УДК 33

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ – ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

№16,

Экономические науки

Лапина Дарья Владимировна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ; ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITIES; CUSTOMS AUTHORITIES; INDICATORS OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS; CUSTOMS; EFFICIENCY.


Аннотация: В данной статье изучаются проблемы применения показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов. На данный момент не существует даже общих наметок теории эффективности, отсутствует и ее понятийный аппарат. Совершенствование системы оценки эффективности и результативности деятельности ТО позволит повысить уровень эффективности управления. В статье приведено понятие эффективности таможенной деятельности и представлены показатели на базе приказа ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2017 г. N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России». Также обнаружены проблемы оценки таможенной деятельности. На их основании предложены направления развития, предполагающие обособленность решения должностных лиц ТО от обязанности выполнения плана, разделение эффективности управления на оперативную и системную, мероприятия по противодействию коррупции.

Объединенные направления за последние десять лет привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.

Управление таможенными органами основывается на базе показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов, а совершенствование и модернизация системы оценки деятельности ТО даст возможность повысить уровень эффективности управления – в этом заключается актуальность темы исследования.

Цель работы заключается в выявлении проблем, возникающих при применении показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов и поиске перспектив их развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать характеристику понятию «эффективность таможенной деятельности».
2. Изучить показатели результативности и эффективности деятельности таможенных органов ФТС России.
3. Выявить проблемы в оценке деятельности ТО.
4. Найти пути решения проблем, выявленных в задаче №3.

По состоянию начало 2018 года нет даже общих наметок теории эффективности, ее понятийный аппарат отсутствует. Существующие научные работы об оценке результативности труда работников, в большинстве своем, носят абстрактных характер.

Эффективность таможенной деятельности следует понимать как меру, характеризующуюся достижением результата или цели таможенной деятельности или степени приближения к ее достижению. Действенность таможенных органов определяется значениями показателей, которые отражают итоговый результат труда, который был достигнут за определенный промежуток времени.

На рисунке 1 представлена структура понятия «эффективность таможенного дела».


Рис.1 Структура понятия «эффективность и результативность таможенного дела»

При выборе показателей эффективности и результативности деятельности ТО полной однозначности не существует, поскольку есть трудности выражения одного показателя через другой или объединением нескольких показателей в один, которые будет отражать главную цель таможенной деятельности.

Имеются разные подходы к оценке результативности ТО:
1. Степень эффективности фискальной деятельности. Она оценивается как сумма таможенных платежей, которые были перечислены в бюджет.
2. Уровень выполнения планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход федерального бюджета.
3. Исполнение таможенных технологий.
4. Скорость сбора и обработки информации.
5. Комплексный показатель, характеризующий эффективность таможенного контроля.
6. Вложения в экономику государства.

Самый рациональный способ – это осуществлять выбор и оценку показателей со всех позиций, чтобы впоследствии обработать их и получить интегральный результат, который позволит сделать наиболее справедливые оценки таможенной деятельности.

Показатели результативности ТД представляют собой набор индикаторов разного характера. Они могут выражать и в количественной, и в качественной форме, быть и слабоформализуемыми, и четко – квалифицируемыми. Самой распространенной практикой является та, при которой органами власти устанавливаются особые правила и требования к результативности. Оценивая же эффективность, всегда используется несколько показателей (например, абсолютные/относительные, общие/частные).

В России показатели результативности и эффективности ТД стоят в строгой аналогией со стратегическими целями и тактическими задачами, которые стоят перед ФТС.

Цель №1 – это повысить уровень соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечить полную и своевременную уплату таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Первую цель отражают следующие показатели:
1. Количество заявлений, поступивших в таможенные органы, по которым приняты судебные решения не в пользу таможенных органов среди общего числа заявлений в таможенные органы, которые рассматривает суд.
2. Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей.
3. Часть таможенных платежей, зачисленных участниками ВЭД с нарушением указанных сроков среди общей суммы перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Вторая стратегическая цель – повышение качества оказания услуг таможенными органами, сокращение расходов участников ВЭД и государства относительно таможенного оформления и таможенного контроля.

Данную цель характеризуют следующие показатели:
1. Время осуществления таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте, где товар декларируется.
2. Отрезок времени, затраченный на осуществление таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ.
3. Доля государственных функций и услуг, которые предоставляет и оказывает ФТС РФ в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России.
4. Количество участников ВЭД, которые дали положительно оценили работу таможенных органов, среди общего числа опрошенных.

Третья стратегическая цель – это обнаружение и пресечение контрабанды наркотических средств, оружия, контрафактной продукции и других товаров, которые запрещено ввозить на территорию РФ, а также товаров, ценностей и предметов, которые запрещено вывозить за границу с территории РФ.

Для этой цели служат следующие показатели:
1. Доля товаров, которые были ввезены на территорию РФ, относительно которых ТО приняли меры по ликвидации нарушений законодательства РФ, среди общего количества ввезенных товаров.
2. Процент уголовных дел, которые были заведены таможенными органами, среди общего объема зарегистрированных преступлений, относящихся к области деятельности таможенных органов.

