ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

№9,

Юридические науки


Миягашева Аланго Владимировна


Ключевые слова: ПРАВООТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ; ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ; ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ; СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ; ГОСУДАРСТВО; LEGAL RELATIONS; PUBLIC LEGAL RELATIONS; AUTHORITIES; PUBLIC AUTHORITIES; SUBJECT OF PUBLIC LEGAL RELATIONS; THE STATE.


Аннотация: Исследование понятия и сущности публичных правоотношений, являющихся основой государственных правоотношений весьма актуально в условиях становления современного российского государства, как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

Публичные правоотношения в современном демократическом государстве занимают, можно сказать, центральное место, иными словами – это основа государственных правоотношений. Все государственные органы власти имеет, прежде всего, публичный статус.

В этой связи представляется важным изучение и исследование понятия и сущности публичных правоотношений.

Необходимо отметить, что современная юридическая литература не имеет и не одержит самого родового понятия «публичное правоотношение».

Безусловно, публичные правоотношения – это, в первую очередь, правоотношения, содержание которых достаточно, широко исследованы, и освещены в теории государства и права.

Традиционно, правоотношения определяются как:
1) общественное отношение, в рамках которого стороны связаны между собой взаимными юридическими правами, обязанностями и охраняются государством [1, с. 307];
2) вид общественного отношения, участники которого взаимодействуют на основе установленных, охраняемых государством прав и обязанностей [2, с. 416];
3) совокупность субъективных прав, юридических обязанностей и соответствующих действий фактического порядка [3, с. 112].

Таким образом, публичные правоотношения, как одна из разновидностей правоотношений представляет собой единство юридических прав и обязанностей субъектов права, которые устанавливаются и соответственно охраняются государством.

Полагаем, специфика публичных правоотношений заключается именно в правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений.

В публичных правоотношениях, как справедливо отмечает С.Э. Шиндяпин [4, с. 179]:
1) во-первых, субъекты по своему правовому статусу не равны;
2) во-вторых, предусматривают обязательное наличие субъекта, имеющее полномочия властного характера, публично-правовой статус, компетенции;
3) в-третьих, строятся по формуле «власть-подчинение», соответственно, одна сторона обладает исключительно юридическими обязанностями, а другая только субъективными правами;
4) в-четвертых, правомочие обязательного субъекта приобретает статус обязанности;
5) в-пятых, имеет место разнополярность правового статуса такого субъекта, как физические лица. В частности, физическое частное лицо может выступать обязанной стороной, физическое должностное лицо выступает только как управомоченная сторона;
6) в-шестых, в качестве субъектов могут выступать разные формы общественных объединений, таких как, как нация, класс, социальный слой и др., которые, как правило, выражают мнение большинства.

В юридической литературе нет единства в вопросе понятия и сущности публичных правоотношений.

В частности, под публичными правоотношениями понимают:
1) правоотношения, в которых одним из субъектов обязательно выступает носитель государственно-властных полномочий [5, с. 269];
2) правоотношения, субъектами которого являются два лица, индивидуальный носитель правомочия и то социальное целое, в права коего облекается индивид [6, с. 198];
3) систему, которая обладает внутренним разнообразием и состоит в свою очередь из взаимосвязанных с ней подсистем [7, с. 3];

Безусловно, существующие подходы заслуживают внимание и признания.

Представляется, основой публичных правоотношений является публичная власть.

Согласно Конституции РФ, единственным источником всей публичной власти в России является народ [8] (ст. 3 Конституции РФ).

Народ, выступает непосредственно действующим властным субъектом, например, в связи с общегосударственными референдумом, выборами [9, с. 79].

Другим традиционным субъектом публичной власти называют государство, которое проявляет себя в отношениях властвования через органы государственной власти.

Однако публичная власть, по мнению О. А. Воробьевой – это многоуровневая система [10, с. 144]. Как подмечает, О. М. Рой, уровни власти представляют собой вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, которые разделены согласно режимам делегирования полномочий высших управленческих звеньев низшим [11, с. 14].

