УДК 37

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№37,

Педагогические науки

Дегтярева Дарья Сергеевна


Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБРАЗОВАНИЕ; ARTISTIC ACTIVITY; DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; EDUCATION.


Аннотация: Развитие творческих способностей, реализация и раскрытие силы сущности ребенка является главнейшей задачей современной системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт – в соответствии с его требованиями личность становится ключевым элементом обучающего процесса и основой обучения. Уделяется внимание развитию творческих способностей младших школьников и их интереса к обучающему процессу.

Фундамент или момент формирования ценностной основы миропонимания ребенка в художественно-творческом развитии закладывается именно в начальной школе. Поскольку искусство является «миром воплощенных ценностей», к которым стремиться человек в любом школьном возрасте, как в старшем, так и в младшем.

Ценности и благополучие личностного развития, полученные в младшем школьном возрасте, во многом зависят от конструктивного общения, то есть умение выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Индивидуальные успехи и достижения приобретают социальный смысл.

В соответствии с требованиями ФГОС для повышения художественнотворческого развития младших школьников, необходимо направить деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Организация занятий художественно-творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Большой вклад в решение проблем художественно-творческого развития внесли такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес и др.

В условиях информатизации и научно-технического развития государства, регулярно появляются новые профессии, изменяются и требования к уже имеющимся профессиям, что предполагает определенную мобильность личности и требует развития творческих способностей.

Я.А. Пономарев [1], советский и российский психолог, под творчеством в широком смысле понимал «взаимодействие, ведущее к развитию». Творческая деятельность, по его мнению, это специфическая форма взаимодействия, критерием которой является механизм развития. Исходя из этого, развитие творческих способностей детей происходит через организацию специфических форм взаимодействия ребенка и взрослого в процессе различных видов деятельности.

В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся [2].

Художественно-изобразительная деятельность младших школьников в условиях образовательной организации находит разнообразные формы выражения изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению);

— декоративная и конструктивная работа;
— восприятие явлений действительности и произведений искусства;
— обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
— изучение отечественного и зарубежного художественного наследия;
— подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
— прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных) [3].

Для развития творческих способностей учащихся хорошо подходят походы в театры и кинотеатры. А также, можно использовать еще видеоверсии известных театров или видео-уроки от актеров.

В исследованиях педагогов-практиков выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по театральному искусству. Обязательным моментом в хорошем развитии творчества учеников является ввод в состав внеурочных занятий некоторых игровых деталей. Важность данного дела обуславливается, в начале, самой идейной основы игры. Она состоит в выражении и исполнении детьми в игре действий зрелых людей, способствующих друг друга узнавать окружающий мир. В роли определенных игровых ситуаций выступают направленность на удовлетворение увлечений ребенка, сильно проявленный самостоятельный твердый характер, самоуправление, творческо-художественное начало, удовлетворение и счастье, приобретаемые в процессе и в общим результатам игры, ее направленность в будущее.

Огромная ценность игры в образовании творческой активности на уроках по театру обозначено тем, что она постоянно взаимосвязана с переживанием ребенком позитивного эмоционального состояния; ввод игровых моментов развлекает ребенка, привносит положительный эмоциональный всплеск, пускает в разгон использование творческих способностей. Игровые процессы в театральной деятельности приумножают интерес детей к задаче, стимулируют воображение, фантазию, мышление.

Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:

— усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
— организация досуговой деятельности;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности;
— оказать помощь в поисках «себя»;
— создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
— развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
— развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширять рамки общения с социумом;
— воспитывать культуру досуговой деятельности.

Выводы. Приоритетной задачей современного школьного образования, в качестве социального института является разнообразное и всестороннее обучение детей, так же творческое, учебно-познавательной компетенции, умения самодисциплины, навыки к самореализации личности.


Список литературы

  1. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. — М., 1981. — 192 с.
  3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.Г. Панова – М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. – 374 с.
  4. Шемелова О. Ю.Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9743/ (дата обращения: 10.05.2022).
  5. Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 09.04.2022).