заведению, его посетителям, его организаторам, а также к игорным зонам, букмекерским конторам (порядку их создания и ликвидации) и т.д.
2. Глава 29 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налог на игорный бизнес (статьи 364-371): раскрываются следующие понятия: налогоплательщик, объекты налогообложения, налоговая база, ставки, период, порядок исчисления и уплаты налога. Статья 129.2 НК РФ гласит, что нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Повторное совершение ведет к взысканию штрафа в шестикратном размере.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр — предусматривает разные меры наказания в зависимости от тяжести правонарушения:
- штраф от трехсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей,
- обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
- либо ограничение свободы на срок до двух или четырех лет.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр: влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.
Согласно принятому 26.12.2006 г. Федеральному Закону № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» начиная с 1 июля 2009 года деятельность всех игорных заведений прекратилась, за исключением следующих игорных зон:
- «Приморье»– первая и самая крупная игорная зона, открытая в 2015 году. Проблемы развлекательной зоны «Приморье», расположенной под Владивостоком, вызваны сложностями в привлечении иностранцев из Китая, Кореи и Японии, которым для дальнейшего развития проекта необходимы изменения в законодательстве, облегчающие въезд в Приморье. Единственный в зоне казино-отель Tigre de Cristal заработал в 2016 году и заплатил 860 миллионов налогов. Еще два казино — «Маяк» и «Селена» должны открыться в 2018-2019 годах.
- «Красная Поляна» – игорная зона, расположенная в городе Сочи. Распоряжением Правительства Российской Федерации о создании пятой игорной зоны «Красная поляна» в Сочи было подписано 10 августа 2016 года. Игорная зона расположена в горном кластере Сочи на земельных участках площадью 165 тыс. м², предоставленных ранее для размещения олимпийских объектов.
- Азов-Сити» – игорная зона Краснодарского края, которая будет вести свою деятельность до 1 января 2019 г., после подлежит ликвидации в связи с открытием в 600 км от нее еще одной игорной зоны, что противоречит законодательству. Сегодня в «Азов-Сити» работают 2,5 тысячи человек. Операторы казино в 2016 году заплатили порядка 400 миллионов рублей налогов. В 2016 году налоговые отчисления составили 34,4 миллиона рублей.
- «Янтарная»– игорная зона Калининградской области. На ее территории уже работает казино Sobranie, ставшее одним из крупнейших в Европе. Оно расположилось на побережье Балтийского моря на участке в 5,5 га.
- «Сибирская монета» – игорная зона Алтайского края площадью 2,3 тысячи га расположена в 280 км от Барнаула. Первое и пока единственное казино Altai Palace стоимостью 1,3 миллиарда рублей открылось в 2014 году, но спустя три года его работы там по-прежнему не решены проблемы с транспортной доступностью и другой инфраструктурой.
- «Крым»– ещё не действующая, но перспективная игорная зона. Ожидаемые налоговые отчисления – до 25 миллиардов рублей в год. [6].
Важно отметить тот факт, что однажды созданная игорная зона не может быть закрыта ранее чем через 10 лет после ее формирования (согласно пункту 7 статьи 9 закона № 244-ФЗ).
Стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее:
1) 600 миллионов рублей — для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов;
2) 100 миллионов рублей — для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (пункт 1 статьи 6 закона №244-ФЗ).
Онлайн-аналоги классических азартных игр (в форме виртуальных казино и игровых автоматов) на территории Российской Федерации также запрещены (пункт 3 статьи 5 закона № 244-ФЗ). Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 установил, что российские провайдеры обязаны блокировать сайты, предлагающие пользователям сыграть в соответствующем формате.
Тотализаторы и букмекеры могут вести деятельность онлайн в качестве операторов интерактивных ставок (принимать денежные средства в электронном виде, выплачивать выигрыши через интернет, при задействовании процессинговых центров согласно пункт 3.1, 25, 26 статьи 4 закона № 244-ФЗ).
