УДК 33

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

№37,

Экономические науки

Ковешников Виктор Сергеевич


Ключевые слова: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА; «ПОДТАЛКИВАНИЕ»; ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА; РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; EXPERIMENTAL ECONOMICS; «NUDGING»; BEHAVIORAL ECONOMICS; RATIONAL BEHAVIOR.


Аннотация: Данная статья посвящена экспериментальной экономике и её вкладу в современную экономическую науку несмотря на то, что данная область начала своё развитие лишь в последние десятилетия. Переходя от теоретических моделей, основанных на нереалистичных предположениях, к наблюдениям в рамках экспериментов, экономисты нередко находят опровержения тем выводам, которые до этого считались истинными в экономической теории. Результаты экспериментов позволяют применять на практике полученное новое знание о поведении людей почти немедленно.

Введение

До второй половины 20-го века всё ещё шли споры о том, что экономика никогда не будет способна стать экспериментальной наукой и она ограничена лишь фундаментальной теорией и разного рода наблюдениями. В настоящее время же экспериментальная экономика полноценно интегрирована в мейнстрим. Главным образом опираясь на наблюдение психологии и поведения реального человека, а не идеалистически рационального агента, экспериментальная экономика способна улучшить экономическую теорию и разрабатываемую с помощью неё экономическую политику. Практическая значимость данной научной области возрастает, и это можно заметить по тому, как и государство, и бизнес используют её результаты для эффективного «подталкивания» людей к тем решениям, которые они считают наиболее благоприятными для всех.

Цель данного реферата заключается в описании причин возникновения экспериментальной экономики (в связи с этим будет исследована взаимосвязь между экономической теорией и экспериментами, а также дан краткий исторический экскурс), её главных на сегодняшний день результатах для экономической науки в целом, а также её возможном приложении в управлении государством или бизнесом.

Взаимосвязь экспериментальной экономики и экономической теории

Экономическая теория основана на построении моделей, а любая модель представляет собой описание некоторого экономического или социального явления. В рамках подобной модели задаются экономические агенты; выбор, который перед ними стоит; набор ограничений, которого им необходимо придерживаться; а также количество доступной агентам информации. Таким образом, через специфицированную модель учёный-экономист получает набор инструментов, позволяющий ему прогнозировать и объяснять интересующие его феномены. Однако при анализе возможных действий агентов исследователь неизбежно строит предположения о присущих им качествах или об их поведении. Это влечёт за собой проблему того, что данные предположения зависят от суждения исследователя, и если он не желает уделять достаточное внимание достижениям экспериментальной экономики, то введённые им в модель предпосылки могут оказаться нереалистичными.

Возможные предположения, на основе которых может строиться модель, можно подразделить на три категории: 1) предположения о том, как агенты оценивают каждый возможный исход (сюда относятся вопросы их предпочтений, отношения к риску, к будущим выгодам и потерям, а также к степени релевантности поведения других агентов); 2) предположения о когнитивных способностях агентов и о том, ориентируются они на разум или чувства при принятии решений в условиях неопределённости; 3) предположения о том, как непосредственно будут вести себя агенты в рамках модели [Roth, 1995].

Данные предположения, как мы увидим позднее, во многом и сформировали различные направления экспериментальной экономики.

Сторонники экспериментальной экономики будто бы бросают вызов существующим идеалистическим предпосылкам (например, о полных и транзитивных предпочтениях, о рациональности агентов или о существовании в долгосрочном периоде какого-либо равновесия) и стремятся к тому, чтобы их проверить и либо превратить в непреложные истины, либо предложить иное понимание тех или иных явлений, которое, как они считают, подтверждается на данных и наблюдениях.

Каждое «противостояние» между теорией и экспериментом заканчивается тем, что теория либо работает, либо не работает.

В случае соответствия результатам эксперимента (желательно также, чтобы эти результаты были воспроизводимыми, а не являлись случайным совпадением) теория начинает считаться правдоподобной и имеющей предсказательную способность. Более того, это также означает, что теорию можно расширять и увеличивать её эмпирическое содержание [Smith, 1989].

Случай, когда теория не может объяснить результаты эксперимента, также представляется полезным для научной деятельности. Либо это означает, что теория в корне неверна и требует серьёзной модификации, либо что те или иные условия проведения эксперимента были нарушены, что повлекло за собой некорректные результаты, для объяснения которых требуется отличная от изначально предполагаемой теория [Smith, 1989].

