ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В 1920-1930-Е ГГ.

№7,

Исторические науки и археология

Лыщицкая Елизавета Андреевна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; НЕГРАМОТНОСТЬ; МАЛОГРАМОТНОСТЬ; ЛИКПУНКТЫ; ШКОЛЫ; EDUCATION; ILLITERACY; ILLITERATES; SCHOOLS.


Аннотация: В статье рассматривается процесс ликвидации неграмотности в Хакасии в 1920-1930-е гг. Выявляются особенности и тенденции политики государства в сфере приобщения неграмотного населения к образовательному процессу. Автор отмечает, неграмотность в Хакасии была ликвидирована в достаточно короткий срок.

С первых лет советской власти в стране развернулась культурно-массовая и культурно-просветительская работа среди населения.

Как известно в дореволюционной России, в том числе и в Хакасии культурный уровень и общая образованность народа были невелики. Основой и, несомненно, показателем развития культуры любого общества является в первую очередь грамотность, уровень образованности людей.

В 1910 г. по Абаканской (Качинской) управе грамотность мужчин составляла 7,3 %; по Аскизской – 5,2%, а женщин соответственно 0,8% и 1,4 %. Общая грамотность населения Хакасии не превышала 6-7% [1,с.147]. Данные показатели демонстрируют, что общая грамотность населения была крайне низкой, и стартовые условия формирования хакасского образовательного пространства были отсталыми.

Школьное строительство и борьба с неграмотностью в Хакасии протекали в исключительно тяжелых условиях хозяйственной разрухи вызванной гражданской войной. Почти поголовная неграмотность хакасского населения, исчисляемое единицами количество учителей из среды хакасов, отсутствие письменности на родном языке еще больше осложняли обучение детей и взрослых граждан коренной национальности [5, с.47].

В Хакасии руководство делом ликвидации неграмотности было поручено чрезвычайной комиссии. Председателем Енисейской ГубЧК по данному вопросу стал Г.И. Итыгин. Делом ликвидации неграмотности в уезде поначалу руководила школьно-курсовая секция народного образования. Затем в феврале 1921 г. была создана минусинская уездная грамчека.

В связи с тяжелым положением экономики, с трудностями по изысканию средств на финансирование учреждений просвещения и культуры работа по ликвидации неграмотности в начале 1920-х гг. не носила массового характера. В некоторых хакасских аалах школы грамоты для взрослых содержались полностью за счет средств населения. Одновременно с русским населением началась ликвидация неграмотности среди хакасов. Изучение русского языка было обязательным, в организации обучения имели место элементы принуждения.

В конце 1920 – начале 1921 г. начинают работать школы грамоты в Усть-Сосе, Аскизе. В результате сдвиги в уровне грамотности населения в Хакасии в первой половине 1920-х гг. были незначительны, так как ощущался недостаток кадров и тяжелые материальные условия [1,с.148].

В 1924 г. учителем А.Т. Казанаковым был составлен хакасский алфавит. В 1926 г. в Москве были изданы первые учебники на хакасском языке, с 1927 г. выходит национальная газета «Хызыл аал». В первой половине 1924 г. школы грамоты работали в Бее, Синявино, Усть Еси и некоторых других населенных пунктах.

Первоначально пункты ликвидации неграмотности создавались на базе общеобразовательных школ, а боролись с неграмотностью, как правило, учителя. Среди коренного населения Хакасии особую популярность имели передвижные красные юрты, в которых работали ликвидаторы неграмотности. В среднем, стоянка юрты длилась от нескольких недель до нескольких месяцев. Так же в этот период на местах создаются школы грамоты для взрослых, общества «Долой неграмотность». Первая ячейка данного общества в Хакасии организована в октябре 1924 г.

Занятия в ликпунктах длились от 3 до 6 месяцев. В 1925-1926 учебном году было открыто 83 ликпункта, которые обучали 2047 чел., из них 813 русских и 1030 хакасов. В течение 6 лет (1924-1930 гг.) через ликпункты и школы малограмотных было обучено 20000 человек, в том числе 11120 хакасов [5]. В 1924-1925 учебном году ликпункты действовали в 47 школах Хакасии из 62. В 1927 г. согласно сведениям о ликвидации неграмотности в Хакасском округе грамотных – 14317 чел., неграмотных – 68899 чел. [2, с. 14]. В 1932-1933 гг. по данным анализа процента неграмотных и малограмотных по районам Хакасии образованием охвачено 71,1% неграмотных и 63,1 % малограмотных [3, с.4]. К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения Хакасии в основном была ликвидирована. По итогам переписи 1939 г. грамотное население от 9 до 49 лет составляло 87% [4, с.125].

Таким образом, до установления советской власти грамотность населения Хакасии была крайне низкой, условия формирования хакасской системы образования были отсталыми. Началом образовательной политики стала ликвидация неграмотности. Это было основной задачей культурной работы, создавались ликпункты и общества для борьбы с неграмотностью. Так же для решения первостепенной задачи по ликвидации неграмотности в Хакасии была выстроена целая сеть школ.


Список литературы

  1. Асочаков В.А. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Хакасии [Текст]: В братской семье народов / В.А. Асочаков. – Абакан: Хакасское отделение книжного издательства, 1977. – 197 с.
  2. ГКУ РХ «Национальный Архив». Ф. 1. Оп. 1. Д. 8. Л. 14.
  3. ГКУ РХ «Национальный Архив». Ф. 39. Оп. 1. Д. 116. Л. 4.
  4. Данькина Н. А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX – 30-е годы ХХ века [Текст] / Н. А. Данькина. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2004. – 128 с.
  5. Савилов С.И. Письменность и развитие народного образования в Хакасии (в годы советской власти) [Текст]: 40 лет хакасской письменности: материалы науч. конф / С.И. Савилов. – Абакан: Хакасское отделение книжного издательства, 1967. – 80 с.