УДК 101.9

ФИЛОСОФИЯ М.МУХАММАДЬЯРА: ОТ ИДЕАЛИЗМА ДО УТОПИЗМА

№16,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ; ИДЕАЛИЗМ; УТОПИЗМ; СУЩНОСТЬ; СВОЕОБРАЗИЕ; М.МУХАММАДЬЯР; PHILOSOPHY; IDEALISM; UTOPIANISM; NATURE; PECULIARITY; M. MUHAMMADAR.


Аннотация: В статье проанализирована сущность философских идей татарского философа М. Мухаммадьяра, выявлено своеобразие их проявления в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества.

Проблемы понимания сущности и своеобразия философских идей средневекового татарского философа М.Мухаммадьяра (1496 / или 1497 –1549 / или 1552 гг.) достаточно активно обсуждается в историко-философской литературе. В работах Ш.А. Абилова, А.М. Ахунова, Р.М. Амирханова, А.И. Тухватуллиной, А.Н. Юзеева анализируются философские, религиозные и научные взгляды М.Мухаммадьяра, его представления о человеке [1, 2, 3, 4, 5]. Большой раздел о философии М.Мухаммадьяра под названием «Мухаммадьяр – глашатай социальной справедливости» содержится в диссертации Р.М. Амирханова [2, с. 226 – 239]. Вместе с тем, в перечисленных работах в меньшей степени рассмотрены общефилософские идеи М.Мухаммадьяра о сущности окружающего мира, о месте и роли человека в нем, его взаимоотношениях с природой, обществом, культурой и другими людьми. В данной статье нами предпринята попытка изучить сущность философских взглядов М.Мухаммадьяра и выявить их своеобразие. В ней продолжено дальнейшее раскрытие изложенной нами идеи о том, что татарская философия в средневековом обществе развивалась, прежде всего, М.Мухаммадьяром [5].

Философия М.Мухаммадьяра базировалась на объективно-идеалистических, религиозных идеях. Это было обусловлено двумя основными факторами, во-первых, принадлежностью М.Мухаммадьяра к исламу (в основе любой религии находится объективный идеализм), который господствовал в Казанском ханстве, во-вторых, влиянием на него философского наследия арабских и волжско-булгарских философов и поэтов, прежде всего, таких, как А.Фараби, Й.Баласагуни, М.Саади, А.Навои, А.Джами и других. М.Мухаммадьяр перенял у этих философов и поэтов основную общефилософскую идею о том, что Вселенная – это продукт творения Аллаха («необходимо-сущее само по себе»), который производит окружающий мир («необходимо-сущее, благодаря другому»). М.Мухаммадьяр положил в основу своей философии положил идею о том, что Аллах является творцом всего сущего. Он есть начало начал, он – «всего сущего Творец и Властелин, / Мы к тебе взываем, Ты – для всех один!» [7, с. 96]. Все другие философские идеи, изложенные им в поэмах «Тухфа-и-мардан» («Дары мужей», 1540 г.) и «Нур-и содур» («Лучи сердец», 1542 г.), вытекали из указанной выше основополагающей идеи. Человек, как считал М.Мухаммадьяр, был, как и мир, создан и направляем Аллахом. Он писал, что «человек, из праха Бог тебя создал / И создав, тебе прощенья радость дал» [7, с. 64]. Способность человека познавать окружающий мир также рассматривалась М.Мухаммадьяром как дар, ниспосланный человеку, Аллахом. Он писал, что «О Всевышний, все на свете знаешь ты / Я же грешный, Твоей жажду доброты» [7, с. 93].

Объективно-идеалистическая философия М.Мухаммадьяра являлась гностически оптимистической. М.Мухаммадьяр считал, что человек может в определенной степени познавать окружающий мир. М.Мухаммадьяр писал о познающем человеке: «Божью доброту познает он, / И небесным светом будет озарен» [7, с. 107]. Он считал, что человек – это прекрасное созда¬ние, изначально наделённое разумом, способное сознательно действовать в мире. Знание выступало для М.Мухаммадьяра предварительной ступенькой для полноценной и глубинной веры человека в Аллаха и пророка Мухаммада. М.Мухаммадьяр считал, что в наибольшей степени необходимы знания для верховного правителя в государстве. Он должен быть просвещенным правителем, то есть способным издавать законы на основании рационального постижения окружающего мира и тем самым обеспечивать совершенствование своих подданных.

