УДК 339.543

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЗОНОВОГО СЛОЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ И МОНРЕАЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА ПО ВЕЩЕСТВАМ, РАЗРУШАЮЩИМ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ

№16,

Экономические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Дитц Дмитрий Александрович


Ключевые слова: ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ; МОНРЕАЛЬСКИЙ ПРОТОКОЛ ПО ВЕЩЕСТВАМ; РАЗРУШАЮЩИМ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ; ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ХЛАДАГЕНТЫ; ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА; VIENNA CONVENTION FOR THE PROTECTION OF THE OZONE LAYER; MONTREAL PROTOCOL ON SUBSTANCES THAT DEPLETE THE OZONE LAYER; OZONE LAYER; GOVERNMENT REGULATION; REFRIGERANTS; OZONE-DEPLETING SUBSTANCES.


Аннотация: В данной статье рассматривается глобальная проблема истощения и исчезновения озонового слоя как стратегического защитного механизма от ультрафиолетового излучения и космической радиации. Приведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих охрану озонового слоя, как на национальном, так и на международном уровнях.

Развитие технического и научного прогресса связано с неуклонным ростом выбросов вредных веществ в атмосферу, в частности, озоноразрушающих. Стратегическое значение озонового слоя для планеты заключается в его способности поглощать вредные для биосферы лучи из космоса (электромагнитное и ультрафиолетовое излучения Солнца). Однако тенденция глобализации связана с разрушением озонового слоя посредством выбросов в атмосферу, например, фреона – органического вещества, которое разрушает озоновый слой. Над Антарктидой каждой весной образуется озоновая дыра эквивалентная площади США. Нарушение озонового слоя находится в прямой корреляции с климатом, так как сохраняет тепло, рассевающееся с поверхности планеты. В случае исчезновения 3 мм озонового слоя жизнь на Земле могла бы существовать только в водах Мирового океана, поэтому сохранение озонового слоя является глобальной проблемой человечества и может быть разрешена исключительно путём объединения всего человечества посредством заключения международных конвенций.

Ключевыми соглашениями контролирующими использование озоноразрушающих веществ являются:

1. Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) [1];
2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.) [2].

Монреальский протокол является международным протоколом к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985г. Ключевой целью является охрана озонового слоя от разрушения путем принятия превентивных мер по регулированию всех глобальных вопросов разрушающих веществ, то есть вводится запрет на использование определённых химических веществ, которые разрушают озоновый слой. Также необходимо отметить рационализацию производства с целью обеспечения «экономической эффективности или покрытия ожидаемого неудовлетворенного спроса в результате закрытия предприятия». [2]

В рамках национального законодательства Российской Федерации (РФ) был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.07.2013 № 226-ФЗ. Основными положениями данного ФЗ являются:

1. Направленность на эффективную реализацию принятых РФ обязательств в рамках Монреальского протокола;
2. Государственное регулирование оборота озоноразрушающих веществ (ОРВ);
3. Сокращение производства ОРВ, запрет на разработку объектов с применением ОРВ;
4. Запрет на утилизацию продукции путём её захоронения без рекуперации ОРВ.

В 2018 году в РФ было введено временное количественное ограничение на импорт ОРВ. На основании данного Постановления ввоз на территорию РФ ОРВ, допустимых к импорту, распределяется между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые подали заявлении в Росприроднадзор. Согласно новому правилу 60% импортных ОРВ будет распределено между участниками ВЭД, осуществляющими деятельность в 2017, 35% между участниками ВЭД, не осуществляющими данную деятельность, 5% между участниками ВЭД, получившими разрешение в 2017 году, но не осуществлявшие деятельность. Данное нововведение обеспечит стабилизацию на рынке ОРВ, производство которого на территории РФ отсутствует. [4]

Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) стали применяться в 1990-х годах в качестве альтернативы хлорфторуглеродам – веществам, синтезируемым человеком, содержащим фтор, хлор, бром и обладающим сильным парниковым потенциалом и высоким сроком распада в атмосфере. Предполагалось, что использование ГХФУ, обладающих меньшим озоноразрушающим потенциалом станет переходным этапом, применение которых будет ликвидировано в рамках Монреальского протокола. Однако ГХФУ имея низкий озоноразрушающий потенциал являются парниковыми газами, чей потенциал глобального потепления и разрушения озонового слоя в сотни тысяч раз больше, чем у углекислого газа. В таблице 1 представлен план отказа от применения ГХФУ в РФ и странах Европейского союза (ЕС).

