ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

№6,

Технические науки

Рябков Александр Владимирович


Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ; ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ELECTRONIC TESTING; EDUCATIONAL CONTENT; E-LEARNING.


Аннотация: В статье охарактеризованы преимущества и недостатки двух основных способов организации проверки знаний в учебном заведении — традиционного, предполагающего явку тестируемого, и электронного тестирования, основанного на доверии. Показано, что качество электронного тестирования тесно зависит от комплектности, доступности и актуальности образовательного контента.

Исстари проверка знаний учащихся проводится обязательной очной явкой проверяемых на экзамен (зачёт), которая нередко сопровождается предъявлением документа, удостоверяющего личность учащегося.

С точки зрения контрольных (надзорных) органов, работодателей и некоторых других контрагентов несомненное достоинство данного традиционного способа — сведение к минимуму подмены учащегося, в результате которой вместо него экзамен (зачёт) сдаёт другой человек. Очная проверка знаний для многих заинтересованных лиц служит гарантией от мошенничества со стороны людей, которые всеми неправдами пытаются заполучить нужный зачёт, который открывает возможности занять служебное место либо продвинуться по карьерной лестнице. Традиционный способ удобен также преподавателям, поскольку для проведения очной проверки знаний от них требуется только присутствие на экзамене (зачёту) и не требуется сил и времени на разработку системы электронного тестирования. Очная проверка знаний необходима в некоторых случаях, прежде всего прямо предусмотренных в законодательстве, в частности, в случаях подготовки специалистов, от которых зависит жизнь, здоровье, безопасность отдельных граждан и страны в целом.

Очная форма проверки знаний тесно связана с очной формой обучения, то есть наличием аудиторных занятий. Традиционные аудиторные занятия представляют собой зачитывание преподавателем вживую текста лекций перед слушателями, которые записывают в тетради всё то, что расслышали и успели записать. Чаще всего никакие печатные и тем более электронные материалы не выдаются каждому слушателю на руки бессрочно, а лишь предоставляется доступ к библиотечным ресурсам, которые, нередко, не систематизированы для учебного процесса, морально устарели и неудобны для использования. Исследования показали: зачитанный на слух материал в несколько раз уступает по объёму материалу, который за то же время слушатель успел бы самостоятельно прочесть. Следовательно, во время аудиторных занятий слушатели усваивают только часть программы, а именно не более 40%, что и заложено в нормативы. Остальные 60% слушатели должны самостоятельно усвоить, что требует похода в библиотеку, однако подавляющее большинство слушателей этого не делают.

Существенный недостаток очного способа проверки знаний — преподаватели часто рассматривают его как панацею всего образовательного процесса, уверовав в то, что раз учащийся лично ответил во время экзамена на все вопросы, то значит, он знает материал в необходимом объёме. На самом деле, нередко бывает так, что учащийся бездумно выучил материал либо наугад вытащил билет со знакомыми темами вопросов. Во время экзамена экзаменуемый вытаскивает билеты, вопросы которого содержат редко больше 10% всего изучаемого материала. Тестирование может охватить до 100% изученного материала, однако у него имеется свой существенный недостаток — учащийся выбирает правильный ответ, бывает наугад, и не раскрывая его нюансы.

Самый главный недостаток традиционного, очного способа проверки знаний — он основан на презумпции виновности учащихся, которых подозревают в уклонении от усвоения учебного материала [1]. В случае платного дополнительного образования, не подпадающего в список особых образовательных программ, связанных с жизнью, здоровьем, безопасностью, очную проверку знаний следует рассматривать как навязывание дополнительной услуги. Большинство образовательных программ допускает выбор способа проверки знаний, поэтому слушателю курса должно предоставляться право выбирать очную либо заочную (дистанционную) форму проверки знаний.

Дистанционная форма проверки знаний основана на презумпции невиновности учащихся, на вере в то, что каждый слушатель стремится не только получить новые знания, но и удостовериться в том, что он их усвоил. Однако мошенником может оказаться не учащийся, а учебное заведение, не предоставившее учащемуся полноценного электронного обучения. В таком случае дистанционное обучение превращается в фарс [2].

Наоборот, полноценное электронное обучение позволяет каждому слушателю овладеть полным объёмом учебного материала, что фактически исключается при очной форме обучения. Опыт электронной системы обучения, реализованный на сайте Академии подготовки главных специалистов (https://specialitet.ru), убедительно показал, что слушатели не только не пытаются обмануть экзаменаторов путём подмены себя другими лицами, наоборот, они, буквально, с жадностью, по много раз проходят тесты, получая от тестирования профессиональное удовольствие [3]. Анкетирование более 1100 слушателей Академии показало, что слушателям не только нравится электронное тестирование, они просили увеличить число тестов. Мониторинг активности учащихся показал, многие слушатели по нескольку раз проходили тесты, стремясь повысить процент правильности ответов.

Обобщая наши исследования, можно сформулировать следующие принципы эффективного электронного тестирования:

1. Наличие структурированного учебного материала, на 100% и более охватывающего изучаемую область знаний, включающего в себя помимо лекционного материала, базу важнейших нормативно-правовых актов в действующей редакции, справочный и иллюстративный материал. Отсутствие аудиторных занятий эффективно заменяют аудиотексты, которые учащиеся могут прослушивать в любое удобное время.

2. Тестовые вопросы должны быть двух типов: обязательные и дополнительные. Независимо от количества академических часов изучаемой программы общее количество обязательных тестовых вопросов должно быть не менее 50, дополнительных — не менее 50, всего не менее 100.

3. Тестовые вопросы должны быть разделены по модулям, в каждом модуле должно быть не менее 10 вопросов и не более 30 вопросов. В итоговом тесте должно быть не менее 50 вопросов.

4. Необходимо использовать таймер, рекомендуемое время – 2 минуты на каждый вопрос.

5. Количество попыток тестирования должно быть неограниченным, при этом тесты проходятся строго последовательно, от модуля к модулю.

6. В целях исключения подмены файла с успешным итоговым тестированием рекомендуется сделать автоматическую отправку файла на электронную почту куратора.


Список литературы

  1. Голодок Д.А., Алексеев В.М. Преимущества дистанционного обучения // Инновационная наука. — 2016. — № 11-2. — С. 168-169.
  2. Алексеева М.С., Ильченко С.В. Типичные ошибки применения информационных технологий в дистанционном обучении контрактных управляющих // Современная техника и технологии. — 2016. — № 7 (59). — С. 46-48.
  3. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 9-1. — С. 168-171.