УДК 34

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

№40,

Юридические науки

Ивницкая Владлена Львовна


Ключевые слова: ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ; ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ; ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; THE RIGHT TO EDUCATION; THE RIGHT TO RECEIVE RELIGIOUS EDUCATION; EDUCATIONAL LEGISLATION; DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT; EDUCATIONAL ORGANIZATION; SUBJECTS OF EDUCATIONAL LEGAL RELATIONS; INFORMATION SECURITY.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем права на образование и, в частности, права на получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений. Особое внимание уделяется правовым аспектам формирования регуляторной среды цифрового образовательного пространства и закреплению в законодательстве педагогических понятий и терминов с учетом их цифрового наполнения.

В современный период стремительно меняется законодательство, регулирующее общественные отношения с учетом их цифрового формата. Новые тренды, связанные с трансформацией и цифровизацией общественных отношений, становятся традиционными. Привычным и динамично развивающимся становится цифровое право, регулирующее разнообразные общественные отношения и объединяющее различные правовые институты, в рамках которых закрепляются новые понятия, термины и категории, а также специфика правового регулирования общественных отношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует право на образование (статья 43), свободу совести и свободу вероисповедания (статья 28). Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, и государство вменяет в свои обязанности их признание, соблюдение и защиту (статья 2) [1]. Правовыми нормами оформлены границы религиозного образования в светском образовательном пространстве России. Право на образование гарантировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [2]. Статья 87 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет особенности получения теологического и религиозного образования. Право на получение религиозного образования закреплено в статье 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ), регулирующего отношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания [3].

Если говорить о закреплении в законодательстве, регулирующем право на образование и право на получение религиозного образования, понятий и терминов, связанных с цифровизацией общественных отношений, то следует отметить следующее. Термин, связанный с цифровизацией, встречается в Федеральном законе № 273-ФЗ лишь однократно — применительно к цифровым (электронным) библиотекам (статья 18). В других случаях используются понятия, связанные с электронным обучением, электронными образовательными ресурсами, электронными документами.

Право на образование реализуется в образовательных организациях, для которых актуально в современный период создание цифровой среды и цифрового образовательного пространства, включение в цифровую информационную среду. Понятие цифровой образовательной среды содержится в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» и определяется как совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания [4].

Очевидно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ должно быть определено общее понятие цифровой образовательной среды, которое будет единым для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Должны быть едиными требования к созданию такой среды на уровне образовательных организаций с учетом того, что образовательное пространство является единым на территории Российской Федерации.

Едиными должны быть требования по наполнению цифровой образовательной среды образовательным контентом и его использованию. Специфика регулирований такой цифровой образовательной среды на уровне образовательной организации должна быть закреплена локальным актом организации, в котором должны быть отражены цели и задачи такой среды, ресурсное обеспечение, доступ к информационным каналам, правовой режим информации, права и обязанности участников, юридическая ответственность в случае нарушения законодательства. В данном аспекте, возможно, стоит говорить о более широком понятии цифрового образовательного пространства, которое также требует осмысления и законодательного определения. В любом случае в формировании новой регуляторной среды большая роль отводится праву как средству, способному объединить на справедливых началах, ведущих принципах права многомиллионное население страны и посредством конкретных норм права направить его усилия на успешное овладение знаниями, накопленными человечеством, и эффективное использование этих знаний в деле дальнейшего прогрессивного развития общества и государства.

Цифровое образовательное пространство диктует новые требования к средствам обучения и воспитания, в связи с чем актуальным становится принятие стандартов на основе отраслевых (образовательных) и международных документов (международно-правовые стандарты). Требуется принять стандарт, который устанавливает термины и определения понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания, а также стандарт самих средств обучения и воспитания. Все новые документы должны учитывать единообразное толкование педагогических понятий и терминов, а также наполнение их «цифровым» содержанием. Отметим, что в настоящее время принят Национальный стандарт РФ «Учебник электронный» (ГОСТ Р 57724-2017), ГОСТ Р 55751-2013 Группа Н59 «Электронные учебно-методические комплексы» и др. С учетом этих стандартов, а также стандартов информационной безопасности должны формироваться цифровая образовательная среда и цифровое образовательное пространство, в которых осуществляется образовательная деятельность и обеспечивается право каждого человека на образование, в том числе особенности получения религиозного образования [5].

Обратимся к правам субъектов образовательных правоотношений и иных участников цифровой образовательной среды. Права обучающихся в цифровой образовательной среде можно рассматривать с учетом удаленного подтверждения личности для совершения юридически значимых действий. Для сферы образования это актуально в части подачи заявлений обучающимися в рамках образовательных отношений, участия в сетевой форме образовательной деятельности и др. В рамках получения цифровых образовательных услуг обучающийся может выступать стороной гражданско-правового взаимодействия с вытекающими правовыми последствиями. В сфере трудовых отношений следует говорить об особенностях оформления трудовых отношений, электронном формате заключения трудового договора, правилах предоставления отчетности (включающих видеофиксацию) педагогическими работниками, уменьшающих их загруженность и исключающих дублирование документов и иной информации. В некоторых случаях, обратим внимание, традиционное «электронное» становится новым «цифровым».

Проблема информационной безопасности в рамках цифровой образовательной среды образовательного пространства становится шире и выходит за рамки образовательного права, поскольку затрагивает интересы иных желающих (с неопределенным правовым статусом) в ней поучаствовать в образовательных и воспитательных целях. Должны быть четко определены в законодательстве такие желающие, закреплен их правовой статус с точки зрения образовательного права и взаимодействия их с обучающимися. С целью определения образовательных целей в Федеральном законе № 273-ФЗ следует скорректировать понятие образовательной деятельности с учетом высокой социальной значимости образования, наполнить его педагогическими терминами (образование, воспитание) и, таким образом, отказаться от узкого понятия деятельности по реализации программ.

Цифровая образовательная среда содержит данные в цифровой форме и способствует реализации образовательных программ и формированию цифровых компетенций у обучающихся с учетом потребностей цифровой экономики. Как мы уже сказали, это предполагает правовую защиту субъектов образовательного права и образовательных правоотношений в условиях цифрового образовательного пространства. Управление цифровой образовательной средой невозможно без согласования интересов всех заинтересованных лиц. Система управления должна обеспечивать представление интересов всех заинтересованных лиц: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, руководителей образовательных организаций, сотрудников государственных органов и представителей бизнеса, заинтересованных в обучении кадров для цифровой экономики.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу от 03.10.2021) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» // СЗ РФ. 2020. № 50. Ст. 8240.
  5. Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики / ответственные редакторы В.М. Сырых, В.В. Насонкин. Москва: Федеральный центр образовательного законодательства, 2019. 605 с.