УДК 62

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ

№16,

Технические науки

Бондаренко Владимир Иванович

Епанешников Владимир Владимирович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО; ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ; ЭКСПЛУАТАЦИЯ; НЕИСПРАВНОСТИ; РЕМОНТ; FUEL GAS; NATURALLY ASPIRATED; OPERATION; FAILURES; REPAIR.


Аннотация: Статья посвящена переводу бензинового двигателя внутреннего сгорания на газовое топливо. Рассмотрены положительные стороны его использования. Внимание уделено особенностям эксплуатации и ремонта двигателя такого автомобиля.

Постоянный рост стоимости бензина на АЗС приводит к тенденции перевода автомобилей на газовое топливо. Эта тенденция характерна как для автомобилей, находящихся в частном пользовании, так и автомобилей, принадлежащих крупным транспортным предприятиям. Перевод автомобиля на газовое топливо имеет свои достоинства и недостатки. Но учитывая довольно низкую стоимость газа (примерно в 2 раза дешевле, чем АИ-92), увеличенный срок замены масла в двигателе (примерно через 15 тыс. км.), а также уменьшенная токсичность отработанных газов, мы естественно склоняемся к переходу на газовое топливо. При использовании газового топлива количество окиси углерода (СО) снижается в 2-3 раза, окиси азота (NO) -в 1,2 раза, углеводородов (СН) -в 1,3-1,9 раза. Так как все автомобильные двигатели разработаны для эксплуатации на бензиновом топливе, то соответственно возникают определенные неисправности в работе двигателя, а именно в работе газораспределительного механизма. К наиболее часто встречающимся неисправностям, можно отнести прогорание выхлопных клапанов, износ направляющих клапанов и усадка клапанов и их седел. За год эксплуатации автомобиля на газу, усадка клапанов и седел клапанов приблизительно составляет 0,05 мм. Все это связано с определенными свойствами газового топлива. Во-первых, октановое число его составляет 105-110 единиц, и газ горит медленнее. Во-вторых, соотношение расхода воздуха для газа должно быть выше и составляет 15,5:1 (для бензина 14,7:1). При эксплуатации автомобиля при невысоких скоростях и малых нагрузках, автомобиль можно эксплуатировать на газовом топливе без ремонта довольно-таки длительный период. Но когда эксплуатация происходит при больших скоростях и нагрузках, то перечисленные выше неисправности происходят довольно часто. Также негативно сказывается движение в натяг.

Объясняется это следующим. В силу более медленного горения газа при, движении автомобиля на высоких скоростях (при больших оборотах коленчатого вала), топливная смесь не успевает сгореть полностью, и ее догорание происходит в выпускных каналах. Все это приводит к перегреву клапанов, их седел и направляющих. Как следствие клапана прогорают, седла просаживаются, а направляющие изнашиваются. Кроме того, на больших оборотах происходит более резкий толчок клапана кулачком распределительного вала, что приводит к определенному моменту инерции последнего. Это приводит к «зависанию» клапана в открытом состоянии. Время зависания во многом зависит от качества и состояния пружин. Тем самым увеличивается время воздействия горящей струи выхлопных газов на вышеперечисленные детали выпускной системы.

Изучая руководство по ремонту газораспределительного механизма любого автомобиля, мы найдем номинальные параметры пружин данного механизма, а именно их высоту. Это существенный фактор, который во многих СТОА не учитывают. Если высота пружин меньше табличного размера, их нужно заменить.

Даже при эксплуатации двигателя на бензине, клапана тоже прогорают, но намного реже, чем на газу. Если рассуждать логически, то возникает вопрос, почему выхлопные клапана прогорают не все одновременно, а лишь какой-то один? И после его замены и притирки высока вероятность, что после эксплуатации, прогорит именно он. Это объясняется тем, что на этом клапане пружины имеют наибольшую усадку, т.е. уменьшение длины от норматива. При эксплуатации автомобиля на газу, этот процесс происходит намного быстрее.

Вся вышеизложенная теория была апробирована на автомобиле семейства ВАЗ. После прогорания клапана были выполнены соответствующие работы по его замене и притирке. Но после эксплуатации автомобиля на газу уже через 10 тыс. км. пробега произошла та же неисправность с выпускным клапаном на том же цилиндре. Впоследствии при ремонте, были произведены замеры высоты всех пружин. Оказалось, что наибольшая усадка пружин (внутренней и наружной) приходится на пружины данного цилиндра и составляет 5-6 мм. Это довольно-таки много, если учесть, что ход клапана составляет примерно эту величину. Для впускных клапанов это не столько важно, так как они охлаждаются потоком топливной смеси, движущейся в цилиндр, а для выпускных — губительно. В связи с этим, проводя ремонт газораспределительного механизма, необходимо производить замеры высоты пружин и их замену. Что и было сделано на нашем автомобиле, что сильно изменило статистику неисправностей.

В заключение хочется напомнить автовладельцам, что двигателя автомобилей разработаны под бензиновое топливо. А если мы хотим сэкономить, используя дешевое газовое топливо, тогда соответственно нужно поменять стиль управления автомобилем. При ремонте, если уж случится такая беда, нужно более тщательно проводить дефектовку деталей газораспределительного механизма, особо обращая внимание также на состояние пружин.


Список литературы

  1. Преимущества и недостатки езды на газе. Эксплуатация автомобиля на газу. Режим доступа: http://bezkolesa.ru/page/avtomobil-na-gaze-10-nedostatkov-problemy-ekspluatacii-preimushhestva. (дата обращения 23.09.2018)