УДК 377
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
№14,
Педагогические науки
Мокрова Ангелина Александровна
Трубникова Ксения Дмитриевна
Ключевые слова: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД; КОМПЕТЕНЦИЯ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; КОНЦЕПЦИЯ; COMPETENCE APPROACH; COMPETENCE; COMPETENT; PROFESSIONAL EDUCATION; CONCEPT.
В современной педагогике известно огромное количество различных подходов, которые нужны в подготовке будущих специалистов. Среди них есть уже давно известные (например, системный подход, деятельностный, личностно-деятельностный и другие), а также новые, возникшие недавно (ситуационный подход, информационный, контекстный, эргономический и другие). Ко второй группе подходов относится и компетентностный подход.
Концепция компетентностного подхода в педагогике появилась в начале 80-х годов 20 века, когда в журнале под названием «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности». [2] Сначала не шла речь не о каком подходе, а всего лишь о понятии «компетентность», «профессиональная компетентность», а также о профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. В общем смысле компетентность понимали как «углубленное знание предмета». Затем данное понятие стали всё больше осваивать, тем самым произошло расширение его объема, содержания. [1]
Все подходы в образовании основываются на определённых категориях. В основе компетентностного подхода лежат категории «компетенция» и «компетентность». Компетенция – совокупность качеств личности, то есть знаний, умений, навыков, используемых по отношению к определенным предметам и процессам. А компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его отношение к ней и предмету деятельности. Она может проявляться лишь в определенной деятельности. [3]
Известны различные мнения учёных о компетентностном подходе в разное время его становления и развития. О. Е. Лебедев считает, что компетентностный подход — это совокупность принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. А.М. Митяева говорит о необходимости перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования. Д.С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности. [3]
Если говорить более подробно, то компетенции — это методы воздействия, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной деятельности, возможности человека осуществить на практике свою компетентность. В центре любой компетенции находятся некие способности – это совокупность способов действий в определенных обстоятельствах. Без них компетенции не будут реализованы.
С точки зрения компетентностного подхода основным результатом образования должны стать ключевые компетенции. Таковыми являются: политические, коммуникативные, социальные, межкультурные, информационные и другие. Они нужны для получения новых знаний и адаптации этих знаний к новым требованиям и к меняющейся ситуации своего профессионального и карьерного роста. [1]
Помимо ключевых компетенций, есть ещё два основных типа – это профессиональные компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности, и сквозные компетенции, так называемые «мобильные», относящиеся к социальным, коммуникативным и другим компетенциям, необходимые для эффективного труда в пределах разных профессий и сфер деятельности. Профессиональные означают качество, состояние специалиста, обеспечивающее его физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии, специализации, специальности, стандартам квалификации, должности. Сквозные делятся на навык организации рабочего места, навык общения с коллегами и руководством, навык обеспечения безопасности жизнедеятельности и, наконец, навык охраны окружающей среды. [1]
Проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ФГОС ВПО актуальна. Не всё вузовское сообщество педагогов в полном объёме ознакомилось с концепцией компетентностного подхода, потому еще слабо ориентировано на реализацию его на практике в процессе обучения будущих специалистов. Вопрос овладения всеми преподавателями вузов концепцией компетентностного подхода в особенности актуален для познания ими методологической стратегии высшего профессионального образования, который основывается на компетентностном подходе. Наибольшую сложность в переходе от традиционного к компетентностному обучению составляет процесс познания и освоения педагогами нового типа управления — системного управления всей ситуацией, предполагающей изменение собственной позиции личности и роли в учебной ситуации. [3]
Компетентностный подход зациклен на результате образования. Таким образом, результатом образования должна быть не совокупность информации, усвоенной обучаемыми, а способность выпускника любого учебного заведения самостоятельно действовать в различных ситуациях.
Список литературы
- Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. — 2007. – С. 361-365.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. — 1988. — № 1.
- Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – с. 68-71.