Философия М.Мухаммадьяра имела определенную социально-гуманитарную направленность. Как отмечал Р.М. Амирханов, «сочинения Мухаммадьяра в социально-философском плане примечательны своим демократизмом, ярко выраженной симпатией к простому труженику — создателю материальных благ, сочувствием его трудной доле, характеризируют его как певца угнетенных низов общества» [2, с. 231]. М.Мухаммадьяр активно разрабатывал проблемы взаимоотношений общества и человека, пытался понять роль личности правителя в развитии государства, его необходимые для успешного управления личностные свойства. М.Мухаммадьяр мечтал об идеальном обществе, в котором люди жили бы в мире и согласии. В связи с этим он, как отметили Ш.А. Абилов и А.М. Ахунов, подвергал критике «феодально-теократические по-рядки, поступки власть имущих», сложившиеся в современном ему Казанском ханстве [1, с. 316]. М.Мухаммадьяр рассматривал общество в контексте заимствованной им у арабских философов (прежде всего, А.Фараби) теории «добродетельного города». Добродетельный город – это сообщество людей, объединенных равенством всех мусульман перед Аллахом. Город населяют правители и поданные. Правит городом имам, который обеспечивает безопасность населения, воспитывает и обучает под-данных, заботиться об их материальном благосостоянии и моральном досто¬инстве. Согласно этой теории, М.Мухаммадьяр считал, что Казанском ханстве все люди разделены на правителей и подчиненных. Он указывал, что особое место в нем занимает верховный правитель. Правитель должен основывать взаимоотношения между людьми в этом городе на основе спра¬ведливости. М.Мухаммедьяр указывал, что в случае господства справедливости в обществе, «Каждый долю получает от нее, Все и вся вкушают от плодов ее» [7, с. 102]. Он считал, что, если между людьми устанавливаются справедливые отношения, то возможно разрешить все жизненные проблемы, установить мир и гармонию в семье, обществе, государстве. М.Мухаммадьяр основой справедливости считал равенство всех людей (облеченных властью и простых бедняков) перед Аллахом. Гарантом установления в обществе справедливости М.Мухаммедьяр признавал прави¬теля. Правитель должен стремится преградить путь зло¬деяниям, быть щедрыми и милостивыми к простым людям, быть справедливым. М.Мухаммадьяр писал: «Если ж справедливостью шах знаменит, / То средь людей покой и мир царит. / При владыке справедливом – мир вокруг. / Прерывается порочный гнета круг» [7, с. 102]. М.Мухаммадьяр видел пример справедливого правления в правлении персидского царя Ануширвана (513 – 579 гг.). Он, обращаясь к правителю Казанского ханства хану Са¬фа-Гирею, пытается внушить ему, что справедливое правление является наилучшим и отвечает интересам Казанского ханства. Он приводит пример, когда Ануширван обращался к своим везирам за советом о наилучшем способе прочного царствования и спокойствия, благополучия страны. Везири советуют ему для удержания власти копить больше богатств. Но мудрец, к которому обращается Ануширван, выслушав везиров, говорит: «Будь справедлив к стране и благотворные последствия справедливости включают в себе и порядок в стране и как следствие его — изобилие, богатство. Следуя этому совету, Ануширван построил свое управление на основах справедливости, в результате чего умиротворил народ, навел в стране порядок, и богатства потоком потекли в казну шаха. М.Мухаммадьяр высказывал и некоторые конкретные социально-гуманистические идеи. Так он считал, что женщину нельзя признавать существом низшей расы. Необходимо быть одинаково «светлым ликом» как к мужчине, так и к женщине. Он писал: «Пусть то женщина, мужчина – будь собой» [7, с. 70]. Также он выступал за более равноправные отношения между старшим и молодым поколением. Он писал, что «Старшего за старшинство ты почитай, / Младшему – великодушно руку дай» [7, с. 71].

Философия М.Мухаммадьяра характеризовалась значительной антропологической и этической направленностью (подробнее о философско-антропологических взглядах М.Мухаммадьяра, смотри [6]). Человек для М.Мухаммадьяра являлся существом, состоящим из тела и души, причем «человечье тело – это клетка для души» [7, с. 63]. Целью жизни человека он признавал стремление освободить свою душу. М.Мухаммадьяр отмечал, что душа после праведной жизни освобождается от оков земной жизни и обретает подлинную свободу. Особо ценил М.Мухаммадьяр такие свойства человека, как стремление к справедливости и доброту. М.Мухаммедьяр писал: «Всяких дел начало – справедливость знай. / Ты ее как можно больше проявляй» [7, с. 103]. Не менее важным свойством человека М.Мухаммедьяр признавал его доброту. Он рекомендовал человеку: «Доброту дари ты каждому, о друг, / Чтоб потом не испытать измены мук. / Зло творящему не отвечай ты злом, / Терпеливым будь, и крепким на излом» [7, с. 69]. М.Мухаммадьяр считал, что человек должен изживать имеющиеся у него отрицательные свойства, прежде всего, такие, как злоба, зависть, лесть, коварство, зазнайство, глупость, безудержное стремление к власти и богатству. Эти свойства характеризуют человека изнутри и ведут к греховности и отступничеству от Аллаха.