Помимо всего прочего, в соответствии со статьей 4 ФЗ № 244, действующей с 1 января 2012 года, касса букмекерской конторы и касса тотализатора стала признаваться лишь частью пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора, в которой организаторы азартных игр принимают ставки от участников и выплачивает выигрыши [4].
В настоящее время объектами налогообложения согласно статье 366 НК РФ являются:
- Игровой стол;
- Игровой автомат;
- Процессинговый центр букмекерской конторы;
- Процессинговый центр тотализатора;
- Пункт приема ставок букмекерской конторы;
- Пункт приема ставок тотализатора [1].
Согласно статье 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации по каждому объекту налогообложения в следующих пределах [2].
Таблица 1.
Размеры налоговых ставок по каждому объекту налогообложения.
Наименование объекта налогообложения |
Минимальнаяставка (руб.) | Максимальнаяставка (руб.) |
Игровой стол | 25000 | 125000 |
Игровой автомат | 1500 | 7500 |
Процессинговый центр тотализатора | 25000 | 125000 |
Процессинговый центр букмекерской конторы | 25000 | 125000 |
Пункт приема ставок тотализатора | 5000 | 7000 |
Пункт приема ставок букмекерской конторы | 5000 | 7000 |
Стоит отметить, что в субъектах, в которых ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.
Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах должна обязательно лицензироваться Федеральной Налоговой Службой. Льготы в рамках данного вида налога не предусматриваются законодательством РФ. [1].
Таблица 2.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес с 2007 по 2011 гг.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Игровые столы | 20 562 | 8 086 391 | 2 977 454 | 26 438 | 48 563 |
Игровые автоматы | 20 337 | 19684654 | 7 829 474 | 17 340 | 40 488 |
Кассы тотализаторов | 750 | 4 284 | 4 650 | 6 855 | 9 171 |
Кассы букмекерских контор | 0 | 37 098 | 15 562 | 15 169 | 19 034 |
Контрольная сумма | 41 649 | 27812427 | 10827140 | 65 802 | 117 256 |
Таблица 3.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес с 2011 по 2017 гг.
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Игровые столы | 53750 | 76249 | 80 438 | 133 625 | 226 564 | 344 188 |
Игровые автоматы | 58316 | 86263 | 100 361 | 132 582 | 178 381 | 247 758 |
Процессинговые центры тотализаторов | 4877 | 4652 | 4 599 | 6 952 | 8 376 | 7 375 |
Процессинговые центры букмекерских контор | 32982 | 31765 | 30 787 | 32 008 | 31 760 | 32 973 |
Пункты приема ставок тотализаторов | 14120 | 12411 | 10 449 | 13 866 | 16 145 | 2 214 |
Пункты приема ставок букмекерских контор | 168783 | 254694 | 303 269 | 304 125 | 348 180 | 341 516 |
Контрольная сумма | 332828 | 466034 | 529903 | 623158 | 809406 | 976024 |
Рисунок 1. Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу на игорный бизнес.
Исходя из приведенных данных можно сделать вывод о том, что количество игровых автоматов и игровых столов значительно увеличивалось с 2007 по 2008 гг., с 2009 по 2010 гг. наблюдалось весомое уменьшение налоговых поступлений по ним из-за подпольных организаций данного вида деятельности, а с 2011 г. и по настоящее время можем и вовсе судить об их невостребованности. По данным журнала The Economist суммарный объём проигрыша (объем ставок за вычетом объёма выигрыша) в результате азартных игр, в том числе казино, составил в 2011 году сумму, приблизительно равную 350 миллиардов долларов США (50 миллиардов пришлось на долю ставок онлайн) [5].
Количество касс тотализаторов увеличивалось стабильно с 2007 по 2011 гг., пока на смену им не пришли процессинговые центры и пункты и приема ставок тотализаторов, при этом сумма налога букмекерских контор увеличивалась до 2016 г., с 2017 г. стала незначительно уменьшаться, сумма налога пунктов приема ставок тотализаторов при этом не претерпевала значительных изменений за рассматриваемый период.