Результаты экспериментальной экономики крайне важны для подтверждения или опровержения теоретических выкладок и это одна из причин, почему с фундаментальной точки зрения возникновение данного раздела экономической науки было неизбежно.

История развития экспериментальной экономики

У каждого исследователя истории экономики своё понимание того, когда был проведён первый экономический эксперимент. Многие, однако, отдают своё предпочтение эксперименту Бернулли (1738), в результате которого был выявлен так называемый Санкт-петербургский парадокс [Roth, 1995]. В ходе этого эксперимента Бернулли обнаружил, что, хотя у некоторой случайной величины может быть математическое ожидание, равное бесконечности, участники эксперимента считали лотерею с подобной величиной очень невыгодной. В этом заключалось расхождение между тем, какое поведение считает оптимальным математическая наука, и какое поведение оптимально с точки зрения здравого смысла.

Непосредственно как отдельное направление экономической мысли экспериментальная экономика начала формироваться только лишь в 30-х годах 20-го века, когда активно начали проводиться эксперименты по проверке теории индивидуального выбора [Nagatsu, 2015]. Их непосредственным продолжением стала работа Неймана и Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», опубликованная в 1944-м году, и именно этот год стал важной вехой в развитии экспериментальной экономики. Нейман и Моргенштерн предложили миру теорию ожидаемой полезности. Именно стремление проверить новую теорию повлекли за собой первую волну экспериментов, связанных не только с предпочтениями, но и с интерактивным поведением между агентами.

Один из первых экспериментов с взаимодействием между субъектами был проведён в 1950-м году Дрешером и Фладом, предложив сотрудникам определённой корпорации выбор, который впоследствии стал известен как «дилемма заключенного» [Roth, 1995]. Именно после данного эксперимента произошёл огромный рост публикаций в сфере теории игр, и, в частности, именно публикаций, посвящённых «дилемме заключенного» и её приложению на реальные проблемы: от ядерного вооружения государств до обеспечения граждан общественными благами.

В период с 1960 по 1980 гг. количество публикаций по экспериментальной экономике составляло больше сотни в каждое десятилетие. В это время учёные начали обращаться к вопросам методологии проведения экспериментов. Так, ключевым вопросом было то, как мотивировать участников эксперимента, чтобы они показывали свои истинные намерения или их истинную “reservation price”, то есть минимальную цену, при которой субъект готов купить благо. Если данная «резервная цена» известна, нетрудно смоделировать функцию полезности индивида, и при этом проверить, действительно ли агент максимизирует свою полезность. В результате нескольких экспериментов было обнаружено, что люди действуют вопреки теории субъективной ожидаемой полезности Сэвиджа (1954), которая была логичным продолжением теории Неймана и Моргенштерна [Ellsberg, 1961].

К концу 20-го века экспериментальная экономика набирает стремительные обороты, и поэтому здесь выделять какие-либо основные работы, определяющие направление всей научной области, не представляется возможным: экспериментальная экономика становится разнородной. Многие лаборатории в США и Европе начинают получать финансирование для проведения масштабных экспериментов, проводятся первые конференции, объединяющие экспериментаторов-экономистов, а экспериментальная экономика постепенно отделяется от экспериментальной психологии [Guala, 2010].

В качестве описания того, на каком этапе развития экспериментальная экономика находится сегодня, будут рассмотрены её основные достижения.

Главные результаты экспериментальной экономики и как они были достигнуты

Выводы, полученные из экспериментов, проведённых за последние 60 лет, оказали непосредственное влияние на развитие всей экономической науки, и как ни что другое подчёркивает всю важность и релевантность экспериментальной экономики в настоящее время. Однако с целью понять, как те или иные результаты могут быть достигнуты, необходимо обозначить составляющие любого эксперимента.

В первую очередь задаётся «среда» (экзогенные характеристики), это может включать в себя изначальное бюджетное ограничение агента, его предпочтения; издержки, стимулирующие обмен или иное взаимодействие с другими агентами. «Среда» может контролироваться экспериментатором: например, для участия в воображаемой лотерее могут предлагаться различные платы за внос для контрольной и экспериментальной групп [Smith, 1994].

Также в каждом эксперименте используется определённый «институт» (эндогенные характеристики), то есть задаются правила, регулирующие обмен информацией, или правила заключения определённого контракта в рамках эксперимента [Smith, 1994]. «Институт» конкретизирует то, как формируются ставки, если речь идёт о модификациях аукционов, или то, как формируются предложения, если речь идёт об играх «Диктатор» и «Ультиматум».

