ПОНЯТИЕ ВЫБОРОВ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ

№4,

Юридические науки

Еминцева Юлия Алексеевна


Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ВЫБОРЫ; ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА; CONSTITUTIONAL RIGHT; ELECTORAL RIGHT; ELECTIONS; PRINCIPLES OF AN ELECTORAL RIGHT.


Аннотация: В статье рассматриваются разные подходы российских ученых к пониманию выборов, соотношения таких категорий, как «избирательное право», «избирательный процесс», а также разные взгляды на принципы избирательного права, избирательного процесса и принципы проведения выборов.

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» — ч.1 ст. 3 Конституции. Указанная статья выражает всю суть демократического государства, по пути становления которого идет Российская Федерация. В ч. 3 ст. 3 Конституции говорится о том, что свободные выборы являются высшей формой выражения непосредственной власти народа. В настоящее время проведение выборов стало частой практикой в нашем государстве, путем их проведения формируются высшие должностные лица и государственные органы, а также органы субъектов федерации и местного самоуправления. В условиях демократии выборы в данном контексте являются единственным способом придания государственной власти легитимности, то есть законную основу функционирования.

Исходя из смысла Конституции под выборами понимается непосредственное выражение власти народа. Уже понимает данный термин федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 (статья 2), сводя его лишь к процедуре голосования: «выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» [1]. Иначе говоря, единого понятия в законодательстве нет. Дискуссии по этому поводу ведутся и в науке. Так, А.А. Бучин под выборами понимает: «сознательную деятельность определенного круга граждан, по делегированию своих властных полномочий органам публичной власти либо должностным лицам, важнейшую форму участия их в управлении государством» [2].

Е.И. Колюшин же считает, что в действительности выборы представляют собой «совокупность всех фактических общественных отношений, которые возникают между избирателями и соискателями права осуществлять публичную власть от имени народа, в том числе отношений, возникающих при голосовании» [3]. На наш взгляд, последняя трактовка понятия «выборы» более точно отражает его суть, так как в период выборов существует еще ряд процедур, осуществляемых как со стороны избирательных комиссий, так и со стороны кандидатов. Соответственно, нельзя в качестве субъектов выборов рассматривать только граждан как источника народовластия. В данном контексте интересной представляется точка зрения В.В. Комаровой, которая предлагает понимание «субъектов народовластии» в широком и узком смысле «в широком смысле, как носителей прав и обязанностей при осуществлении народовластия в установленных законом формах (гражданин, лицо без гражданства, иностранец — в установленных законодательством случаях), инициативная группа, органы публичной власти, избирательные комиссии, общественные объединения, политические партии и иные); в узком смысле, как носителя прав и обязанностей при прямом волеизъявлении для решения определенных вопросов, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставления воли народа с деятельностью властных органов в установленном законом формах (многонациональный народ Российской Федерации; многонациональное население субъектов Федерации; население муниципального образования — местное сообщество; группа граждан)» [4].

М.С. Новиков, также подчеркивает многосоставность выборов: «выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами», а также считает принципиальным отличием выборов от назначения высокопоставленных должностных лиц гласность выборов [5]. Данный принцип закреплен в статье 3 вышеуказанного федерального закона: «Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно». А.А. Бучин считает, что этому принципу не соответствует работа избирательных комиссий по регулированию обращений участников избирательного процесса письмами – документами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, так как в этом случае письмо Центральной избирательной комиссии России приравнивается по юридической силе к Федеральному закону. А такое положение прямо противоречит п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Данное замечание доказывает, что несмотря на бытующее мнение о чрезмерной детализации избирательного законодательства, на самом деле существует еще много вопросов и противоречий.

А.А. Бунин также поднимает вопрос, на наш взгляд, существенный, о несоответствии принципу открытости выборов лишение права общественных объединений выдвигать своих наблюдателей, так как в государстве существуют общественные объединения, которые не ставят своей целью представительство в органах государственной власти, однако выступают за честные и справедливые выборы. Такие наблюдатели зачастую оказываются более квалифицированными и неравнодушными нежели представители от политических партий. К тому же их доклады более доступны широкой общественности.

Возвращаясь к понятию выборов и его разноплановости, стоит сказать о его соотношении с такими понятиями как избирательный процесс и избирательное право. Существуют три точки зрения:

1. выборы – это и есть избирательный процесс;

2. выборы регулируется взаимосвязанными избирательным правом и избирательным процессом;

3. выборы регулируются избирательным правом, составной частью которого и есть избирательный процесс.

Так, например, М.В. Баглай отождествляет избирательный процесс и проведением выборов [6]. А.А. Бучин и вовсе говорит об избирательно процессе, как о форме реализации конституционных функций выборов.

На фоне данных дискуссий запутанным остается и вопрос о принципах проведения выборов. Одни выделяют общие принципы для всех трех составляющих, другие их разделяют. Так, например, М.В. Баглай приравнивает принципы избирательного права и избирательной системы. А.Ю. Виднеев и В.И. Лысенко разделяет принципы этих двух категорий. По их мнению, к принципам избирательного процесса относится: обязательность и периодичность, свобода выборов, альтернативность, открытость и гласность, подлинность выборов [7].

О.Е. Кутафин говорит о принципах выборов, к которым относит: всеобщее избирательное право, прямое избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, свобода и добровольность участия [8].

А.А. Бучин предлагает классифицировать принципы избирательного права, положив в основу различные критерии: «во-первых, согласно ст. 3. Конституции Российской Федерации, основополагающий принцип конституционного строя свобода человека и гражданина; во-вторых, основываясь на гл. 2 Конституции Российской Федерации, а именно на политических правах и свободах человека и гражданина, можно выделить: принципы участия граждан в выборах (закрепленные в Конституции РФ); принципы альтернативного выбора граждан; принципы ответственности депутатов либо кандидатов в депутаты или партии перед гражданами; в-третьих, организационные принципы избирательного права».

Таким образом, существует множество точек зрения на понятие «выборы» и различные его аспекты, но суть его такова: выборы определение избирателями в рамках установленных законом процедур из многих кандидатов (списков кандидатов) того лица (тех лиц), которое они уполномочивают осуществлять публичную (государственную, муниципальную) власть на установленный законом срок, а также связанные с этим избирательные отношения. В этой связи будет верным упомянуть один из законов философии, согласно которому ни одно из определений не является абсолютным, оно лишь более или менее приближено к истине.


Список литературы

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ: в ред. Федер. закона от 05. апр. 2016г. № 92- ФЗ // Рос.газ. – 2002. 14 июня.; 2016 — 06.апр.
  2. Бучин А.А. Конституционные функции выборов в современной России: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. – Саратов, 2008. – 25 с.
  3. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010. С. 13.
  4. Комарова В.В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Ав-тореф. дис… к-та юрид. наук. – Москва, 2006. — 51 с.
  5. Новиков М.С. Понятие выборов, их значение в механизме народовластия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2009. – № 1. С. 33-36.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. // М., 1998. С. 353.
  7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской федерации: Учебник // под ред. А.А. Вешнякова. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 280-297.
  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. // М.: Юристъ, 2003. С. 331 – 334.