Таблица 1

План отказа от применения ГХФУ в РФ и странах ЕС

Год

Российская Федерация

Страны ЕС

2004 35% сокращение потребления 1996 — 2004. Запрет на поставку на рынок и использование ГХФУ, поставку на рынок и использование продукции и оборудования, содержащих ГХФУ или требующих ГХФУ при производстве или использовании
2010 75% сокращение потребления Запрет на поставку и использование ГХФУ, кроме регенерированных
2015 90% сокращение потребления Запрет на поставку и использование регенерированных ГХФУ
2020 99,5% сокращение потребления Запрет на поставку на рынок ГХФУ для переупаковки и последующего экспорта
2030 100% сокращение потребления

В случае если компания осуществляет деятельность без соответствующего сертификата, она должна будет выплатить штраф до 10 тыс. евро, лицензия компании будет аннулирована. В ЕС присутствует обязательная процедура сертификации, которая подразделяется на:

1. Сертификацию персонала (пожизненно) в случае, если работник успешно даст теоретический и практический экзамен;
2. Сертификацию компании (каждые два года) в случае, если имеются достаточное количество сертифицированных работников, а также имеется необходимая материально-техническая база для осуществления деятельности.

В настоящее время ситуация в странах ЕС в рамках утилизации хладагентов является неоднородной от неудовлетворительного уровня до высокотехнологичных систем.

Китайская народная республика (КНР) является развивающейся страной и может осуществлять отказ от ГХФУ до 2040 года в рамках Монреальского протокола. Более того, КНР получит дополнительно 385 млн. долл. США от многостороннего фонда для реализации Монреальского протокола к 2030 году. Однако, Китай до сих пор является самым крупным производителем ОРВ и основным источником контрафактных хладонов для РФ.

В 2018 году исследователями Бристольского университета была зафиксирована длительная тенденция выбросов четырёххлористого углерода на территории Восточного Китая, который был полостью запрещен с 2010 года. Однако глобальнее выбросы не сократились и составляют около 40 тыс. тонн в год. В целях снижения издержек на производство продукции многие китайские предприятия продолжают использовать трихлорфторметан, который является наиболее дешевым и эффективным в промышленности несмотря на установленный запрет.

Введение Монреальского протокола позволила сократить диаметр озоновой дыры над Антарктидой, который первоначально превышал 1000 км. На основании Протокола выбросы хлорфторуглерода должны быть прекращены к 2010 году (Россия отказалась в 2000 году), Китай до 2006 года приближался к нулевым значениям использования хлорфторугларода, однако с 2013 года по настоящее время выбросы составляют более 14 тыс. тонн.

Потребление ОРВ Китаем превышает аналогичный показатель в развитых странах более, чем в 20 раз. КНР потребляет 21 тонну ОРВ ежегодно, что примерно равно суммарному объему потреблению ОРВ всеми остальными странами мира.

Российская Федерация в рамках соблюдения Монреальского протокола осуществило отказ от производства ГФУ, а также переходит на природные хладоны (аммиак, изобутан, пропан, циклопентан, метилформетан и др.). Необходима дальнейшая популяризация и распространение применения природных хладагентов:

1. Стимулирование использования природных хладагентов, имеющих низкий потенциал глобального потепления;
2. Разработка и введение государственных программ по применению природных хладагентов на государственных объектах;
3. Ведение обязательной сертификации, обсуживающего и консультирующего персонала;
4. Минимизация барьеров для распространения природных хладагентов.

