УДК 37
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
№17,
Педагогические науки
Хусаинова Светлана Васильевна (Кандидат экономических наук)
Шарафутдинова Резеда Инсафовна
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ; EDUCATIONAL SERVICES; PAID EDUCATIONAL SERVICES; ADDITIONAL EDUCATION; PAID SERVICES.
В нынешних обстоятельствах рыночной экономики и реформирования отечественного образования оказание платных услуг в сфере образования становится главным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. Непосредственно в этом заключается актуальность рассматриваемой темы.
В условиях неудовлетворительного финансирования бюджетных учреждений следует изменить направление практической деятельности образовательных учреждениях идентично меняющимся потребностям социума. Решением текущей проблемы является развитие образовательной предпринимательской деятельности, которая становится неотложным элементом системы образования и представляет собой различные формы предоставления платных образовательных услуг. Оказание платных образовательных услуг способствует более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако, в этой связи, особую важность приобретает соблюдение норм действующих законов, особенно в части реализации конституционного принципа доступности и бесплатности образования.
Автономные и бюджетные образовательные учреждения могут предоставлять платные услуги в области образования, в случае если это не противоречит федеральным законам, и если служит достижению целей, для которых они предназначены, и соответствует отмеченным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена в учредительных документах организации.
В нынешних обстоятельствах социально-экономических преобразований увеличилась потребность в доступных платных образовательных услугах в образовательных учреждениях. Дополнительные образовательные услуги, которые предлагаются бюджетными учреждениями образования, стремительно развиваются и пользуются спросом.
Впрочем, очень часто дополнительные образовательные услуги бюджетного учреждения оказываются без учета действующих на сегодняшний день нормативных документов, что приводит к организационным и финансовым нарушениям, из-за этого оказание платных образовательных услуг требует упорядочения механизма их организации.
На сегодняшний день проблема платного образования в негосударственных образовательных организациях является одной из самых распространенных проблем, имеющихся в российской системе образования. По статистическим данным на сегодняшний день более чем примерно для 13% людей главным условием при выборе образовательного учреждения является цена обучения. В первую очередь, это связано с постепенным уменьшением бюджетных мест в образовательных учреждениях, что обуславливается увеличением в них конкурсных отборов, а кроме того разделением образовательных организаций по стоимости образовательных услуг. По этой причине все чаще потребители сосредотачиваются свое внимание на негосударственных образовательных учреждениях, которые реализуют обучение за плату, а также на платные отделения, существующие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, интересуются программами кредитования в сфере образования. Необходимо отметить, что трудностей, образующихся при использовании платных образовательных услуг, имеется значительно больше, по сравнению с получением бесплатного образования. А фактором развития данной проблемы является, в главную очередь, незнание потребителей условий предоставления платных услуг в сфере образования, что обуславливает высокую значимость рассматриваемой проблемы.
Образовательными услугами считаются услуги, которые предоставляются в сфере (системе) образования [3, с.44]. Образовательная услуга представляют собой целенаправленную деятельность, которая характеризуется взаимодействием членов образовательного процесса и направленную на удовлетворение просветительских потребностей личности [1, с.79]. Предоставление образовательных услуг, как экономическая категория, выражает отношения, которые складываются между ее субъектами – учащимися, школой, работодателем и государством – согласно предлогу воспроизводства системы ЗУН и компетенций, которые считаются необходимым элементом нормального функционирования рабочей силы.
Образовательные услуги, в первую очередь, обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого и выступает как специфическая форма деятельности, имеющая своим результатом создание не материального блага, а определенного, признаваемого полезного эффекта, который направлен непосредственно на человека.
Также все образовательные услуги могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные [2, с.22]. Под бесплатными образовательными услугами (на бюджетной основе) подразумевают услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, рамками которых служат государственные образовательные стандарты и образовательные программы, которые финансируются средствами из бюджета государства. Платные образовательные услуги — это те услуги, которые предоставляются всеми типами учебных заведений, а также лицами, занимающимися самостоятельной учебной деятельностью, за определенную плату. В настоящее время в Российской Федерации мoгут предоставлять платные образовательные услуги:
— государственные и муниципальные учреждения дошкольного и общего образования. Оплачиваться здесь могут только те услуги, которые не предусматривают федеральные стандарты;
— государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при осуществлении как основных, так и дополнительных программ профессионального обучения;
— негосударственные образовательные организации, в том числе в рамках государственных стандартов и федеральных требований;
— индивидуальные предприниматели, которые предоставляют услуги в сфере образования.
Обязательным условием предоставления платных образованных услуг является указание в уставе госучреждений и негосударственных организаций перечня услуг, которые предоставляются за деньги, и порядка их оказания.
Классификация образовательных услуг дает возможность учитывать специфику образовательных услуг, а кроме того, установить положение индивидуальных либо общественных коммерческих взаимоотношений, в предоставлении этого типа услуг.
Коммерческие образовательные услуги доступны на любом уровне образования. В то же время частные образовательные организации обеспечивают все обучение за деньги, в то время как государственные и муниципальные учреждения, за исключением высших учебных заведений, платно могут оказывать только услуги, которые не входят в государственные стандарты образования.
Список литературы
- Величкович К. В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов // Вестник БДУ. Сер.3. – 2017.– №3. – с. 78-85.
- Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. — 2017. — № 6. – С. 21 – 28.
- Хромова К.В. Образовательные услуги и их специфика// Юридические науки и политология. – 2014. – №4. – с. 45-47.