УДК 101.1

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА

№16,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ; РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ; ИСЛАМ; МАЗХАБЫ; RELIGIOUS PHILOSOPHY; RELIGIOUS CONSCIOUSNESS; ISLAM; MAZHABS.


Аннотация: Статья посвящена анализу начальных этапов становления религиозного сознания татарского народа.

Становление религиозного сознания – сложный и длительный процесс, определяемый целым рядом различных факторов. Важнейшим из них является содержание вероучения религии, так как именно оно определяет особенности религиозной морали, состав мировоззренческих идеалов, проблематику, понятийный аппарат и методологию философской мысли. Не меньшее значение имеют социально-политические и экономические факторы, определяющие конкретные условия существования религиозной общины. Существенную роль в формировании религиозного сознания играют особенности менталитета, традиции, многие из которых по древности значительно превосходят существующие религиозные общины, формы хозяйственной деятельности, контакты с другими религиями и народами. Перед нами стоит задача выделить из этого многообразия факторов непосредственную роль того особого религиозного мировоззрения, которое обусловлено вероучением, сакральной практикой и духовно-нравственным содержанием ислама, а также установить связь между традициями ислама и особенностями татарской философской мысли.

Для того, чтобы лучше понять духовное значение принятия ислама Волжской Булгарией в начале десятого века, необходимо представить состояние исламского мира в эту эпоху. К моменту посольства Ибн-Фалдана ислам насчитывал уже около трех столетий истории. За это время успели выкристаллизоваться формы социальной и политической организации ислама, достигли вершины развития и начали клониться к упадку институты халифата. Великий раскол исламского мира – разделение на суннитов и шиитов – уже состоялся, и это привело к ослаблению державы багдадских халифов. В то же время арабо-мусульманская культура переживала один из периодов подъема. К десятому веку О.Ф. Акимушкин относит завершение формирования суфизма как интеллектуального движения [1]. Конец девятого – начало десятого века – переходный этап между мутазилитским и ашаритским периодами формирования калама. Развиваются искусство, математика, астрономия, совершенствуются юридические методы.

Принятие ислама означало приобщение Волжской Булгарии к этому миру высокой культуры. К сожалению, сохранившиеся исторические источники не позволяют однозначно оценить степень культурного влияния Багдада на Булгарию, но, тем не менее, можно прийти к выводу, что оно было, по крайней мере, сопоставимо с влиянием византийской культуры на Киевскую Русь после крещения при князе Владимире Равноапостольном. Известно, что булгары, как и восточные славяне, в основном сохранили свои древние обычаи. Вместе с тем, принятие ислама не могло не привести к формированию интеллектуальной элиты булгарского народа. Этому могло способствовать и то, что в исламской интеллектуальной традиции авторитет ученого — богослова, толкователя Корана и Сунны, является одним из важнейших источников понимания веры. По сведениям русских летописей и литературных источников Востока, уже в конце десятого – начале одиннадцатого века, булгарская мусульманская община разворачивает активную миссионерскую деятельность. В исторических сочинениях Ш.Марджани приводится ряд сведений о богословах средневекового Булгара [2; с. 76-146]. Дошедшие до нас сочинения Кул Гали, Ясеви и ряда других средневековых мыслителей позволяют сделать вывод об усвоении булгарами идей и методов калама, мистических традиций тассавуфа (суфизма), достижений восточной перипатетики [3; с. 14]. По сообщению Ибн Фалдана, подтверждаемому Ал-Гарнати, уже в десятом веке булгарскими богословами и правоведами был усвоен ханафитский мазхаб[3; с. 51]. Его особенность заключается в принятии как источников толкования шариата урфа и истихсана, что дает возможность при необходимости прибегать кроме шариата к обычному праву. Творческое восприятие исламской традиции, сохраняющееся влияние доисламской культуры обусловили ряд особенностей средневекового религиозного сознания булгар. Так, А.Н. Юзеев отмечает влияние языческого культа правителя в самопровозглашении малика Алмаса наместником Бога на Земле [3; с. 52]. Тем не менее, не вызывает сомнений преимущественное духовное влияние ислама на формирование религиозного сознания средневековых булгар. Это влияние осуществлялось: а) путем религиозного образования элиты булгарского общества, получавшей возможность воздействия на народные массы авторитетом своей учености; б) введением шариата и использованием его в целях нравственного воспитания. Вхождение этих двух важнейших духовных начал в жизнь булгар потребовало приобщения их к методам толкования Корана и сунны.