Несмотря на экологичность применения природных хладагентов при отсутствии достаточного уровня регулирования ГХФУ могут возникнуть следующие проблемные аспекты:

1. Возникновение технологичной зависимости;
2. Несоблюдение международного законодательства в области экологии;
3. Снижение поступлений доходов в бюджет в результате контрабанды;
4. Технологическое отставание от развитых стран;
5. Отсутствие возможности выхода на мировой рынок российских участников ВЭД, использующих в своем производстве ГХФУ;
6. Игнорирование природных ресурсов РФ (аммиак, углеводород).

Постановлением Правительства регламентирован 5 списков ОРВ в целях реализации ФЗ «Об охране окружающей среды» (рис.1).


Рис. 1. Группы наиболее опасных ОРВ в РФ

Данный список содержит вещества, разрушающий озоновый слой, обращение которого подлежит государственному регулированию, например, допустимый объем потребления ОРВ для РФ в 2014 году был 999,2 тонны, в 2015-2019гг. – 399,69 тонн ежегодно, в 2020-2029гг. – 19,98 тонн ежегодно. [5]

В результате проведенного анализа, необходимо отметить существенное разрушение озонового слоя Земли. На основании данных NASA было зафиксировано высокое содержание в атмосфере ОРВ, применение которых запрещено в мире, при этом ни одна из сторон Монреальского протокола не декларировала выбросы.

В среднем в атмосферу выбрасывается 39 килотонн тетрахлорметана (1/3 от пикового уровня выбросов до вступления в силу Монреальского протокола). В случаях полного выполнения обязательств, взятых на себя государствами-участниками, озоновый слой восстановится к 2050 году. Однако при выявленных закономерных нарушениях достижение данной цели становится проблематичной, например, CFC-112, CFC-112a, CFC 113a и HCFC-133a было обнаружено в воздухе, запертом в гренландском снегу на Тасмании. В результате было выявлено множество неизвестных озоноразрушающих веществ. Динамика выбросов ОРВ и область озоновых дыр по данным NASA представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Выбросы ОРВ (единицы Добсона) и область озоновых дыр (млн. км2)

Ежегодно во втором квартале на Южном полушарии в результате проведения химических реакций, в процессе производства на основе хлора и брома стимулирует стремительное разрушение озонового слоя в Южной полярной области. Условно эту область называют «озоновой дырой». Площадь рассчитывается исходя из области, которая окружена линией с постоянным значением 220 единиц Добсона. Данное значение в 220 единиц Добсона было закреплено, так как показатель озона менее 220 единиц до 1979 года на территории Антарктиды зафиксирован не был. Более того, в результате измерения над Антарктидой уровня озона менее 220 единиц Добсона является результатом уничтожения озона от соединения хлора и брома (рис. 3).


Рис. 3. Озоновая дыра над Антарктидой [6]

На основании вышеизложенного, необходимо отметить стратегическую роль озона, который расположен в стратосфере и защищает планету от ультрафиолетового излучения солнца и космической радиации. При распаде молекул воды к двухатомному кислороду присоединяется третий атом и образуется аллотропный атом озона. Для сохранения жизни на планете необходимо поддерживать баланс озонового слоя и способствовать снижению диаметра озоновых дыр. Именно для достижения данных целей была принята Венская конвенция об охране озонового слоя (1985г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987г.). В случае согласованного и взаимовыгодного диалога всех государств путем отказа от ОРВ в пользу их природных аналогов человечеству удастся не усугубить ситуацию и сохранить озоновый слой.


Список литературы

  1. Венская конвенция об охране озонового слоя, URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ozone.shtml
  2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, URL: http://www.ozoneprogram.ru/ozonovoe_zakonodatelstvo/protokol/
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.07.2013 № 226-ФЗ (последняя редакция), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149679/
  4. Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 N 935 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2018 году», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304861/
  5. Постановление Правительства РФ от 24.03.2014 N 228 (ред. от 20.03.2018) «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160753/
  6. NASA, URL: https://ozonewatch.gsfc.nasa.gov/meteorology/SH.html