Философия М.Мухаммадьяра являлась передовой для культурно-исторического пространства средневекового общества, так как была целостной, социально-гуманитарной и морально-наставнической. Философия М.Мухаммадьяра содержала как онтологические, гносеологические, так и антропологические и этические идеи. В ее основе находились объективно-идеалистические идеи, что было закономерным для средневекового общества. В этом обществе философия являлась служанкой богословия. В объективно-идеалистическую философию М.Мухаммадьяра оригинальным образом вплетались суфийские мотивы. М.Мухаммадьяр, отмечая сотворенность человека Аллахом и ничтожность человека перед предначертанной судьбой, признавал ответственность человека за все свои совершенные дела и поступки перед Аллахом, писал о «спасении души» как цели в жизни человека, призывал его искупить свои грехи перед Аллахом. Большое значение М.Мухаммадьяр придавал аскетическому отношению человека к жизни, например, он писал о себе так: «В этом граде обретаюсь бедный я, / Жалкий и ничтожный, и несчастный я» [7, с. 71]. М.Мухаммадьяр считал своей основной целью воспитание добродетельного мусульманина, который свободен от мирской суеты, совершенствует свой духовный мир и сумел возвыситься над негативными свойствами своей природы. Социально-философские взгляды М.Мухаммадьяра носили гуманный и демократический характер. Он всегда выступал за защиту бедных, обездоленных от несправедливости и гнета со стороны сильных и богатых. Он открыто высказывал свое сочувствие и сострадание к простым людям, борющимся за выживание. Социально-философским представлениям М.Мухаммадьяра был присущ значительный утопизм. Он выражался в желании построить идеальное общество в земной жизни, в вере в чудодейственную силу справедливости в устранении социальных противоречий, в надежде на «хорошего» правителя, на способность человека совершенствоваться и преодолевать свои негативные свойства. М.Мухаммадьяр возлагал большие надежды на Аллаха. Он писал, что «Только с помощью Великого Творца / Обретут свою мечту людей сердца!» [7, с. 53]. Философско-антропологические идеи М.Мухаммадьяра были оформлены в виде наставлений, рекомендаций, пожеланий человеку. Это усиливало ее возможности влиять на человека, исправлять его нравы, становиться добродетельным мусульманином. Вместе с тем, М.Мухаммадьяр полагал, что только с помощью искренней веры в Аллаха, терпимости и просветительства можно усовершенствовать общество и улучшить жизнь простых людей.

Таким образом, во-первых, М.Мухаммадьяр был известным философом, религиозным деятелем и поэтом Казанского ханства, создавшим передовую для своего времени философско-религиозную систему, во-вторых, сущность философии М.Мухаммадьяра проявилась в ее объективно-идеалистическом, религиозном и утопическом характере, в-третьих, своеобразие философии М.Мухаммадьяра заключалась в ее целостности, социально-гуманитарной и морально-наставнической направленности.


Список литературы

  1. Абилов Ш.А., Ахунов А.М. Мухаммадьяр / Татарская энциклопедия. – Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2008. – С. 315 – 316.
  2. Амирханов Р.М. Тюрко-татарская философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.). Диссертация … Монография. – Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. – 262 с.
  3. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец 19 – начала 20 веков. – Казань: Таткнигоиздат, 2003. – 207 с.
  4. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с.
  5. Сабиров А.Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовном развитии татарского народа. Монография. – Елабуга, Изд-во ЕИ КФУ, 2012. – 158 с.
  6. Сабиров А.Г. Сущность и своеобразие философско-антропологических идей Махмуда Мухаммадьяра // NovaUm.Ru (Электронный журнал). – 2018 г. – № 14. – С. 99 – 102. – URL: http://novaum.ru/public/p806 (дата обращения: 25.11.2018).
  7. Мухаммедьяр. Пер. с булгарского тюрки. – М.: Булгар иле, 2007. – 432 с.