Число касс букмекерских контор росло стремительно с 2007 по 2008 гг., с 2008 по 2009 гг. весомо уменьшилось, с 2009 по 2010 гг.было стабильным, с 2010 по 2011 гг. вновь росло. При этом сумма налога процессинговых центров букмекерских контор за все периоды превышала сумму налога по пунктам приема, но с 2012 по 2017 гг. сумма налога не претерпевала особых изменений.
В целом по всем объектам налогообложения можно проследить, что игорный бизнес достиг наибольшего расцвета в 2008 г., резко сдав позиции к 2010 г. из-за вступления в силу закона, но с 2012 г. по настоящее время суммы полученного налога продолжают расти, пополняя бюджет, несмотря на то, что количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации уменьшалось с 2007 по 2010 гг., а с 2011 по 2016 гг. увеличилось лишь незначительно из-за существования теневой экономики.
Рисунок 2. Количество налогоплательщиков по игорному бизнесу по округам за 2017 г.
Изучив игорный бизнес в разрезе округов по итогам 2017 г., наблюдаем, что он наиболее развит в Центральном и Приволжском федеральном округе, наименее перспективен в Дальневосточном и Уральском федеральном округе.
Многие относят лотерею к подвиду азартных игр, однако между лотереей и азартными играми существует принципиальная разница,
- во-первых, организация лотерей регулируется отдельным нормативно-правовым актом — законом «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ,
- во-вторых, учредителем лотерей в РФ является государство (главным образом в лице Министерства финансов), организуя лотереи при содействии операторов, заключая с ними контракты на основе открытого конкурса. Фирма, претендующая на соответствующий статус, должна иметь статус юридического лица и обладать исключительными правами на используемые лотерейные программы, также в руководстве фирмы не могут работать люди, имевшие судимость за экономические преступления.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6.1 закона № 138-ФЗ учреждение азартных игр под видом лотерей в РФ запрещено, равно как и использование в целях проведения лотерей тех или иных видов игрового оборудования.
Онлайн-лотереи в Российской Федерации в большинстве носят запретный характер (пункт 4 статьи 6.1 закона № 138-ФЗ), за исключением Всероссийской государственной лотереи, а также международных игр [7].
Таким образом, развитие игорного бизнеса с точки зрения финансового обеспечения и занятости весьма выгодно для экономики страны, анализ данных, характеризующих состояние отечественного игорного бизнеса, отражает, что данный вид предпринимательской деятельности обеспечивает российский бюджет существенными налоговыми поступлениями. Около 10% населения России играет в азартные игры, при этом официальные игорные зоны имеют ряд трудностей в развитии. Инвесторы считают причиной непоследовательную политику властей. Вдобавок ко всему, реформа вытолкнула казино в подпольный бизнес, лишая бюджет страны налоговых поступлений. А лотереи при этом не являются игорным бизнесом.
Список литературы
- Налог на игорный бизнес // Федеральная Налоговая Служба URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 26.09.2018).
- Евгений Ковтун Игорный бизнес в России. Законодательное регулирование. М.: Юридический центр, 2005, 214с.
- Залега А. С., Павлова Е. В. Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 435-437. — URL https://moluch.ru/archive/138/38609/ (дата обращения: 26.09.2018)
- Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-05-05-05/09 от 29.12.2011 // Налогоплательщик URL: https://www.klerk.ru/doc/259760/ (дата обращения: 26.09.2018).
- Полный запрет азартных игр, различных лотерей и тотализаторов в России // Российская общественная инициатива URL: https://www.roi.ru/9972/ (дата обращения: 03.10.2018).
- Игорные зоны // RUSSIAN GAMING WEEK URL: https://rgweek.com/ (дата обращения: 03.10.2018).
- Легализация игорного бизнеса в России в 2016 году // Налог-налог.ру. Общество профессионалов URL: http://nalog-nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2018).