Третий элемент эксперимента – непосредственно поведение участника эксперимента, которое можно представить как зависимую переменную в функции от «среды» и «института».

Преобразовывая каждый элемент эксперимента под свои интересы и нужды, исследователь осознаёт, что его возможности безграничны. Сводя реальные феномены к более простым экспериментам, но при этом модифицируя «среду» и «институт» таким образом, что остаётся непосредственная связь эксперимента с реальностью, исследователь способен выявлять те причинно-следственные связи, которые раннее были скрыты.

Ниже детально описаны некоторые из наиболее релевантных, по мнению автора реферата, достижений экспериментальной экономики [Smith, 1994].

1) Институты как в широком, так и в узком смысле имеют значение.

Сейчас это утверждение кажется нам естественным, но долгое время институтам не уделяли достаточного внимания, и те или иные явления объяснялись поведением человека на микроуровне и политикой государства на макроуровне, не уточняя, что всё это обусловлено сформировавшимися институтами: достаточно их небольшой модификации, и суть явлений также будет изменена. Институты — правила, согласно которым агенты действуют как в рамках эксперимента, так и в реальной жизни — определяют, во-первых, степень неопределённости и то, какая информация доступна индивидам, а, во-вторых, определяют стимулы. В связи с этим отрицать важнейшую роль институтов в экономике становится бессмысленно.

2) В определённых ситуациях возможно использование доминируемых стратегий.

Согласно теории игр, стратегия, исход которой менее благоприятен для исхода любой другой стратегии независимо от решений другого агента, называется доминируемой, и здравый смысл подсказывает, что в процессе взаимодействия доминируемую стратегию не стоит выбирать никогда. Однако эксперименты показали, что если игра будет повторяться несколько раз с одними и теми же агентами, то возможна ситуация, когда один из агентов будет выбирать доминируемую стратегию, чтобы «наказать» другого и чтобы в последующих играх второй агент выбирал стратегию, приводящую к более «справедливому» исходу, к так называемому «кооперативному» равновесию.

3) Наличие полной информации может не приводить к равновесию.

Из предыдущего результата плавно вытекает следующий. С помощью экспериментов исследователи пришли к выводу, что, предоставление агентам полной информации обо всех исходах того или иного взаимодействия может ухудшить конкуренцию на рынке. Ведь если у людей есть полная информация, им легче распознавать более выгодные для них исходы, часто отличающиеся от конкурентного равновесия или равновесия Нэша. Тогда агенты будут использовать упомянутые выше стратегии с «наказаниями», то есть будут намеренно приводить к плохим исходам других агентов, чтобы они поменяли своё поведение, и в итоге начали приходить к тем исходам, которые более благоприятны первым. Разумеется, при таких условиях результат взаимодействия будет гораздо медленнее сходится к равновесию и тем самым затруднять предсказуемость явлений как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

В рамках одной подобной работы невозможно осветить всё, чего добилась экспериментальная экономика за последние десятилетия, поэтому здесь будут вкратце описаны отдельные направления, для развития которых исследователи сейчас проводят наибольшее количество экспериментов.

Среди них: 1) изучение эффекта фрейминга (то, насколько у человека меняется восприятие информации в зависимости от того, как она ему будет словесно описана); 2) изучение confirmation bias и motivated beliefs (то, насколько человек склонен видеть в нейтральных фактах подтверждение своей точки зрения); 3) исследование философских категорий (моральный выбор, альтруизм, справедливость); 4) теория перспектив (изучение поведения человека, когда ему необходимо принимать решения в условиях риска, при том, что вероятности успеха и неудачи известны); 5) межвременной выбор; 6) стратегическое взаимодействие между агентами; 7) применение экспериментов к различным механизмам на рынках (изучение аукционов, пузырей, информационной неэффективности и взаимодействие между фирмами) [Croson, Gächter, 2010].

Применение экспериментальной экономики на практике

Принципы поведенческой экономики и результаты, полученные из экспериментов, на последнее десятилетие начали активно применяться в управлении как государством, так и частными компаниями.

