ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№8,

Экономические науки

Шумская Кристина Андреевна


Научный руководитель: Кнышов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; МОТИВЫ; МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА; ДЕМОТИВАЦИЯ; MOTIVATION; MOTIVES; INCENTIVES; MORAL INCENTIVES; PRODUCTIVITY; DEMOTIVATION.


Аннотация: В статье рассмотрены ключевые методы материального и нематериального стимулирования должностных лиц таможенных органов. Проанализированы основные проблемы их применения, a также последствия в случае их отсутствия. В качестве основной цели мотивации в этой статье выступает повышение эффективности деятельности таможенных служащих.

В настоящее время, Федеральная таможенная служба России является одной из наиболее статичных, слабо поддающихся реформированию областей, что не является положительным моментом, потому как ей по-прежнему присуща некая косность в бюрократическом подходе к выполнению функций. Одной из вытекающих проблем является мотивация должностных лиц таможенных органов, их заинтересованность в эффективном труде во благо государства. Именно поэтому сейчас как никогда остро стоит вопрос о создании такой системы мотивации, которая бы способствовала развитию честного и эффективного труда таможенных служащих. В категорию такого рода проблем входит, в том числе и коррупция. Проблема коррупции в нашей стране занимает особое место, её распространение и укоренение в разных сферах разрушает и деформирует экономику России, a это ведёт к необратимым последствиям [1].

Уровень заработной платы служащих в таможенных органах куда ниже, чем в структурах коммерческого типа, что непозволительно. Подобный уровень оплаты труда не способен в полной мере удовлетворить потребности и нужды должностных лиц, приводит к желанию покинуть службу и попытаться реализовать себя в какой-либо другой сфере, что способствует возникновению дефицита квалифицированных кадров. Кроме того, низкий уровень дохода способствует распространению коррупции, a это одно из самых негативных последствий.

Сложно переоценить значимость деятельности должностных лиц таможенных органов, ведь примерно 32% доходной части федерального бюджета пополняется за счет таможенных платежей, именно поэтому нельзя позволить данному органу перестать стабильно функционировать [2]. Наоборот, необходимы нововведения в таможенной деятельности, в том числе направленные на совершенствование системы мотивации труда должностных лиц.

Систему мотивации персонала необходимо возводить исходя из анализа потребностей служащих. Любой работник обязан иметь четкое представление о том, за что его имеют право наградить или же наказать, для этого необходимы отчетливые аспекты оценки работы персонала. Это поможет выявить проблему и устранить ее впоследствии.

Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере таможенной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений [7]. Приоритетами работы в системе таможенной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности. Необходимо акцентировать внимание на этих факторах и использовать их с целью повышения эффективности трудовой деятельности служащих таможенных органов.

К настоящему моменту наиболее актуальным и достоверным источником формирования трудовой мотивации работников является постоянный контроль и учет предпочтений и недовольств путем проведения опроса госслужащих относительно наиболее значимых факторов мотивации и демотивации их деятельности [3]. Данный мониторинг позволяет определить необходимые воздействия для корректировки мотивации.

Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство [4]. Существуют некие ограничения, прописанные в законодательстве Российской Федерации, в виду которых работник таможенных органов, как и любой другой госслужащий, не имеет права получать какой-либо доход помимо основного места работы, что приводит к большей заинтересованности работников именно в материальном поощрении [5].

Что касается нематериального стимулирования, то существует множество способов и путей для того, чтобы заинтересовать должностных лиц таможенных органов. В первую очередь, это создание наиболее комфортных в целом условий труда. Взаимоотношения в коллективе также играют немаловажную роль. Психологический комфорт влияет на эффективность и желание служащего расти и развиваться в своей сфере.

Нередко специалисты стремятся реализовать свой внутренний потенциал и интеллектуальную составляющую, поэтому, необходимо пытаться исключить монотонность и автоматизм в работе без каких-либо проявлений собственного мнения [6]. Также всевозможные льготы способны заинтересовать таможенного служащего. Возможность карьерного роста является действенной мотивацией, это свойственно деятельности практически любого рода и направленности. Создание наиболее благоприятного психологического климата в коллективе скорее необходимо для исключения появления разного рода недовольств и конфликтов, что может помешать трудовой деятельности, a также общему настрою и атмосфере.

Таким образом, система мотивации труда должностных лиц таможенных органов России играет огромную роль не только в повышении заинтересованности отдельных специалистов в полученных ими результатах, но и создаёт предпосылки в стабильном развитии внешнеэкономичекой деятельности страны. И это не случайно, так как во многом именно от заинтересованности конкретных специалистов в качестве выполняемых ими функций зависит ускорение или, напротив, замедление товарооборота, что напрямую влияет на общее экономическое благополучие страны и каждого гражданина.


Список литературы

  1. Волгин Н.А. Бестарифная оплата труда: опыт, анализ, предложения. — М., 2012. – 500 с.
  2. Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). — М., 2015. – 670 с.
  3. Волгин Н.А. и др. Стимулирование производительности труда. — Брянск, 2012. – 200 с.
  4. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  5. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  6. Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
  7. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.