УДК 332.1

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

№14,

Экономические науки

Пестова Оксана Георгиевна


Ключевые слова: ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ; ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ; ППМИ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ; КОНКУРСНЫЙ ОТБОР; PROACTIVE BUDGETING; PROGRAM SUPPORT FOR LOCAL INITIATIVES; ENTREPRENEURSHIP; DEVELOPMENT OF PUBLIC INFRASTRUCTURE; COMPETITIVE SELECTION.


Аннотация: В статье рассматривается значение вклада коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории Республики Башкортостан. Изучены проблемы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в ППМИ.

На сегодняшний день в Российской Федерации продолжает развиваться инициативное бюджетирование, под которым подразумевается совокупность разнообразных основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов [1, с.43]. Инициативное бюджетирование влияет на повышение прозрачности бюджетной системы.

В Республике Башкортостан проект инициативного бюджетирования был впервые запущен в пилотном режиме в 2014 году в семи районах Зауралья. в целях содействия решению вопросов местного значения, вовлечения населения в процессы местного самоуправления, развития механизмов инициативного бюджетирования, повышения качества оказания социальных услуг на местном уровне и определения наиболее значимых проблем муниципальных образований Республики Башкортостан.

Конкурсный отбор проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, реализуется ежегодно, начиная с 2014 года, с 2016 года данный механизм инициативного бюджетирования распространился по всей территории Республики Башкортостан.

В 2016 году в конкурсе участвовало 487 проектов, то в 2017 году на конкурс уже было допущено 787 заявок, в 2018 году — 831.

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 года № 168 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах», предусматривает несколько критериев для победы муниципальных образований в конкурсном отборе. Одним из них является уровень софинансирования проекта со стороны организаций и других внебюджетных источников. К данным источникам могут относиться индивидуальные предприниматели, коммерческие организации. Также возможен вклад организаций и других внебюджетных источников в реализацию проекта в неденежной форме, т.е. материалами, техникой и др.

Согласно вышеуказанному постановлению максимальный балл за денежный вклад составляет 10, за неденежный вклад — 5 баллов [2].

Таким образом, мы видим, что участие индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций входит в критерии конкурсного отбора, а значит, играет важную роль в получении максимальных баллов для победы в конкурсе.

Например, в ППМИ 2016 года спонсорами выступило 1007 бизнес-единиц, из которых: 582 (58 %) индивидуальных предпринимателей, 319 (32 %) обществ с ограниченной ответственностью, 43 (4 %) сельскохозяйственных производственных кооператива, 63 (6 %) других бизнес-единицы [3].

Однако муниципальным образованиям не всегда удается привлечь индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации в ППМИ. Одной из проблем низкого уровня вовлеченности предпринимателей является то, что в маленьких населенных пунктах функционирует только малое предпринимательство с небольшой прибылью. Поэтому предприниматели не готовы принимать участие в софинансировании из-за отсутствия свободных средств.

На наш взгляд, к проблеме привлечения индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций также можно отнести слабое информирование об осуществлении программы поддержки местных инициатив на территории муниципального образования, о роли малого и среднего бизнеса в реализации проектов развития общественной инфраструктуры. Предприниматели не до конца понимают свое значение в конкурсном отборе, не осознают того, что их участие помогает получении максимальных баллов для победы в конкурсе.

Одним из действенных способов привлечения предпринимателей в ППМИ является направление письма от глав администрации муниципальных районов, глав сельских поселений с просьбой принять участие в реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, софинансировать выбранный проект.

Главы муниципальных образований, инициативная группа должны постоянно вести информационную кампанию, задействовав средства массовой информации.

Большинство муниципальных образований совершенствуют механизмы информирования населения. Частые публикации в газетах, оригинальное оформление информационных стендов, репортажи на телевидении, информирование на официальных сайтах муниципальных образований, объявления в социальных сетях охватывают все больший круг граждан, включая предпринимателей.

Преимуществами участия предпринимателей в ППМИ является следующее:

— выстраивание диалога между органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего предпринимательства; между населением и предпринимателями;
— формирование положительной репутации, имиджа индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций; позиционирование деятельности предпринимателя — направленность на повышение социально-экономических условий жизнедеятельности населенного пункта;
— реклама субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, участие индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций в реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, важно, т.к. оно включено в критерии оценки победителей для выделения субсидии из бюджета Республики Башкортостан. В результате привлечения бизнеса в ППМИ возможно значительно решить актуальные социальные проблемы муниципальных образований. Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют некоторые проблемы привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальные образования добиваются сотрудничества с предпринимателями. Это свидетельствует о том, что индивидуальные предприниматели, коммерческие организации готовы благоустраивать свои населенные пункты.


Список литературы

  1. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. 2015. № 12. С.42-47.
  2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 г. № 168 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. – Режим доступа: https://sibay.bashkortostan.ru/documents/677819/.
  3. Колесникова Л.М. Участие бизнеса в региональной социальной политике путём реализации партисипаторных практик (на примере Республики Башкортостан) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-biznesa-v-regionalnoy-sotsialnoy-politike-putyom-realizatsii-partisipatornyh-praktik-na-primere-respubliki-bashkortostan.