ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ.
В каждом субъекте орган исполнительной власти имеет различное наименование и сложную структуру. В число таких органов входят органы высший исполнительной власти, которые обладают общей компетенцией (к ним относятся администрации и правительства); органы по отраслевому и межотраслевому управлению (к ним относятся министерства и департаменты, комитеты); также к ним отнесены и территориальные органы исполнительной власти, которые создаются на местах.
Обычно высшим должностным лицом (единоличным главой субъекта) является губернатор. Однако в ряде субъектов данный статус фактического главы субъекта могут иметь должностные лица, которые возглавляют правительство или же администрацию субъекта (например, Коми-Пермяцкий автономный округ и Республика Хакасия). В некоторых случаях статус главы субъекта может иметь коллегиальный орган. В пример можно привести Республику Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный совет, который состоит из 14 человек, избираемых сроком на 4 года.
Сам институт единоличного главы субъекта Российской Федерации сначала возник на государственном уровне, после учреждения поста Президента РФ, а затем и в республиках, а ещё позже и в других субъектах. Единоличного главу субъекта принято считать главой исполнительной власти субъекта.
«Правовой статус, полномочия глав субъектов, их администраций, порядок их деятельности определяются в конституциях (уставах), законах субъектов» [1, с. 147].
Глава субъекта Федерации избирается его населением на основе существующего в стране всеобщего равного, а также прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более двух сроков подряд.
Полномочия главы субъекта Федерации прекращаются досрочно в случаях:
1. смерти;
2. отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом;
3. отставки по собственному желанию;
4. отрешения от должности Президентом РФ;
5. признания судом недееспособным, ограниченно дееспособным;
6. признания судом безвестно отсутствующим, объявления умершим;
7. вступления в законную силу обвинительного судебного приговора в отношении него;
8. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9. утраты российского гражданства;
10. отзыва избирателями, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Федерации.
Что касается 10 пункта, то в данном случае следует учитывать позицию Конституционного Суда. «Согласно 9 пункту Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2, с. 28] следует, что институт отзыва лица, занимающего высшую должность (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации может быть введен при условии установления надлежащих правовых оснований и процедур, с учетом выявленного в настоящем Постановлении конституционно — правового смысла требований, предъявляемых к этому институту. В случае наличия приведённых выше оснований может быть назначено голосование по отзыву руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
«Президент РФ вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить главу (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» [3, с. 334].
В случае прекращения полномочий главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта, а также в случае прекращения полномочий должностных лиц, которые в соответствии с порядком и очередностью, установленными конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, временно исполняют его обязанности, либо в случае, если указанные должностные лица не могут исполнять временно возложенные на них обязанности. Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта на период до вступления в должность вновь избранного главы (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта Федерации. «Глава субъекта Федерации не может быть депутатом любых представительных органов власти, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской либо другой творческой деятельности» [4, с. 227].
При вступлении в должность глава субъекта Федерации приносит присягу в присутствии депутатов органа законодательной власти и иногда — судей судебного органа. Глава имеет собственную печать с изображением герба субъекта. В месте его официального пребывания, а также на транспортных средствах, на которых он следует, поднимается флаг субъекта.
Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта Федерации:
1. представляет его в отношениях с федеральными органами власти, органами власти других субъектов, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать соглашения от имени субъекта;
2. подписывает и обнародует законы либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта;
3. устанавливает перечень исполнительных органов власти субъекта Федерации;
4. формирует высший исполнительный орган власти субъекта;
5. награждает государственными наградами субъекта; является гарантом прав и свобод личности, территориальной целостности субъекта, соблюдения законодательства;
6. отменяет акты органов исполнительной власти (министерств, комитетов, управлений, других ведомств в составе администрации или правительства) в случае их противоречия конституции (уставу) и иным законам субъекта, а также актам самого главы;
7. издает правовые акты в форме указов и распоряжений либо постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории субъекта. Эти акты не могут противоречить федеральному законодательству, конституции (уставу) и иным законам субъекта;
8. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта.
Органом, осуществляющим в субъекте Федерации исполнительную и распорядительную власть, является правительство (администрация), иногда называемое «Кабинетом министров» или «Советом министров». В республиках правительство формируется органом законодательной власти и перед ним ответственно. В субъектах, где есть глава субъекта, правительство формируется главой и несет ответственность перед ним и органом законодательной власти субъекта.
«В состав правительства (администрации) входят председатель, его заместители, министры, председатели комитетов, руководители других ведомств, которые назначаются главой субъекта по представлению руководителя правительства» [5, с. 247]. К примеру, в составе Правительства Республики Тыва находятся председатели Национального банка, Пенсионного и начальник Налоговой инспекции.
Являясь органом исполнительной власти, который несёт основное бремя ответственности за осуществление государственных программ и планов по экономическому и социальному развитию субъекта, правительство (администрация) имеет в своем распоряжении значительные полномочия:
1. возможность осуществлять комплексное экономическое и социальное развитие субъекта;
2. реализует меры по защите интересов субъекта, охране всех форм собственности и общественного порядка, прав и свобод граждан; создает условия для свободного предпринимательства; ведёт разработку бюджета субъекта, а также обеспечивает его реализацию; осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
3. обладает правом по принятию мер для рационального использования, охраны и воспроизводству природных ресурсов;
4. осуществляет руководство подчиненными ему органами управления и организациями;
5. иные полномочия, так как перечень является открытым.
Помимо всего правительство (администрация) может реализовывать свою компетенцию принятием постановлений или распоряжений, которые являются обязательными на всей территории субъекта. Акты нормативно – правового характера, принимаемые правительством (администрацией) действуют на основе и для исполнения конституции (устава) субъекта, его законов, указов и распоряжений (постановлений и распоряжений) главы субъекта, а также федерального законодательства.
Правительство (администрация) субъекта слагает свои полномочия перед вновь избранным главой субъекта или органом законодательной власти. Досрочно его полномочия могут быть прекращены главой субъекта в случае принятия решения об отставке правительства, а также при выражении органом законодательной власти недоверия правительству. Кроме того, правительство само может подать в отставку.
В соответствии с Конституцией РФ органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах ведения Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти страны.
Список литературы:
1. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов / Б. Н. Габричидзе, М. В. Баглай. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 501 с.
2. Стародубцева, И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / И. А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 12. — С. 26 – 30.
3. Кутафин, О. Е. Конституционное право России : учебник для юрид. вузов и факультетов / О. Е. Кутафин, Е. И. Козлова. Изд. 5-е доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2015. – 578 с.
4. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов и факультетов / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. – Ростов н/Дону : Феникс, 2009. – 438 с.
5. Кокотов, А.Н. Конституционное право России: курс лекций. / А. Н. Кокотов. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Проспект, 2009. – 296 с.