ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ (К ПРОБЛЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ)

№5,

Философские науки

Смирнов Сергей Владимирович (к.ф.н.)


Ключевые слова: ЖИЗНЬ; СМЕРТЬ; БЕССМЕРТИЕ; ЧЕЛОВЕК; ВЕЧНОСТЬ; LIFE; DEATH; IMMORTALITY; MAN; ETERNITY.


Аннотация: В статье рассматриваются философские аспекты проблем жизни, смерти, бессмертия. Характеризуются биологический, антропологический и парафизиологический подходы к осмыслению данных феноменов. Особое внимание уделяется проблеме достижения человеком бессмертия.

Проблема жизни, смерти, бессмертия – одна из важнейших философских проблем. Ее осмыслению посвящены труды целого ряда мыслителей: Ф. Арьеса, С. Грофа, Н.А. Ильина, О. Хаксли, Дж. Хэлифакс, Х. Беннета, Ж. Делюмо, Дж. Фрейзера, других ученых и философов.

В данных работах рассматриваются: духовно-психические аспекты трансформации внутреннего мира человека находящегося перед лицом смерти [1]; танатологические традиции различных стран и народов мира [2], эволюция научных и философских представлений о феноменах жизни, смерти, бессмертия [3], психоделические практики облегчения «ухода» человека в потусторонний мир [4]. И т.д.

В тоже время, в работах перечисленных авторов проблемы жизни, смерти и бессмертия характеризуются недостаточно разносторонне, с акцентом, на психологические и культурологические аспекты «измерения» данных феноменов.

В этой связи, целью данной работы является необходимость целостного осмысления феноменов жизни, смерти, бессмертия; анализ основных направлений форм перехода человека в измененные состоянии души и тела.

В целом, проблема жизни и смерти в мировой философии рассматривается в виде экзистенциальной диады: единства и противоречия двух диалектически связанных, но взаимоисключающих феноменов. Наибольшее внимание при этом, уделяется смерти, а сама человеческая жизнь, воспринимается как мгновение, отпущенное человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к своему Уходу из мира и последующему обретению бессмертия, понимаемого предельно широко: от бессмертия души, к вечности круговорота атомов и молекул.

Представление о жизни как кратком мгновении личностного существования, наполненного, к тому же, болью, страхом и страданиями, формирует, в целом, отрицательное отношение к ней. Так у Платона: жизнь – это сон, У И. Дамаскина – пепел, призрак и дым, у Экклезиаста – суета и томление духа, у Паскаля – вечная иллюзия. Для него У. Шекспира, «жизнь — это повесть глупца, рассказанная идиоту, полная шума и ярости, но лишенная смысла» [5].

Поразительно, но, в культуре европейских народов, вплоть до XVIII века, отсутствовало четкое разделение на жизнь и смерть. В XVII веке, в частности, юристы еще рассуждали о том, способна ли на трупе выступать кровь при виде убийцы, выдавав, тем самым, его правосудию. В Квинсленде, страх перед смертью заставлял могильщиков перед погребением умершего ломать дубиной покойнику кости, а его живот набивать камнями. Этот же страх заставлял некоторые народы наглухо замуровывать склепы, заколачивать гробы, класть на грудь покойника тяжелые каменные плиты [6, с. 16].

Анализируя имеющиеся источники по проблеме осмысления жизни, смерти, бессмертия можно выделить ряд следующих «измерений» данной проблемы.

Первое из этих них – биологическое. Оно связанно с представлением о жизни как процессе индивидуального развития организма, связанного со сменой его телесно-психофизиологических состояний. Смерть здесь рассматривается как естественный результат существования живого, а в надбиологическом смысле – и всего материального. Рождается, живет и умирает человек, растение, животное; возникают и исчезают звезды. В небытие же, не уходит никто и ничто. Биогенная миграция атомов и молекул, геохимический круговорот вещества и энергии обеспечивают бессмертие всего сущего. Человек в этом отношении представляет собой микрокосмос – малое подобие Универсума. С представлением о себе как о Части подобной Целому, связано чувство «благоговения перед жизнью», ощущения человеком своей причастности к удивительному миру живого [6, с. 80-82].

Второе «измерение» проблемы жизни, смерти, бессмертия – антропологическое. Оно связано с выявлением своеобразия Человеческой жизни, ее отличия от жизни всего живого. Специфика здесь в том, что человек – это единственное существо, осознающее, что оно умрет. Все организмы лишь просто завершают свой жизненный путь, в лучшем случае, сохранив себя в генах потомства. Человек же «обречен на пожизненные мучительные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках» [7, с. 75]. Эти раздумья формируют жизненный путь человека, определяют его мотивацию, поступки и деятельность… Осознание бренности бытия, страх перед смертью – есть важнейшие факторы, личностного развития человека, а значит, и общества в целом.

Третье «измерение» проблемы жизни, смерти, бессмертия мы бы охарактеризовали как парафизиологическое. Это измерение, в котором феномен жизни, смерти и бессмертия рассматриваются как отдельные формы бытийствования индивида, связанные с трансформацией форм его телесно-духовной и витальной организации; со сменой состояний души и тела.

Особое внимание в данном контексте, уделяется осмыслению проблемы бессмертия и его возможных форм.

В биологическом отношении, бессмертие человека выражается в возможности сохранения себя в генах потомства. Этот вид бессмертия близок большинству людей. Одним из мощных влечений человека в этом плане является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. К биологической форме бессмертия можно отнести и криогеническую практику глубокого замораживания тел умерших с расчетом на их будущее оживление.

Бессмертие может отражается и в результатах жизненного творчества (поступков) человека. Научное открытие, создание выдающегося произведения литературы и искусства, деятельность на военном или государственном поприще – все это оставляет имя человека в памяти потомков. «Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов, и величайших преступников» [8, с. 47].

Другой путь в бессмертие связан с достижением состояний, называемых «измененные состояния сознания». В основном, они представляют продукт психотренинга или медитации, а также, являются следствием приема психотропных препаратов. В этих состояниях возможен «прорыв» в иные измерения пространства и времени где не существует смерти, путешествия в прошлое и будущее, осознание своей личной причастности к Вечности, к эволюции Вселенной. И т.д.

Жизнь и смерть, таким образом, представляют собой диалектически взаимосвязанные процессы бытия природы, материи и человека. Их философское осмысление связано с пониманием сущности жизни, смерти и бессмертия, с выявлением специфики человеческого существования, с осознанием возможности сохранения человека в оставленном им духовном и культурном наследии.


Список литературы

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф.Арьес. – М.: Наука, 1992. – 350 с.
  2. Гроф С. Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти / С.Гроф. – М.: АСТ, 2008. – 475 с.
  3. Ильин Н.А. Современная наука о жизни и смерти / Н.А.Ильин. – Кишинев: Изд-во «Глобус», 1995. – 267 с.
  4. Хаксли, О. Двери восприятия. Рай и ад: Трактаты / О. Хаксли. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 224 с.
  5. Интернет ресурс: http://cpsy.ru/cit1099.htm (дата обращения: 22.02.2017).
  6. Делюмо, Ж. Идентификация ужаса / Ж. Делюмо, Дж. Фрейзер. – М.: Алгоритм, 2009. – 240 с.
  7. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. – М.: Прогресс, 1973. – 344 с.
  8. Гроф С. Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти / С.Гроф. – М.: АСТ, 2008. – 475 с.