АНАЛИЗ «КОНВЕНЦИИ О ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ» И «УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА»

№11,

Юридические науки


Идимешева Наталья Сергеевна


Ключевые слова: ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ; АНАЛИЗ; АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ; CARRIAGE OF GOODS BY ROAD; ANALYSIS; AUTOMOBILE TRANSPORT; INTERNATIONAL CARRIAGE; DOMESTIC TRANSPORTATION.


Аннотация: В статье рассмотрены документы, которые регулируют перевозку грузов автомобильным транспортом. Кроме этого, даётся сравнительный анализ нормативно-правовых актов международного права и права РФ.

Международное автомобильное сообщение обладает своей спецификой. Автомобильный транспорт пересекает границы и следует по дорогам различных государств, в связи с этим существует потребность в установление унифицированных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

Среди региональных соглашений особую роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (Convention relative au contrat de transport international marchandises par route). [6]

Конвенция о договоре международных перевозок грузов (далее – КДПГ или Конвенция) является конвенцией Организации Объединенных Наций, которая была подписана 19 мая 1956 года в Женеве и ратифицирована 55 государствами (по состоянию на 6 апреля 2017 года), включая Российскую Федерацию, которая стала страной участницей со 2 мая 1983 года. Конвенция касается различных правовых вопросов, относящихся к перевозкам грузов автомобильным транспортом, главным образом для внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов.

Конвенция распространяется на договоры перевозки грузов автотранспортом за вознаграждение, в том случае если место погрузки, доставки груза расположены на территории различных государств, из которых, по крайней мере, одна является участницей КДПГ. Нормы КДПГ имеют императивный характер, таким образом, отступление от положений, прописанных в ней недействительны. [6]

Договор перевозки, как и во многих других документах о перевозки грузов, устанавливается накладной, составленной в трёх оригиналах. А в случаях, когда идёт речь о нескольких автомобилях, или различных типов или партий груза отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которые соответствует количеству автомобилей, роду груза или партий (пункт 2 статья 5 КДПГ). [1]

В статье шесть Конвенции прописаны обязательные сведения, которые должна содержать в себе накладная, а также указания в случае той или иной необходимости.

Право распоряжение груза имеет отправитель до того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю, однако в случае соответственного указания в накладной право распоряжения грузом может быть передано получателю с момента составления накладной.

Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить в случае нанесения ущерба или повреждения, понесённые лицам, оборудованию, другого груза вследствие повреждённой упаковки груза отправителя (если только не было предварительных указаний). Отправитель также ответственен перед перевозчиком за ущерб, причинённым отсутствием, неправильности, недостаточности документов, сведений для выполнения таможенных или иных формальностей. (статья 10, 11 КДПГ)

Главой четвёртой КДПГ установлена ответственность перевозчика. В данном случае речь идёт о полной или частичной утрате груза, повреждение, а также за опоздание доставки по причине вины перевозчика и обстоятельств, которые перевозчик был в состоянии избежать и предотвратить. В обратной же ситуации перевозчик от ответственности освобождается. Однако согласно пункту 2 статьи 18 КДПГ бремя доказательства своей невиновности лежит на перевозчике, в том числе с учётом всех указаний, прописанных в накладной.

Когда перевозчик не в состоянии в полной мере доказать отсутствие своей вины и перекладывает только часть ущерба на грузоотправителя или грузополучателя, в таких случаях часть оставшегося ущерба возмещается самим грузоперевозчиком.

Для того чтобы грузополучатель не пропустил срок предъявления претензий за утраченный или недоставленный груз, он должен располагать информацией о конкретных сроках доставки груза, указанной в накладной, или информацией о том, когда груз был принят грузоперевозчиком. Грузополучатель, таким образом, имеет право на предъявление претензий и считать груз потерянным, если груз не был доставлен в течение 30 дней установленного срока в накладной, или в течение 60 – со дня принятия груза перевозчиком. К претензии получатель прикладывает первый экземпляр накладной. (ст.30 КДПГ). Согласно пункту второму статьи 20 Конвенции, если перевозчик выплатил возмещение за потерянный груз, правомочное лицо по договору имеет право распоряжаться грузом, если груз в течение года, следующем за уплатой будет найден. После принятия найденного груза, получатель обязуется вернуть грузоперевозчику возмещения за вычетом штрафных санкций (пункт 3 статьи 20 КДПГ). В случае отсутствия обращения или инструкций с правомочной стороны перевозчик имеет право самостоятельно распоряжаться найденным грузом.

