ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

№1,

Юридические науки

Семенова Кристина Сергеевна


Ключевые слова: АВТОРСКОЕ ПРАВО; ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ПРАВА АВТОРА; COPYRIGHT; CHOREOGRAPHIC WORK; INTELLECTUAL PROPERTY; AUTHOR’S RIGHTS.


Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает хореографическое произведение как объект авторских прав. По результатам анализа правовой природы хореографического произведения предлагается его дефиниция. Кроме того, в статье разграничиваются понятия «хореографическое произведение» и «исполнение хореографического произведения».

В настоящее время основным источником гарантий реализации авторских и смежных прав на хореографические произведения в Российской Федерации является Гражданский кодекс РФ. Однако общие нормы российского гражданского законодательства, а также небогатая судебная практика не решают вопросы, возникающие в связи с использованием хореографического произведения.

Из закрепленных в Гражданском кодексе РФ норм, а именно из содержания ст.1259 ГК РФ, [1] следует, что хореографические произведения охраняются авторским правом. Тем не менее, законодатель не дает определения понятию «хореографическое произведение». Вследствие этого существует некая неопределенность относительно того, что является объектом авторско-правовой охраны в рамках правовой категории «хореографическое произведение».

Общие требования (критерии), предъявляемые к объектам авторских прав, содержатся в ст.1259 ГК РФ. Данные критерии позволяют сделать вывод о том, что охраняемым объектом будет такое хореографическое произведение, которое представляет собой результат творческого труда и выражено в объективной форме. Каких-либо иных требований для объектов интеллектуальных прав, в том числе для хореографических произведений, законодатель не упоминает. Однако возникающая в результате этого «свобода усмотрения» в отношении понимания рассматриваемого объекта не только порождает вероятность заблуждения относительно подпадающих под авторско-правовую охрану хореографических произведений, но и создает трудности при определении его частей, которые также охраняются авторским правом (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного, представляется уместным предложить следующее определение хореографического произведения: это произведение, состоящее из совокупности танцевальных движений, поз и пантомим, расположенных в определенной последовательности с целью создания цельного хореографического образа, с наложением музыкального сопровождения или без такового.

Содержание предложенного определения позволяет сделать вывод о том, что хореографическое произведение может включать в себя движения («па» и жесты), хореографические позы, пантомимы.

В настоящее время наиболее острую проблему представляет «хореографическое пиратство». С одной стороны, в законодательстве закреплено требование, что при желании использовать конкретное произведение необходимо получить соответствующее разрешение у автора (ст. 1229 ГК РФ). Исключения из этого правила хотя и предусмотрены для ряда случаев, однако в отношении хореографических произведений таковых не наблюдается. С другой стороны, Российское авторское общество (РАО) как организация по коллективному управлению авторскими правами, согласно его Уставу [3], самостоятельно осуществляет управление исключительными правами на обнародованные отрывки музыкально-драматических произведений, и прочие произведения, содержащие в себе хореографические произведения, в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что при желании исполнять хореографическое произведение, равно как и его части, необходимо прежде всего получить от правообладателя разрешение на такое исполнение в целях обеспечения надлежащего авторского контроля. В связи с этим предлагается исключить из сферы коллективного управления публичное исполнение хореографических произведений и частей хореографических произведений в целях обеспечения охраны неимущественных интересов автора.

Наконец, необходимо заметить, что применительно к хореографическим произведениям особую актуальность имеют связанные с исполнительской деятельностью вопросы, относящиеся к разграничению таких понятий, как «хореографическое произведение» и «исполнение хореографического произведения» [2].

Проблемы соотношения прав на указанные объекты, разрешения конфликта права на неприкосновенность произведения и права на его исполнение в данном случае стоят особенно остро. Соответственно, очевидным становится тот факт, что, во-первых, необходимо уделить пристальное внимание фиксации хореографических произведений (запись танца). Во-вторых, необходимым является создание системы оценки хореографических произведений и хореографических исполнений, разработки соответствующих критериев отграничения. В настоящее время разрешение подобных вопросов возложено на судебные органы, которые, к сожалению, не обладают специальными познаниями в области хореографического искусства, зачастую решая споры на основе лишь собственных суждений.

В заключение стоит подчеркнуть, что вопрос охраны авторских прав на хореографические произведения заслуживает особого внимания и непременно требует дальнейшего изучения, потому как право опосредует все отношения, в том числе по созданию и использованию результатов творческого труда в области хореографического искусства.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2006 г.; одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 52 (1 ч.), ст. 5496; 2015. — № 27, ст. 3996.
  2. Месяшная Е.А. Особенности хореографического произведения / Е.А. Месяшная // Актуальные проблемы интеллектуальной собственности: Матер. Первой всероссийской науч. — практ. конф. 19 — 20 октября 2006 г.: В 3 т. — М., 2006. — Т. 2. — С. 233.
  3. Устав Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» от 12 августа 1993 г.; утв. в новой ред. 15 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]: http://rao.ru/index.php/ob-obshchestve/dokumenty/ustav – (дата обращения: 30.06.2016).