В десятом веке в методах толкования исламских сакральных текстов происходят серьезные изменения, связанные с «закрытием врат иджтихада». Иджтихад является одним из традиционных методов толкования шариата в исламской культуре. Сущность иджтихада заключается в самостоятельном суждении по спорному вопросу, возникающему при применении норм исламского права к конкретной ситуации. В традиционной исламской философско-правовой практике применение иджтихада ограничено рядом требований. Иджтихад не применятся к решению тех проблем, которые могут быть решены путем ссылки на Коран, обладающий высшей степенью авторитета. По словам доктора Абдул Азим Ислахи, «Правильная методология иджтихада заключается в том, что если мы смогли в Коране и Сунне найти решение проблемы, то этого вполне достаточно. Если же ни в Коране, ни в Сунне не было найдено прямого приемлемого решения, тогда для поиска решения должно быть использовано логическое умозаключение, отталкиваясь от того, как были решены подобные, сходные задачи в прошлом»[4]. Иджтихад не применяется также при наличии иджмы – согласного мнения богословов, в котором рассматриваемая проблема полностью решена [4]. При этом хадисы не только разрешают иджтихад в сомнительных случаях, но и предостерегают от самостоятельных суждений тех, кто не обладает необходимыми богословскими знаниями [4].

Ограниченность применения иджтихада привела к тому, что в десятом веке он вышел из употребления в трех крупнейших суннитских мазхабах, включая ханафитский. По мнению современного исламского богослова, этот процесс был напрямую связан с институциализацией шариата [5], из чего он делает вывод о необходимости быть осторожным в вопросе об иджтихаде.

Принятие ислама Волжской Булгарией произошло, таким образом, на рубеже «закрытия врат иджтихада». Однако, учитывая более его раннее проникновение в Поволжье, можно предположить, что данный метод был знаком образованным булгарам и что он оказал определенное влияние на формирование религиозного сознания народа. Примером применения иджтихада может служить решение вопроса о ежедневной молитве. Особенности суточного цикла освещенности привели к тому, что в Булгарии стало обычной практикой совершение четырех намазов вместо пяти, что обосновывалось ненаступлением времени пятого намаза [4].

Итак, в десятом – тринадцатом веках ислам стал массовой религией булгар и, впоследствии, татар. Именно под влиянием ислама происходило формирование религиозного сознания татарского народа, начиная с ранних стадий его этногенеза. Это влияние осуществлялось путем приобщения Булгарии к мировой исламской культуре и усвоение правовых институтов шариата. Религиозное сознание образованной части общества находилось под преимущественным влиянием суфизма, калама и традиции ханафитского мазхаба.


Список литературы

  1. Акимушкин, О.Ф. Суфизм / DEJA VU: энциклопедия культур. URL: http://ec-dejavu.ru/s/Sufism.html (дата обращения: 29.11.2018).
  2. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал ахлав (подробнее о предшественниках и приветствие потомкам/ Марджани Ш.; перевод А.Н. Юзеева // Очерки Марджани о восточных народах. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. С. 76 – 146.
  3. Юзеев, А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв. Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с.
  4. Ислахи, Абдул Азим. Методология иджтихада и требования к муджтахиду / Исламская цивилизация. Исламский портал. URL: http://islamcivil.ru /article. php?aid=207 (дата обращения: 10.11.2018).
  5. Ан-Наим, Абдуллахи Ахмед. На пути к исламской реформации. / Гражданские свободы, права человека и международное право. Музей и общественный центр им. А.Сахарова. URL: http://www.sakharov — center.ru /row/towch2.htm (дата обращения: 18.11.2018).