Договор международной перевозки грузов также как и соглашение перевозчиков между собой не должен противоречить нормам Конвенции, в ином же случае положения, содержащие противоречащие данным нормам будут признаны судом недействительными, однако, не затронут правомочность остальных, содержащихся в договоре условий (пункт 1 статья 40 КДПГ). В том числе недействительным будет являться любое условие, при котором перевозчику переуступаются права. Ввиду того, что деятельность перевозчика направлена на сферу услуг, то право собственности на груз не переходит в руки грузоперевозчика. И когда перевозчик выполняет услуги страхования груза по указанию отправителя, он не имеет права определить себя выгодоприобретателем по договору транспортного страхования груза.

Международное транспортное право построено по презумпции вины перевозчика. И соглашением между сторонами договора невозможно изменить или отменить действительность данного принципа Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Если международные автомобильные перевозки грузов регулируются Конвенцией, то в внутренние – нормативными документами государства. В России таким документом в частности является Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), [4] который регламентирует наиболее важные вопросы в сфере законодательного регулирования отношений, возникающих при оказании услуг автомобильного транспорта. Большое значение в законодательном регулировании внутренних перевозок грузов автомобильным транспортом наряду с Уставом занимает Постановление Правительства от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждение Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила). [5]

Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в частности с использованиями автомобильных принципов, полуприцепов понимаемые как транспортные средства. Важным моментом является то, что перевозку в международном сообщении Устав не регулирует.

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору об организации перевозки перевозчик в установленные сроки обязуется принять груз, а грузоотправитель представить к перевозке груз, в том объеме, в котором был обговорён. В договоре определяются объем, срок и иные условия представление грузов для перевозки, порядок расчета, и установки относительно организации перевозки. Заключение договора подтверждается транспортной накладной.

Транспортная накладная в соответствии с пунктом 9 Правил составляется на одну или несколько партий груза, перевозимого на одном транспортном средстве, однако по пункту 10 Правил если погрузка осуществляется на различные транспортные средства, то составляется такое количество накладных, которое соответствует количеству автотранспорта, используемого для перевозки. Для сравнения в Конвенции чёткого обязательство составления нескольких накладных не требуется. Исправления в транспортных накладных заверяется подписями отправителя и перевозчика.

Кроме транспортной накладной, обязательным документом является путевой лист, служащий для учёта работы автомобильного транспорта, водителя. (статья 6 Устава) Путевой лист – это в своём роде показатель технической работы автотранспорта и водителя.

Кроме всего прочего, имеет место быть сопроводительная ведомость – документа, направленного для учёта и контроля использования контейнера, в случае если погрузка и выгрузка груза из контейнера осуществлялась посредством снятия контейнера с автомобильного транспорта. (пункт 41 Правил)

В статье 18 Устава речь идёт о перевозки грузов с сопровождением представителя владельца груза, грузоперевозки, в отношении которой учёт товарно-материальной ценности не ведётся. В данном случае перевозка осуществляется на основании договора фрахтования. Договор фрахтования заключается в форме заказ-наряда на предоставление транспортного средства для грузоперевозки.

Как отмечалось выше сроки доставки обговариваются в договоре, но в случае если срок доставки не установлен, то в соответствии с пунктом 63 Правил доставка в городском и пригородном сообщении осуществляется в суточный срок, а в междугородном и международном сообщениях – из расчёта на каждые 300 километров расстояния перевозки одни сутки.

Главой 6 Устава предусмотрена ответственность сторон. Так, если груз для перевозки не был представлен, то грузоотправитель уплачивает штраф перевозчику, в размере равную 20% плату, установленной перевозки. Также если в транспортной накладной не прописаны особые отметки или необходимые меры предосторожности, либо искажение сведений о грузе с грузоотправителя взыскивается штрафные санкции в размере 20% провозной платы. За задержку или простой автотранспорта, который подан под погрузку, выгрузку, отправитель груза или соответственно его получатель уплачивают штраф за каждый полный час задержки(простоя).