Отчет об итогах и главных направлениях деятельности ФТС на 2013 – 2018 гг. показывает, что оценка деятельности, эффективности и результативности ТО проводиться в аспекте общей результативности. Относительно эффективности деятельности государственных гражданских служащих, то в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27.07.2004 можно проследить определенный курс оценки деятельности государственных гражданских служащих на базе их показателей результативности.

На основе названного ФЗ можно выделить два вида показателей, характеризующих результативность деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели утверждаются Президентом и Правительством РФ, специфические – правовым актом государственного органа, основываясь на особенностях задач и функций поставленных перед ним.

Обобщенные показатели результативности профессиональной служебной деятельности включают в себя типовые показатели, характерные для большинства гражданских служащих. Тут могут быть показатели, отражающие сроки работы с документацией, ее подготовки, приема, формирования или выдачи.

Специфические показатели результативности – это те, что индивидуально устанавливаются для определенных гражданских служащих (или служб), отражающие непосредственно результат, связанный с особенностями деятельности органа или самого служащего. Здесь могут быть показатели, отражающие предоставление услуг или принятие определенных значимых административных решений.

Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» раскрывает все показатели эффективности деятельности таможенных органов.

В соответствии с этим Положением главные показатели работы ТО РФ это:
1. Время выполнения ТО РФ операций, связанных с осуществление государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска.
2. Время, прошедшее с момента окончания таможенной процедуры таможенного транзита товаров, которые перемещают под таможенным контролем автомобильным транспортом. От ТО в месте прибытия до внутреннего ТО, где осуществляется выпуск товаров согласно таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
3. Процент деклараций на товары, оформленные в электронном виде, без предоставления документации на бумажном носителе, относительно общего объема оформленных деклараций на товары, учитывая, что товары (ТС) не опознаны как рисковые поставки, которые нуждаются в дополнительной проверке документов на бумажном носителе.
4. Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без предоставления документов в бумажном виде, среди общей стоимости товаров, которые были оформлены, соблюдая то условие, что товары или ТС не были опознаны как рисковые поставки, которые нуждаются в дополнительной проверке документам в бумажном виде.
5. Степень готовности планируемой задачи по перечисленным ТО прибылям в государственный бюджет.
6. Количество таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением прошений участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие/бездействие ТО или его сотрудника, среди общего объема оплаченных таможенных платежей.
7. Процент таможенных платежей, возвращённых плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по судебным решениям, отменяющим незаконные решения должностных лиц ТО, среди общего объема уплаченных таможенных платежей.
8. Процент товарных партий товаров ввозимых/вывозимых, относительно которых был произведен таможенный досмотр, среди общего количества товарных партий, на которые была подана декларация на товары.
9. Процент товарных партий товаров, которые подлежали таможенному досмотру, в результате которого были обнаружены нарушения таможенного законодательства РФ о таможенном деле. Или в результате которого в выпуске товаров было отказано, среди общего объема партий товаров, которые подлежат досмотру.
10. Процент плодотворных проверок, проведенных таможней, после выпуска товаров, среди общего количества завершенных таможенных проверок.

Наблюдение за показателями работы ТО демонстрирует собой сбор, обобщение и анализ информации о результатах работы ТО и оценку выполнения показателей.

Но, к сожалению, существует достаточное количество проблем в комплексной оценке результативности и эффективности таможенной деятельности.

В качестве недостатков данной системы оценки можно выделить:
— увеличение количества показателей, которые не в полной мере зависят от деятельности ТО;
— некорректная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии;
— коррупция.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных недостатков.

1. Показатели, которые не в полной мере зависят от самих ТО, в такой же мере не могут дать полноценную и объективную оценку таможенной деятельности. К таким показателям относятся:
— пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска;
— количество предварительно – принятых решений о классификации товаров, соответственно ТНВЭД ТС.

Решить эту проблему можно следующим образом – выявить основные аспекты, которые оказывают основное влияние на производительность таможенного регулирования ВЭД. К таким факторам относится обособленность решения должностных лиц ТО от обязанности выполнения плана.

2. Неточная попытка служить универсальным инструментом оценки на всех уровнях иерархии: если таможенный пост или таможня прямо привлечены в осуществление таможенных операций в отношении товаров и ТС, то на уровне регионального управления предполагается деятельность по управлению и организации работы всех подчиненных таможен соответствующего региона. Уровень ЦА ФТС РФ, вместе с возложенными на него задачами на региональном уровне (но в масштабах всей страны), предполагает еще законотворческую деятельность, а также воздействует на таможенную политику государства. По этим причинам деятельность ТО на различных уровнях управления нельзя оценивать одинаковыми показателями.

Существует решение этой проблемы. Деятельность ТО на каждом уровне иерархии необходимо оценивать отдельно, опираясь на цели и задачи определенного уровня. Можно так же изменить имеющиеся критерии и разработать принципиально новую качественную систему оценки результативности и эффективности ТД, которая сможет охватить все уровни и ступени в иерархии ТО отдельно и даст объективную аналитическую информацию ТД.

