ДВИЖЕНИЕ ДИССИДЕНТОВ В СССР

№7,

Исторические науки и археология

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ДИССИДЕНТЫ; Н.С. ХРУЩЕВ; «ОТТЕПЕЛЬ»; А.Д САХАРОВ; А. СИНЯВСКИЙ; Ю. ДАНИЭЛЬ; DISSIDENTS; N.S. KHRUSHCHEV; «THAW»; A.D. SAKHAROV; A. SINYAVSKY; J. DANIEL.


Аннотация: Доклад Н.С. Хрущева в 1956.г «О культе личности и его последствиях» положил начало разоблачению действий Сталина, новому осмыслению его политики, переоценке идеалов.

Именно в этот период появляются диссиденты- общественно-активные граждане, открыто заявляющие о своем несогласие с мнением партии и правительства. А.Д. Сахаров, А. Синявский, Ю. Даниэль, М. Ростропович и другие, люди, которые проделали огромную работу по защите прав человека и сами пострадали от советской политической системы.


Смерть Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году и приход к власти Никиты Сергеевича Хрущева, ознаменовал совершенно новый и такой долгожданный для советского человека период отхода от политики Сталинского тоталитаризма и многочисленных репрессий получивший название «Оттепель». Советская интеллигенция получила возможность показать свои произведения на обозрение публики, а граждане Советского Союза могли безбоязненно смотреть и обсуждать их творения.

Начало «Оттепели» и дальнейшей политики десталинизации СССР положил доклад Н.С Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в 1956 году. Значение этого доклада вовсе не в том, что он открыл глаза советским гражданам, раскрыв многочисленные и бесчеловечные преступления Сталина. Люди сами наблюдали за политикой сталинского террора, и многие из них перенесли весь ужас коллективизации и индустриализации. Главным и самым важным аспектом этого доклада является признание руководством СССР того, что все приказы о массовых убийствах и арестах шли напрямую от Сталина. Впервые виновник кровавых преступлений не был объявлен английским или японским шпионом, наймитом империализма, тайно творившим гнусные дела. Нет, он вершил их на глазах у всех, ибо был не просто высокопоставленной персоной, а самим «Господом Богом», Хозяином разоблачителей. Осторожное выражение «культ личности» неожиданно точно попало в цель. Доклад Хрущева пошатнул не просто репутацию Сталина, но и его культ и, как следствие, систему, Демиургом и живым олицетворением которой был Сталин. [4, c.32]

В результате реформ Хрущева в СССР появляются общественно активные граждане не согласные с деятельностью руководства страны, и борющиеся за права советских граждан, названные партийным руководством «Диссидентами» от латинского слова «dissidens», что в переводе означает несогласный.

Андрей Сахаров в своих монографиях описывал свое назначение как защиту прав человека и гражданина борьбу за свободу слова и личности. Большинство диссидентов именуют себя термином «правозащитник». [1, с.12]

Временем возникновения диссидентского движения принято считать первый сбор подписей в защиту писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля арестованных за сборник повестей и рассказов опубликованный Даниэлем в 1958, по обвинению в антисоветской деятельности Андрей и Юлий были приговорены к 5 годам лишения свободы, эти события послужили мощнейшим катализатором общественной активности в СССР, с призывами об освобождение писателей выступили такие известные в Советском Союзе деятели искусств, как Мстислав Растропович, Белла Ахмадулина и Константин Паустовский. 5 декабря 1965 в Москве был проведен «Митинг гласности» в поддержку Синявского и Даниэля. Пика своего развития деятельность диссидентского движения достигла в мае 1969 года, когда была создана «Инициативная группа по защите прав человека в СССР» под руководством П.И. Якира и В.А Красина. В 1986 году, спустя 21 год борьбы за права граждан СССР, руководство партии официально признало всю значимость проделанной движением работы, в ноябре 1986 года из ссылки был возращен главный идеолог движения А.Д. Сахаров. Таким образом, деятельность диссидентов почти полностью охватывает период от окончания Великой Отечественной войны до развала СССР. Период от небольших митингов, получивших в народе название «Маяк» (собраний на площади Маяковского, 1958), и деятельности юношеских литературных кружков и группировок, как, например, СМОГ, до дела Синявского-Даниэля фактически подводит нас к начальному этапу диссидентского движения. Именно в этот период сформировались его важнейшие цели и задачи, создана материальная база и идеологическая структура. [1, с.23]

Но отголоски движения имеются и в новых направлениях искусства, толчком к развитию которых послужил XX съездом КПСС: от появления в свет произведений Ильи Григорьевича Эренбурга, Владимира Дмитриевича Дудинцева, Александра Исаевича Солженицына, до выражения всеобщего презрения Борису Леонидовичу Пастернаку. В определенном аспекте диссидентство было инициировано партийным руководством, ибо нашлись люди, представители интеллигенции, которые, воодушевившись тезисами XX съезда КПСС, отнеслись к ним на полном серьезе, действуя, как им казалось, в духе этих решений и выдвигая требования их реализовать их на практике. Именно так большая часть членов оказались внутри движения.

Основными событиями в истории движения стали: так называемый «процесс четырех» (Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова, Алексея Добровольского и Веры Лашковой — 1968), выход в свет «Хроники текущих событий» и создание «Инициативной группы защиты прав человека» (1968, 1969), первая демонстрация на Пушкинской площади, организованная Александром Есениным-Вольпиным (1965), уже упоминавшийся ранее процесс Якира и Красина (1972–1973), и создание «Московской хельсинкской группы» (1976).

Огромное достоинство деятельности правозащитного движения состоит в том, что именно они оповещали иностранных журналистов о существовавших в Советском Союзе проблем и роль диссидентов в их решении. Диссиденты являлись связующим звеном между партийным руководством и государствами, находившимися за «железным занавесом». Правозащитники имели возможность встречаться с зарубежной прессой, они проводили многочисленные пресс-конференции, печатали и публиковали информационные регулярные самиздатские публикации о нарушениях прав человека и гражданина в Советском Союзе («Хроника текущих событий», документы Хельсинкских групп и т.д.).


Список литературы

  1. Сахаров А. Движение за права человека в СССР и в Восточной Европе — цели, значение, трудности // Континент. 1979. № 19. С. 171–188.
  2. Батшев В. Первый // Столица. 1992. № 26 (84). С. 37–39.
  3. Шрагин Б. Противостояние духа. Лондон, 1976.
  4. Сахаров А. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. Самиздат, 1968.
  5. Литвинов П. О движении за права человека в СССР // Самосознание. Нью-Йорк, 1976.
  6. Чалидзе В. Права человека и Советский Союз. Нью-Йорк, 1974.
  7. Булгаков С. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. 2-е изд. М., 1909.
  8. Лимонов Э. Мазохизм — государственная политика СССР времен перестройки // Собеседник. 1990. № 43.
  9. Программа Демократического движения Советского Союза. Амстердам, 1970.