Однако, несмотря на то, что в Уставе предусмотренная статья ответственности грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, статья 34 ответственность перевозчика, фрахтовщика шире и включает в себя большее число пунктов. Согласно Уставу грузоперевозчик оплачивает штраф, в случае нарушения своих обязательств. Невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства, за просрочку доставки груза предусмотрен штраф согласно договору перевозки. Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза с момента принятия до момента его отгрузки. Помимо всего этого, грузоперевозчик может быть привлечен к ответственности в случае нарушения правил перевозок. В таких ситуациях предусматривается административная ответственность в соответствии с российским законодательством. В частности, об этом указано в статье 36.1 Устава.

Подводя итог и учитывая всё вышеуказанное Конвенция и Устав, с Правилами во многом схожи, что является обоснованным, поскольку содержание данных документов одно – регулирование процессов дорожной перевозки, с тем отличием, что Конвенция регулирует, прежде всего, международные перевозки, а Устав внутренние перевозки в России. Ввиду этого, хочется обратить внимание, прежде всего на некоторые отличия в документах.

Нормы, закреплённые в Уставе, основываются на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации. Область применения Устава без сомнения шире, так как включает в себя правовое вопросы, связанные с перевозками пассажиров, багажа, груза, в то время как Конвенция регулирует непосредственно вопросы, касающиеся договора перевозки груза по дорогам в международном сообщении.

Чёткие определения основных понятий, применяемых в тексте, служат лучшему пониманию и применению положений документа. Ещё одной из особенностей Устава в сравнении с КДПГ является то, что Устав необходимо рассматривать непосредственно с Правилами перевозки грузов, в ином случае некоторые моменты Закона не будут понятны в полной мере, в то время как Конвенция включает в себя многие моменты, установленные правилами. Однако Правила в полной мере прописывают порядок переадресации груза, действия перевозчика при возникновении ситуаций, когда груз не выгружают, порядок составления претензий, а также актов и многие другие моменты.

В самом Уставе многое говорится о накладной, но сама форма и её содержание определена в приложении Правил. Но, в то же время в Конвенции определены содержание, но особая форма накладной не предусмотрена. И ещё немаловажным моментом является то, что в Правилах кроме договора перевозки груза идёт речь о договоре фрахтования транспортного средства, подтверждаемым заказ-нарядом. Таким образом, перевозка грузов автотранспортом в соответствии с Уставом может подтверждаться не только транспортной накладной, но и другими документами.

В Конвенции в статье 12 и 13 определены право распоряжения груза, моменты перехода этого права и т.д., в свою очередь ни Уставом, ни Правилами перевозки грузов не было определены данные условия. Однако, порядок выдачи груза, проверки достаточно подробно прописан 15 Устава, но не нашел должного отражения в Конвенции, также как и условия хранения груза. Это можно объяснить тем, что КДПГ направлена в первую очередь на договор перевозки, в то время как Устав – в целом на процесс перевозки. Но если рассматривать Устав в таком ключе, то становится не совсем ясным, почему в данном нормативном акте отсутствует статьи о перевозках груза в прямом смешанном сообщении, как например, в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ. [3]

Таким образом, опираясь на то, что нас, прежде всего, интересует современное Российское законодательство, регулирующие автомобильные перевозки грузов в лице Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, то хотелось бы внести ряд предложений.

Дополнить Устав статьями касаемых правом распоряжения груза, аналогично статье 12 и 13 Конвенции. Здесь будет необходимо прописать, кто имеет право на груз и при каких условиях, и в какой момент это право переходит от грузоотправителя к грузополучателю. Что имеет право требовать отправитель груз к перевозчику, например, так как отражено в пункте 1 статьи 12 КДПГ «Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной». [1]

Включить главу о прямом смешанном сообщении. Данная глава будет включать в себя статьи о понятии перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, что в себя включают данные перевозки. Порядок и способ организации перевозок, ответственность за несохранность грузов до передачи их с транспорта одного вида на транспорт другого вида. А также иных моментов, которые определяются конкретным видом перевозки: автомобильно-железнодорожные и автомобильно-воздушные и т.д.


Список литературы

  1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). [Электронный ресурс]: Официальный сайт Европейской экономической комиссии ООН. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/cmr_r.pdf
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) ст. 784, 785, 788, 793, 797, глава 40: [Электронный ресурс]: Система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/84989d331874be7730e1c99b836fbe639a8efe6d/
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12129474/
  4. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12157005/
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» [Электронный ресурс]: Система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113363/
  6. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник для магистров / И. В. Гетьман-Павлова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 959 с.