ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО И ИХ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№10,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Габдрахманова Эльвина Ильдусовна
Загирова Алина Ринатовна
Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: СТИМУЛИРОВАНИЕ; МОТИВАЦИЯ; ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБУЧЕНИЕ; STIMULATION; MOTIVATION; FINANCIAL SUPPORT; PROFESSIONAL ACTIVITY; TRAINING.


Аннотация: В статье рассмотрены понятия стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов и их финансовое обеспечение. Выявлены приемы стимулирования студентов профессиональной организации, методы улучшения качества образования. Раскрыта сущность финансирования по отношению к системе профессионального образования. Сформулированы авторские рекомендации по дальнейшим направлениям исследования.

В педагогике есть немало проблем, которые требуют особенного внимания. К таким вопросам можно отнести развитие познавательной активности студентов [5, с.25]. Эта проблема очень сложная и многоаспектная. Большое количество студентов учатся далеко не в полную силу своих возможностей, так как преподаватели редко используют методы и формы обучения, которые активизируют работу студентов, хотя обучающиеся не проявляют должного внимания процессу преподавания [4, с.647].

Известно о том, что обучающийся должен принимать активное участие в процессе получения знаний и опыта. Уже Сократ призывал своих обучающихся активно усваивать знания путем постановки наводящих вопросов [8, с.464]. И с тех пор педагоги часто возвращаются к проблеме активности обучающегося.

Для поиска способов повышения активности студентов авторами проведено исследование, в котором приняло участие 2 группы очной (дневной) формы обучения Мамадышского профессионального колледжа №87, направления «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Это академические группы № 21Б и 31Б. В группе 21Б мы опросили 27 человек, из которых 24 девушек и 3 юноши. В другой же группе – № 31Б опрашиваемых было 21 человек, из которых 18 девушек и 3 юноши.

Авторы провели опрос среди 48 студентов СПО. Им было задано десять вопросов, два из которых имели развернутую форму ответа, а оставшиеся восемь краткие ответы «да» или «нет».

Проанализировав работу мы сделали такие выводы:
— 75% студентов используют полную меру своих возможностей в процессе обучения, а 25% — нет;
— 50% студентов нравятся формы и методы обучения, а второй половине студентов — нет;
— 18,75% студентов изучают самостоятельно дополнительную литературу, ищут новые способы решения задач, а 81,25% — нет;
— 37,5% студентов считают, что наибольшее количество занятий проводятся на уровне активной деятельности студента, а 62,5 пассивной;
— на 5ый вопрос 95% опрошенных написали о финансовом стимулировании;
— на 6ой все респонденты сошлись во мнениях. Они ответили, что стимулированием в учебной деятельности являются стипендии, гранты, денежные вознаграждения.
— 72,9% студентов получают ответы на поставленные ими вопросы на занятиях, а 27,1% — не получают;
— 50% студентов нравится бально-рейтинговая система обучения, а второй половине — нет;
— 72,9% студентов считают, что преподаватель является их наставником, а вот 27,1 % студентов не согласны с их мнением;
— 81,25% студентов мотивируют преподаватели своим личным примером, а 18,75% остаются не мотивированными личным примером преподавателя.

Исходя из полученных нами результатов исследования, мы изучили некоторые приемы мотивации студентов и готовы предложить их к вашему вниманию.

Мотивами, стимулирующими человека к активной деятельности в учебном процессе, могут быть самыми различными. И как же можно повысить мотивацию студентов? Рассмотрим несколько способов повышения стимулирования обучения у учащихся профессиональных учебных учреждений.

Стимулирование студентов преподавателем. Студенту необходимо разъяснить то, каким образом в будущем его же знания ему пригодятся. И если преподаватель отвечает в таком роде, как “в жизни пригодится тебе, учи”, то обучающийся, конечно же, теряет не только интерес, но и потребность к происходящему. Студент приходит в профессиональное учебное заведение за качественным образованием, а еще, в большей степени, он стремится стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет будет важен и полезен в выборе их будущей профессии.

Стимулирование на результат, а не на балл. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний [7, с.190]. Именно поэтому можно проводить объединенные уроки — семинары, на которых наблюдается связь образовательных и специальных предметов. Здесь обширно используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию, и межпредметные связи между гуманитарными, специальными и общеобразовательными дисциплинами [3, с.199].

Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был для него наставником, к которому можно обратиться за помощью во время учебного процесса, а также обсудить с ним волнующие его темы. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента [9, с.160]. Чем больше преподаватель доверяет своим подопечным, тем ближе они будут сотрудничать с ним в процессе обучения.

Мотивация студентов личным примером преподавателя. Интерес учащегося к изучаемому предмету определен профессиональностью преподнесения учебного материала и личностными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к обучающимся, ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет итоговые работы студентов, который не обманет, сдержит свои обещания, будет цениться ими.

Формирование положительного отношения к профессии. Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах [9, с.160]. Педагог должен уважительно относиться к различным видам профессий, по которым обучаются студенты образовательного учреждения. Если у них возникают спорные вопросы по специальностям их деятельности, то педагог должен уметь растолковать и убедить каждого в необходимости и важности своей профессии. Ведь еще с детства известно, что все профессии важны.

Одобрение успехов и достижений студентов. Если говорить о публичной похвале, то она способствует прибавлению у студентов уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание достичь результата. Совместное обсуждение различных вопросов, разрешение профессиональных проблем, рассмотрение различных ситуационных задач – важные методы в организации учебного процесса и во взаимодействии между преподавателями и студентами.

Основной задачей профессиональной учебной организации является стимулирование интересов к обучению. Но это не означает, что студент обучается, чтобы просто получить диплом, а плюс к этому прочные знания, которые опираются на практику. Мотивация студентов – это один из наилучших способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы и есть движущая сила процесса обучения.

В наш XXI век ответственность за приемы стимулирования студентов к обучению и её повышения принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу. Ведь именно молодые интеллигентные люди являются основой устойчивого развития нашей страны.

Нельзя оставить без внимания вопрос о финансовом обеспечении в процессе обучения студентов. Этот вопрос тесно связан с современной системой средств обучения, с помощью которых усиливается интерес к обучению.

Финансовое обеспечение – это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию в профессиональных организациях [2, с.92].

Что же мы можем отнести к финансовому обеспечению? Это материальные поддержки (стипендии, социальные стипендии, материальная помощь); финансовое обеспечение аспирантов, адъюнктов, докторантов; правительственные стипендии, транспортный грант.

Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований ФГОС, является составной частью всех уровней информационно-образовательной среды и формирует все составляющие образовательного процесса, в том числе формирует учебную мотивацию учащихся. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения — как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий [1, с.107].

Традиционные и инновационные средства обучения, оборудования, приборы и инструменты для проведения экспериментов и практических действий, всё это относится к современным педагогическим средствам обучения [6, с.114]. Использование их в образовательном процессе позволяет студентам проявить самостоятельность при изучении нового материала, оценить степень своей подготовки по конкретной проблеме или же по определенному вопросу. Также эти средства позволяют увидеть процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний, умений и навыков по спорным темам или по курсу в целом, которые доступны ученикам или группе учащихся [10, с.11].

Современные педагогические средства призваны снабдить создание учебной и предметной среды, которые являются помощниками в достижении планируемых результатов освоения предмета обучающимися; содействуют выявлению и развитию индивидуальных способностей студентов, помогают в работе с талантливыми и одаренными учащимися. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, конечно же, невозможно без финансирования.

Всё вышесказанное имеет смысл только при хорошем финансовом обеспечении, как уже говорилось ранее. Ведь оно играет немаловажную роль в стимулировании обучающихся в профессиональных учреждениях при изучении профессиональных дисциплин.


Список литературы

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2017).
  2. Ахметшин Э.М., Гареева Р.А. Финансовое планирование в некоммерческих организациях // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 92-94.
  3. Ахметшин Э.М., Узлова Е.А. Мотивация в системе управления творческим коллективом // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2015. С. 197-199.
  4. Бахвалов С.Ю., Иванова О.В. К вопросу оценки качества высшего образования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 645-647.
  5. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1. С. 18-31.
  6. Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире.Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. 2017. С. 106-115.
  7. Клименко А.Н., Ахметшин Э.М. Анализ формирования практико-ориентированного обучения учащихся в системе среднего профессионального образования // Экономические аспекты регионального развития: история и современность материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 190-191.
  8. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1997. – 464 с.
  9. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации:материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160-163.
  10. Смирнов Е.С. Использование наглядных средств обучения при изучении дисциплин автотранспортного профиля. Марийский гос. Университет. 2017. – С.8-36.