УДК 378

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ДИНАМИКИ» ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

№16,

Педагогические науки

Краснова Любовь Алексеевна (Кандидат педагогических наук)
Шумина Дарья Алексеевна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС; ФИЗИКА; ДИНАМИКА; EDUCATIONAL PROCESS; ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE; PHYSICS; DYNAMICS.


Аннотация: В настоящее время одним из важных направлений совершенствования учебного процесса по физике в школе является разработка и применение электронных образовательных ресурсов. В статье представлены результаты научно-исследовательской работы по разработке электронного образовательного ресурса по теме «Основы динамики» в системе Moodle.

Раздел «Механика» школьного курса физики основан на изучении основ кинематики, основ динамики, законов сохранения, теории механических колебаний и волн. При этом особое значение в процессе изучения раздела «Механика» отведено рассмотрению динамики.

Изучение данного подраздела начинается с ознакомления с основными понятиями динамики: инерции, инертности тел, массой, разновидностями сил, давлением, определенными законами. Следует отметить, что в отличие от кинематики в данном подразделе рассматривается движение тел с учетом причин, вызывающих движение. Изучаемый материал достаточно обширный и глубокое рассмотрение теоретических основ изучаемых явлений и законов, особенностей их применения при решении задач различного уровня сложности зачастую вызывает некоторые затруднения у учащихся на разных ступенях обучения.

В этой связи актуальным является поиск подходов и средств, позволяющих сделать образовательный процесс более эффективным, направленным наустановление доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами. В данных условиях одним из важных направлений является использование современных ИКТ-средств как на уроке, так и на этапе организации системной самостоятельной работы учащихся. При этом в настоящий период особое значение отведено разработке и использованию электронных образовательных ресурсов, представленных в виде своеобразного образовательного дополнения к традиционной форме обучения.

В контексте проблемы в рамках выполнения научно-исследовательской работы разработан электронный образовательный ресурс (ЭОР) по теме «Основы динамики» для основного общего образования. ЭОР разработан на одной из систем дистанционного обучения Moodle. Платформа Moodle, сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций и открывает большие перспективы для обучения разных категорий, в том числе и учащихся школ. Следует также отметить и то, что система Moodle имеет удобный интерфейс и достаточно проста в использовании.

Подробно изучив цели и задачи, содержание основных тем по динамике курса физики в рамках основного общего образования, разработаны следующие компоненты электронного образовательного ресурса на площадке LMS Moodle:

— глоссарий, рассматривающий содержание терминов по теме «Динамика»;
— теоретический материал, представленный в виде теории по темам, сопровождающийся контрольными вопросами;
— видеоматериалы по данной теме (видеофильмы, презентации, слайды и т.д.);
— занимательные материалы для самостоятельного изучения;
— контрольно-оценочные материалы в виде вопросов и заданий различного уровня сложности, представленные по вариантам;
— литература (учебники, учебные пособия в виде файлов, интернет источники);
— форум и чат для обсуждения, в которых каждый из участников курса может получить ответ на вопрос по определенной теме или при выполнении задания.

Следует отметить, что при проектировании ЭОРа по теме «Основы динамики» использовались текстовые, видео, графические, справочные материалы из различных учебных и электронных источников, а также самостоятельно разработанный материал, в частности, различные виды тестовых вопросов и заданий,видеоматериалы.

Использование систематизированного материала, удобная навигация ресурса, позволяют более содержательно и детально рассматривать изучаемые явления, способствуют реализации индивидуальных траекторий обучения, переходу от пассивного усвоения учебного материала к активному.

Таким образом, потенциал и возможности современных ИКТ-технологий, в частности, электронных образовательных ресурсов обеспечивают более детальное рассмотрение явлений, процессов способствуют повышению интереса к изучаемому материалу,эффективности различных видов учебной деятельно и результативности образовательного процесса.


Список литературы

  1. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMSMOODLE // Образование и наука. 2015. № 8. С. 125-139.
  2. Krasnova L.A., Shurygin, V.Y. Development of teachers’ information competency in higher education institution // Astra Salvensis. – 2017. – V. 5, № 10. – P. 307-314.
  3. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 3 (20). – С. 200-203.