Разграничение эффективности управления на оперативную и системную – один из способов решить данную проблему.

Оперативная эффективность – это сама деятельность по таможенному оформлению и контролю, т.е. эффективность таможен и постов.

Системная эффективность – это управленческий труд на уровнях РТУ и ФТС. Здесь организационно – штатная структура и материально – техническая оснащенность определяется качеством штатного состава этих уровней иерархической структуры.

3. Коррупция является самой паразитирующим недостатком системы ТО. Таможенную службу достаточно часто приводят в качестве примера наиболее коррумпированной системы. Факт коррупции в ТО, естественно, негативно влияет на темпы экономического и социального роста страны, перспективы национального развития, поскольку таможня играет важнейшую роль в сборе доходов, расширению торговли, обеспечивает национальную безопасность страны и общества.

Для решения данной проблемы предложено разделить всех сотрудников таможенной службы на две группы. Первая – должностные лица. Вторая – руководители и начальники структурных подразделений и таможенных постов.

Для первой группы необходимо:
1. Предоставление сотрудниками сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
2. Докладывать руководителю обо всех случаях, в которых сотрудника пытались склонить к совершению каких – либо коррупционных правонарушениях.
3. Соблюдать Кодекс этики и не нарушать дисциплину и служебное поведение должностных лиц ТО.

Для второй группы необходимо:
1. Своевременно проверять поступившие сведения о доходах и имуществе подчиненных, а так же подавать свои сведения.
2. Жестко пресекать любое коррупционное действие, создавать нетерпимость к подобному поведению в структурных подразделениях на любом уровне иерархии ТО.
Кроме перечисленных недостатков, необходимо отметить, что непосредственно сама система информационного обеспечения оценки результативности и эффективности деятельности ТО нуждается в модернизации.

Основной и самой сложной проблемой в настоящее время является квалификация и формализация показателей результативности. Процесс этот необходим для планирования деятельности государственных служащих, для проведения оценки эффективности, чтобы определить уровень вознаграждения. Показатели результативности, отражающиеся количественно, проще оценивать при проведении мониторинга, они так же являются гарантией объективности и независимости оценок, исключая субъективное мнение и отношение руководителей к подчиненным.

Так, можно пронаблюдать расхождения между настоящим и необходимым уровнем методического обеспечения оценки результативности и эффективности деятельности ТО:
— Нормативно – правовая база оценки деятельности ТО, которая необходима им, должна быть пластичной и своевременно реагировать на современные изменения и тенденции. Но настоящая нормативно – правовая база не реагирует на изменения в ТД.
— Стратегические приоритетные направления развития таможенной системы, которые ей необходимы, должны создавать благоприятные условия для развития внешней торговой деятельности, сокращать издержки участников ВЭД. Но в настоящем положении приоритет деятельности ТО – это полное и своевременное взимание и получение таможенных платежей, точность и охват импортных и экспортных операций процедурами таможенного контроля.

Как итог – названные приоритеты таможенного регулирования приводят к следующим негативным последствиям:
— число участников ВЭД уменьшается;
— фискальное бремя для субъектов ВЭД нарастает;
— пути уклонения от уплаты таможенных платежей широко распространяются и модернизируются быстрее, чем процедуры таможенных органов.
— Сама система оценки результативности и эффективности деятельности ТО должна основываться на целях улучшения качества совершения таможенных операций ТО. Но на деле, система оценки результативности и эффективности оценки ТО акцентирует все свое внимание на выполнение плановых показателей, что напрямую зависит от материального поощрения должностных лиц ТО. В результате – повсеместная практика применения санкций к другим структурным подразделениям, которые не обеспечивают достижение показателей.

Проанализировав систему оценки результативности и эффективности деятельности ТО, можно сделать следующий вывод – ключевой аспект повышения эффективности ТД – это создание непредвзятой и целостной системы показателей, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сконцентрировать внимание сотрудников ТО на главных приоритетах таможенной службы.

Совершенствование системы показателей и самой методологии оценки результативности и эффективности деятельности ТО – один из самых правильных путей повышения уровня контрольных, улучшения управления таможенным делом и подъема экономики страны.


Список литературы

  1. Макрусев В. В., Пчелинцев В. Н. Управление развитием таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013, с. 79.
  2. Кишинский Ю. Г. Порядок разработки и установления показателей оценки эффективности деятельности таможенного органа и его структурных подразделений // Московской научно-практической конференции «Студенческая наука», 2016.
  3. Макрусев В. В., В. А. Черных. Управление таможенным делом: учеб. пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – С. 171.
  4. Макрусев В. В. Системный анализ в таможенном деле: учебник. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.
  5. Макрусев В. В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №1. – С. 128-134.
  6. Богоева Е. М. Коллективные методы и технологии в управлении таможенным делом: монография / В. В. Макрусев, Е. М. Богоева – М.: Изд-во РТА, 2013.
  7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 12.11.2018).