В частности, разрабатывается специальная архитектура выбора, которая «подталкивает» агентов к определённым действиям, при этом не прибегая к каким-либо ограничениям или запретам. Классический пример заключается в том, что если некто хочет заставить людей выбирать преимущественно вегетарианские блюда, то эти блюда должны располагаться в центре меню и обозначены более жирным шрифтом. Подобные идеи можно воплотить и налоговой сфере, тем самым минимизируя налоговые отклонения, и в сфере донорства крови, и чтобы стимулировать накопление пенсий и страховые отчисления, и в сфере потребления электроэнергии и разделения мусора. Эксперименты показали, что «подталкивание» может работать, причём в самых разных формах [Thaler, Sunstein, 2008].

Помимо этого, с помощью инсайтов, полученных из различных экспериментов, можно формировать доверие: в частности, доверие между продавцом и покупателем или между двумя сторонами, заключающими контракт. В частности, было установлено, что напоминание людям об их моральных стандартах влечёт к тому, что они будут менее склонны к обману и мошенничеству [1]. Именно поэтому, например, на многих сайтах с образовательными курсами очень часто просят подтвердить, что пользователь согласен с кодексом чести.

Более того, экспериментальная экономика может применяться и к более глобальным проблемам: например, к изменению климата. Так, исследователи изучали более трёх сотен пилотов и осуществлённые ими 40 000 рейсов и обнаружили, что небольшие корректировки в условиях работы могут привести к значительным изменениям поведения лётчиков [2]. Каждому пилоту была задана персонализированная цель, заключавшаяся в необходимости повышения эффективности использования топлива. В результате через 8 месяцев в среднем в воздух испытуемыми выбрасывалось на 20% меньше углекислого газа, что является большим позитивным эффектом для экологии.

Заключение

На самом деле экспериментальная экономика стала главным действующим лицом той методологической революции, которая произошла в экономической науке во второй половине 20-го века. Всего за несколько десятилетий экономика превратилась из дисциплины, где экспериментальный метод считался непрактичным, неэффективным и в значительной степени неуместным, в дисциплину, где некоторые из самых захватывающих достижений обусловлены данными экспериментов, будь то эксперименты в лаборатории или «полевые» эксперименты в реальных условиях.

Сегодня никто не станет отрицать важность экспериментальной экономики для проверки уже созданных теорий, установления эмпирических закономерностей для создания новых теорий, сравнения влияния различных экзогенных и эндогенных характеристик в моделях и даже для оценки эффективности той или иной политики. Экспериментальная экономика стала разнообразной, её достижения начинают применять повсеместно: от мотивирования школьников учиться до избавления людей от вредных привычек. Ключевым вопросом для каждого исследователя, тем не менее, остаётся вопрос методологии при конструировании экспериментов. Действительно ли всегда возможно перекладывать результаты ограниченного эксперимента в лаборатории, в котором приняли участие несколько сотен человек, на реальный мир?


Список литературы

  1. Behavioral Economics in practice // IMPACTUALLY URL: https://impactually.se/behavioral-economics-in-practice/ (дата обращения: 06.12.2020).
  2. Virgin Atlantic is using new behavioral science research to train pilots to save fuel // Quartz URL: https://qz.com/714267/virgin-atlantic-is-using-new-behavioral-science-research-to-train-pilots-to-save-fuel/ (дата обращения: 06.12.2020).
  3. Croson R., Gächter S. The science of experimental economics // Journal of Economic Behavior & Organization. 2015. Vol. 73, №1, P. 122-131
  4. Ellsberg D. Risk, Ambiguity, and the Savage Axioms // The Quarterly Journal of Economics. 1961. Vol. 75, №4. P. 643-669.
  5. Guala F. Experimental Economics, history of. In: Durlauf S.N., Blume L.E. (eds) Behavioural and Experimental Economics. The New Palgrave Economics Collection. Palgrave Macmillan, London, 2010. P. 99-106.
  6. Nagatsu M. Behavioral Economics, History of. in JD Wright (ed.), International Encyclopedia for Behavioral and Social Sciences. 2 edition, Vol. 2, Elsevier Scientific Publ. Co, Amsterdam, 2015. P. 443–449.
  7. Roth A.E. Introduction to Experimental Economics. In Handbook of Experimental Economics, edited by J. Kagel, A. Roth. Princeton University Press, 1995. P. 3-109.
  8. Smith V.L. Economics in the Laboratory // Journal of Economic Perspectives. 1994. Vol. 8, №1. P. 113-131.
  9. Smith V.L. Theory, Experiment and Economics // Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3, №1. P. 151-169.
  10. Thaler R.H., Sunstein C.R. Nudge: Improving decisions about health, wealth, and happiness. Yale University Press. 2008.