УДК 34

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

№16,

Юридические науки

Латыпова Лолита Руслановна


Научный руководитель: Аминов И.Р. кандидат юридических наук, доцент, Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПРОБЛЕМА; ОРГАНИЗАЦИЯ; УПРАВЛЕНИЕ; РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН; MUNICIPAL ELECTIONS; EFFECTIVE; PROBLEM; ORGANIZATION; MANAGEMENT; REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN.


Аннотация: В данной статье раскрыты некоторые аспекты по вопросу о муниципальных выборах, содержатся проблемы по эффективности организации и проведения процедуры муниципальных выборов, за основу взяты положения проведения выборов в Республике Башкортостан. Положения статьи проанализированы в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, указами, постановлениями.

Прежде чем приступить к анализу статьи, целесообразно отметить, что муниципальный избирательный процесс понимается как регламентированный закон и устав муниципального образования, некое многообразие политического процесса, через которое формируются органы местного самоуправления и институционализируется политическая элита, в рамках которой происходит формирование политической личности граждан. Граждане – избиратели посредством волеизъявления образуют легитимную деятельность муниципальных органов власти. Выбранная тема является достаточно актуальной, поскольку в современном демократичном обществе активно наблюдается тенденция всеобщего избирательного права выборов с участием граждан вне зависимости от какого-либо населенного пункта.

В рамках исследуемой темы вытекает ряд задач к анализированию:
— исследовать процесс муниципальных выборов на примере Республики Башкортостан,
— выявить основные проблемы, имеющиеся при процедуре проведения муниципальных выборов,
— предложить конкретные рекомендации, или рассмотреть основные направления, которые являются залогом успеха на пути к совершенствованию системы местного самоуправления.

Следует отметить, что местное самоуправление, как и вся политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве единого института.Несмотря на это на практике существует немало проблем, требующих более тщательного пересмотра компетентными лицами с целью последующего совершенствования системы местного самоуправления. Изначально выдвинутая муниципальная реформа предлагала отойти от традиционной для Российской Федерации моноцентрической модели организации власти, которая, прежде всего главным ключевым звеном выдвигала единство, при наличии вертикально интегрированных структур к приоритету функций государства над началами самоуправления. Актуально выбранной области исследования кроется и в том, что от муниципальной власти напрямую зависят возможности инновационного развития территории, качество реализации различных национальных проектов, и,наверное, самое главное, от качества эффективности работы органов местного самоуправления зависит уровень благосостояния граждан, которые активно пользуются услугами местного назначения[1].

Труднопреодолимой задачей местных властей становится организация власти на федеральном уровне, сюда можно отнести отображение интересов региональных, муниципальных элит. Сами муниципальные элиты обязаны быть включены в систему принятия конкретных проектов на федеральном уровне. На 2016 год по исследованиям различных источников, литературы многих авторов, дается понять, что одной из главных проблем муниципальных выборов является недостаточная информированность граждан о возможностях муниципальной власти, сути выдвигаемых направлений, основных ее целей. Данная проблема в современности является неким торможением существующей системы, которая оказывает отрицательное влияние на все гражданское общество в целом. Помимо этой проблемы, зачастую можно увидеть сформированное населением отношение к местному самоуправлению, а оно главным образом отрицательно воздействует на все сферы жизнедеятеятельности общества[2].

Как у любой организации власти, у муниципального избирательного процесса существуют свои особенности, и самой главной из особенностей муниципального избирательного процесса является более широкое содержание понятия – избирательного объединения. Избирательное объединение возможно лишь за счет дополнительного включения в него политических партий, которые были бы способны участвовать в выборах определенного уровня.

Для совершенствования системы избирательного процесса, на взгляд автора статьи требуется так называемое «омоложение электората», которое поспособствовало бы поднятию политической и правовой культуры и ликвидировало бы абсентеизм на муниципальных выборах[3].

В процессе анализа статьи, интересным стало проанализировать некоторые аспекты процедуры муниципальных выборов в Республике Башкортостан. Так, к примеру, законодательству такого рода выборов в Республике преобладает так называемое «пакетное регулирование», сюда входит наличие набора законов, кодифицированное регулирование, сосредоточение только важных избирательных норм в едином сводном нормативно – правовом акте.

Наличие альтернативности в муниципальных выборах, несмотря на ее присутствие во многих регионах, существенно снижает конкурентность претендентов в ходе избирательной кампании.