Природа публичной власти, применительно к Российскому государству, характеризуется наличием 2-х ее уровней, государственного и местного. Государственная публичная власть, в свою очередь, проявляется на федеральном и региональном уровнях. Согласно, Конституции РФ, все уровни публичной власти равнозначны и равноценны.

Любое понятие, в т.ч. правовое раскрывается, как правило, через его признаки. Понятие «публичные правоотношения» не составляет исключение.

Именно, присущие только публичным правоотношениям признаки, позволяют отличать и разграничить публичные правоотношения от иных видов правоотношений.

Следует отметить, что в научной литературе нет единого подхода в этом вопросе.

Так, Ю. А. Тихомиров, выделяет следующие признаки публичных правоотношений:
1) охраняющая государством власть является одновременно субъектом права;
2) существует параллельно множество одинаковых отношений по числу лиц, которые подчинены власти, либо наоборот, которые имеют относительно нее какое-либо право;
3) граница между юридическими отношениями и отношениями власти четко прослеживается лишь в случае разделения функций субъекта и охранителя между 2-мя разными органами;
4) отношения власти сами становятся отношениями правовыми, поскольку охраняются юридически [12, с. 183].

И. А. Ильин [13] называет следующие признаки публичных правоотношений:
1) одному субъекту принадлежит полномочие на власть относительно к другому, который имеет обязанность подчиняться;
2) это правоотношение юридически не равных субъектов;
3) один субъект публичных правоотношений является юридически независимым от другого, авторитетным для него, другой субъект должен признавать авторитет властного субъекта, повиноваться ему, так как является его подчиненным.

Часть авторов считает, что при формулировании признаков публичного правоотношения следует исходить из определения сферы возникновения публичных правоотношений, т.е. что – это сфера публичных интересов, что представляется не совсем верным подходом. При этом, трактовать публично-правовую сферу, как исключительно сферу взаимоотношений только подчиненных друг другу субъектов тоже неправильно. Публичное право может существовать автономно, не нуждаясь при этом в частном праве, частное право же не может жить без вмешательства публичного [7, с. 14].

Полагаем, что основополагающим признаком публичных правоотношений является властеотношения.

В рамках настоящего исследования, несомненно, сложно охватить все теоретические аспекты публичных правоотношений, в виду их многогранности, разнообразия. Исследование теоретических аспектов публичных правоотношений крайне важно в целях их правоприменения, в т.ч. на законодательном уровне.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права. – М., 1982. Т 2. – 360 с.
  3. Бекбаев Е. З. Частные и публичные правоотношения // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 3. – С. 269-271.
  4. Воробьева О. А. Государственная власть, как у3ровень публичной власти // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – №1. – 144-151.
  5. Ильин И. А. Теория государства и права. – М.: Зерцало, 2003. [Электронный ресурс] – URL: http://study.garant.ru/#/document/5872490:0 (дата обращения 21.08.2017).
  6. История русской правовой мысли. – М.: Остожье, 1998. – 601 с.
  7. Лупарев Е. Б., Добробаба М. Б., Мокина Т. В. Общая теория публичных правоотношений: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 348 с.
  8. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 363 с.
  9. Современные проблемы организации публичной власти: Монография / Рук. авторского колл. и отв. редактор — д.ю.н., профессор Авакьян С.А. – М.: Юстицинформ, 2014. – 596 с.
  10. Теория государства и права / Под ред. А. И. Королѐва и Л. С. Явича. – Л., 1987. – 550 с.
  11. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. – СПб.: Юридический институт, 1998. – 183 с.
  12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М. – 2008. – 384 с.
  13. Шиндяпин С. Э. Субъекты публичных правоотношений: проблемы понимания и классификация // Вестник Тамбовского университета. – 2014. – №6 (314). – С. 177-182.