УДК 608

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

№12,

Педагогические науки

Салтанаева Елена Андреевна
Эшелиоглу Раиля Ильдаровна


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБРАЗОВАНИЕ; ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА; КОМПЕТЕНЦИИ; INFORMATION TECHNOLOGIES; EDUCATION; SOFTWARE; COMPETENCES.


Аннотация: Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс происходит уже давно. Это обусловлено создавшейся пропастью между традиционными видами обучения и ускоряющимся темпом появления новых знаний. С возрастанием роли информационного продукта возрастают и требования к высококвалифицированным специалистам. Для этого учебный процесс должен проходить с учетом современного материально-технического обеспечения и новых информационных технологий.

В образовании современного студента основным подходом является компетентностный подход [1, 2].

К концу обучения у студентов должны быть сформированы как профессиональные и общепрофессиональные, так и общекультурные компетенции. В рамках общекультурных компетенций важно, чтобы выпускник имел:
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
• способность к самоорганизации и самообразованию.

Среди профессиональных компетенций можно перечислить:
• способность разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных и модели интерфейсов «человек – электронно-вычислительная машина»;
• способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
• способность готовить конспекты и проводить занятия по обучению работников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии.

Среди общепрофессиональных следует ориентироваться на:
• способность осваивать методики использования программных средств для решения практических задач;
• способность разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием;
• способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав имеет в своем распоряжении следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, модульная технология, кейс-технология, традиционные технологии (классно-урочная система).

Для конкурентоспособности на рынке специалисты любого профиля сегодня должны обладать не только фундаментальной базовой подготовкой, необходимой в сложном производстве, но и располагать информационно-технологической готовностью, в частности уметь собирать, обобщать и анализировать информацию, уметь использовать информационные технологии в своей предметной области, иметь стремление к самообразованию и к повышению своей квалификации [3].

Важно также не упустить социально-культурную компоненту модели студента (воспитанника) – выпускника вуза наряду с нравственной культурой (морально-нравственные качества и установки, согласующиеся с нормами и традициями общества), общей культурой (ориентация на общекультурные ценности, осмысление особенностей мультиконфессиональности в нашем обществе) и экологической культурой (понимание ценности природы, навыки рационального природопользования) [4].

Безусловно, формирование такой личности происходит не только на фоне получения базовых профессиональных знаний. Задача вуза – не только дать молодым гражданам профессиональное образование, обеспечивающее им конкурентоспособность на рынке труда, но также и содействие формированию полноценной личности [5].

Сейчас сложно представить какую-либо организацию, в которой бы не использовались различные программные продукты. На сегодняшний день в любом предприятии существует набор программных средств, с помощью которых работники ведут учет требуемой информации для эффективной работы в целом. Например, одним из современных требований в работе с информацией и ее хранением является использование баз данных. Электронные библиотеки и ресурсы глобальной сети также составляют электронную часть информационного пространства.

Всеобщая информатизация способствует глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных [6].

Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс происходит уже давно. Это обусловлено создавшейся пропастью между традиционными видами обучения и ускоряющимся темпом появления новых знаний.

С возрастанием роли информационного продукта возрастают и требования к высококвалифицированным специалистам. Для этого учебный процесс должен проходить с учетом современного материально-технического обеспечения и новых информационных технологий.

Новые информационные технологии представляют собой совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу информации с использованием современной компьютерной техники [9].

С помощью современной компьютерной техники и набора программных средств по эффективному управлению информацией можно создать качественную учебную базу. На сегодняшний день это с успехом реализуется вузами в виде электронной информационно-образовательной среды в рамках ФГОС 3+.

Преподаватели разрабатывают электронные учебные курсы на основе педагогических сценариев собственной разработки. Новые информационные технологии позволяют облегчить усвоение и запоминание учебного материала, повысить долю самостоятельной работы студентов, включая креативные подходы, причем реализуется индивидуализация процесса обучения с учетом способностей восприятия и темпа работы каждого отдельного обучающегося.

Наполнение таких новых информационных технологий не ограничивается традиционными текстовыми документами. Состав материалов значительно расширяется за счет использования мультимедийных компонентов, например, подача материала в различной форме с различными графическими, звуковыми и видеоэффектами, а также сетевых технологий обучения. Занятия в новом формате наряду с информационно-познавательным содержанием имеют положительную для усвоения материала эмоциональную окраску. На фоне традиционных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В рамках собственного разработанного курса преподаватель имеет возможность использовать любые виды учебной деятельности, совмещая образовательный процесс подготовки квалифицированных специалистов с возможностями развития в личности студентов познавательных, творческих и социально-нравственных аспектов. Также разнообразие новых информационных средств и технологий дает возможность всесторонней и наиболее полной оценки результатов обучения студента.

Переориентация в новых требованиях к навыкам квалифицированных специалистов по умению самостоятельно находить информацию и наиболее эффективно ее использовать, обуславливает и более высокие новые требования к квалификации преподавателей, к уровню их подготовки и степени активности использования научного и образовательного потенциала. Подразумевается не только владение традиционными методика преподавания, но и владение необходимым уровнем знания компьютерной техники и программного обеспечения с целью создания собственных образовательных модулей, а также владение новыми информационными методиками и компьютерными средствами обучения.

Однако использование новых информационных технологий не возлагает всю ответственность за учебный процесс на преподавателя. Эффективность обучения теперь даже больше зависит от студента, ведь поиск, выбор, сопоставление и усвоение информации целиком является его задачей.

Модернизация образования путем использования новых информационных технологий в образовании дает возможность задействовать в процессе обучения все информационное пространство человечества, а также повысить мотивацию самого учения, что, в совокупности, безусловно, повысит качество подготовки квалифицированных специалистов.


Список литературы

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника от 12.01.16г.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика от 12.03.15г.
  3. Кирьянова, К.К., Татьяненко С.А. Применение IT-технологий в процессе обучения будущего инженера // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2014/768/6107 (дата обращения: 21.02.2018)
  4. Куценко С.М. Моделирующие компьютерные программы в процессе лабораторно-практических занятий студентов вуза // Каз. гос. энергет. ун-т. — 2004.- 116 с.
  5. Салтанаева Е.А., Минуллина Р.И. Стимулирование стремления к здоровому образу жизни у современных студентов-инженеров// Научно-методическая конференция КГЭУ-Казань, — 2016. -С.68-70.
  6. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6685/ (дата обращения: 21.02.2018).