На основании имеющихся данных о процедуре проведения муниципальных выборов в Республике Башкортостан, и основных особенностей можно сделать вывод о том, что в ней наблюдается так называемая тенденция к моноцентричности организации местной власти и ее политической культуры. Также можно заметить такую особенность, которая для муниципальных выборов характеризуется слабовыраженной конкурентностью политических авторов, именно поэтому моноцентризм содействует эффективному решению общественных, социальных, экономических и других видов задач муниципальных организаций.

Для того чтобы организация проведения муниципальных выборов состояла на должной ступени развития, необходимо для ее эффективности своевременно устанавливать и принимать законодательство, регулирующее процедуры уровня местного самоуправления. Что можно и наблюдать на примере местного самоуправления в Республике Башкортостан[4].

Анализирование особенностей информационного обеспечения выборов на муниципальном уровне свидетельствует о наличии информационной асимметрии. Возникает вопрос, что представляет собой данное понятие? В первую очередь, главной особенностью этого становится проблемное соотношение «агент — принципал», ибо оно больше приближенно к специфике публично – правовых отношений.

Информационное предоставление муниципального избирательного процесса, по мнению автора статьи, обязано получать развитие через призму создания институтов, которые бы существенно снизили информационную асимметрию на уровне конкретных форм агитации и информирования избирателей.

В процессе исследования выбранной области темы, целесообразно стало проследить динамику населения, а именно выявить их мнение об уровне проведения выборов. С этой целью было проведено небольшое анкетирование с жителями города Уфы. В опросе принимало участие 20 человек. Респондентам были заданы следующие вопросы:
1) Что Вы можете сказать о проводимой политике местных властей вашего городского округа?
2) Насколько информированы Вы в основных проектах и направлениях их деятельности?

В результате опроса, были сделаны соответствующие выводы. Во-первых, большинство респондентов, а именно 80% от всего количества не разбираются в деятельности местного самоуправления, и более того, они абсентеичны к процедуре организации муниципальных выборов. Во – вторых, мало опрошенных отметили доброкачественный уровень оснащения определенными действиями населения, что говорит о низком уровне информативности.

Эффективность сообщения от организаторов выборов (избирательных комиссий) увеличивает мотивацию призыва к проявлению активной гражданской позиции с целью использования своего избирательного права.

В этом и заключается основной смысл агитационной работы, то есть она заключается в точном определении получателя, формировании сообщения, предназначенного только для него, и выборе каналов связи, по которым возможна неискаженная доставка сообщения нужной категории избирателей.

Поэтому, информационное обеспечение избирательного процесса является также одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации. Усиление гарантий информационного обеспечения муниципального избирательного процесса является важнейшим фактором демократизации выборных процедур на этом уровне публичной власти. Необходимо сказать, что выборы федеральных и региональных органов государственной власти обеспечены хотя бы минимальными средствами массовой информации, то на муниципальных выборах городских округов, муниципальных районов, в территории города федерального значения нет даже этих гарантий. В соответствии с федеральным законодательством (О средствах массовой информации) в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ, региональные государственные организации телерадиовещания не обязаны предоставлять эфирное время кандидатам на муниципальных выборах, такая обязанность возлагается лишь на муниципальные организации телерадиовещания. Многими исследователями были изучены вопросы по пути к совершенствованию системы местного самоуправления, с течением времени открывались большие просторы к выдвижению собственного видения на имеющиеся проблемы, особенности данной области.

Таким образом, подводя общий итог, можно сделать вывод о том, что актуальная задача на сегодня — это усиление информативности проводимых в рамках реформы местного самоуправления мероприятий, более активное привлечение населения к работе с муниципальными органами власти, активизация избирательных кампаний по выборам депутатов городских Советов, активизация деятельности политических партий на местном уровне, усиление роли гражданских институтов на местном уровне. Помимо усиления информативности в области муниципальных выборов, особое внимание необходимо уделить вопросу слаженности внутреннего коллектива органов местного самоуправления, повышению уровня их личностного профессионализма с целью выстраивания грамотной политики по вопросам и особенностям муниципальных выборов. При соблюдении всех элементарных требований можно рассчитывать на положительные результаты в своей деятельности. Несмотря на все вышеперечисленное, существует ряд нерешенных задач, нереализованных проектов, чем и активно увлечены профессиональные структуры для дальнейшего становления системы муниципальных выборов.


Список литературы

  1. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. — М.: Юстицинформ, 2017. — 260 c.
  2. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях: моногр. — М.: Проспект, 2017. — 670 c.
  3. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. — М.: Юрист, 2017. — 384 c.
  4. Конституционализм и правовая система России. Итоги и перспективы. Материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». — М.: Проспект, 2017. — 400 c.